Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Кавалер золотой звезды №9

Нынешний год насыщен юбилейными датами, связанными с биографией легендарного авиатора Георгия Филипповича Байдукова, генерал-полковника авиации, Героя Советского Союза. 26 мая исполняется 100 лет со дня его рождения, 18-22 июня – 70-летие первого беспосадочного перелета экипажа В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова из Москвы через Северный полюс в город Ванкувер (США). А 50 лет назад Георгий Филиппович возглавил 4-е Главное управление Министерства обороны, являвшееся проводником научно-технической революции в Войсках ПВО страны. Он руководил им в течение 15 лет. При его непосредственном участии были созданы основные системы и средства ракетно-космической обороны, что существенно изменило роль и место Войск ПВО и фактически обусловило превращение их в Войска ВКО страны. Человек-легенда – так называли Георгия Филипповича Байдукова в Войсках противовоздушной обороны в период, когда он в 1972 г. стал научным консультантом главнокомандующего Войсками ПВО страны и поддерживал тесную связь с войсками по вопросам разработки, внедрения и использования новых систем вооружения для борьбы со средствами нападения в воздухе и космосе.

Родился Георгий Байдуков 13 мая (26 мая по новому стилю) 1907 г. в семье железнодорожника на разъезде Тарышта ныне Татарского района Новосибирской обл. Окончил профтехшколу в г. Омске, был рабочим. В 19 лет поступил на военную службу в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков и после успешного прохождения теоретического курса продолжил учебу в 1-й Военной школе летчиков (Кача), которую окончил в 1928 г. Далее – служба в 20 отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округа: младший летчик, старший летчик. С 1930 г. в Научно-испытательном институте ВВС был летчиком-инструктором, старшим инструктором-летчиком, а с 1933 г. – командиром корабля авиабригады этого же НИИ, участвовал в ответственных зарубежных полетах (в Польшу, Францию, Чехословакию) на воздушных кораблях конструктора А.Н. Туполева (АНТ-6, АНТ-5). В 1934-1935 гг. учился в Военно-воздушной академии РККА им. Н.Е. Жуковского на инженерном факультете.

В 1934 г., после спасения с помощью самолетов экспедиции и экипажа теплохода “Семен Челюскин”, в стране возрос интерес к освоению неизведанного северного края. В конструкторском бюро А.Н. Туполева был создан самолет АНТ-25 с большой дальностью беспосадочного полета, потом он был “доработан” для полетов над морем и в Арктике. В 1935 г. было принято правительственное решение о перелете на данном типе самолета через Северный полюс в Америку. Командиром экипажа был утвержден полярный летчик (герой спасения челюскинцев, одним из первых удостоенный звания Героя Советского Союза) С.А. Леваневский. Вторым пилотом в состав экипажа вошел Г.Ф. Байдуков, в совершенстве владевший пилотированием самолета по приборам (“вслепую”). 20 августа 1935 г. экипаж Леваневского предпринял попытку осуществить запланированный перелет, но из-за неисправности в масляной системе единственного на самолете АНТ-25 двигателя полет был прерван.

С сентября 1935 г. Георгий Филиппович – летчик-испытатель Московского авиационного завода №22 – участвует в доработках самолета АНТ-25 для арктических полетов. Для осуществления задуманного перелета через Северный полюс по рекомендации Г.Ф. Байдукова в качестве командира экипажа (первого летчика) был выбран опытнейший летчик-испытатель завода авиационной промышленности В.П. Чкалов (в связи с командировкой Леваневского в США для ознакомления с зарубежными многомоторными самолетами для дальних полетов). Штурманом экипажа определен А.В. Беляков, профессор, начальник кафедры Военно-воздушной академии.

20-22 июля 1936 г. экипажем в составе В.П. Чкалова (командир), Г.Ф. Байдукова (2-й пилот) и А.В. Белякова (штурман) совершен беспосадочный перелет по маршруту Москва – Земля Франца-Иосифа – Северная Земля – бухта Тикси – Петропавловск-на-Камчатке – о. Удд (о. Чкалов). За 56 час. 20 мин. они преодолели 9374 км. За героизм и мужество, проявленные в полете, каждому участнику перелета присвоено звание Герой Советского Союза. Г.Ф. Байдукову была вручена Золотая Звезда за №9. 18-20 июня 1937 г. тот же экипаж совершил еще более дерзкий исторический перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) продолжительностью 63 час. 16 мин. (протяженность маршрута – 8504 км).

Рассматриваю в Музее Войск ПВО копию бесценного документа – “Штурманский бортовой журнал самолета №025” с дарственной надписью четким каллиграфическим почерком: “Товарищу Бородулину М.А. На память о совместной работе. Г. Байдуков, 09.7.65”. Ветеран Войск ПВО полковник Бородулин Михаил Лазаревич (проживает в Москве) длительное время работал в 4-м ГУ МО на ответственных должностях в период руководства управлением Г.Ф. Байдукова. Ксерокопию бортового журнала он передал в музей, где экспонируются предметы и документы, связанные с деятельностью Георгия Филипповича в Войсках ПВО страны. Бортовой журнал с документальной точностью и беспристрастностью отображает действия экипажа от начала перелета до его окончания.

Взлет 18 июня на самолете АНТ-25 произведен в 4 час. 04 мин. с аэродрома в районе Щелково (ныне аэродром Чкаловский) с использованием специально построенной “горки” в связи с предельной загрузкой самолета. В журнале записано: “Взлет – 1 час. 04 мин. по Гринвичу… Вес самолета при вылете 11 180 кг”. Пилотировал при взлете В.П. Чкалов. А при дальнейшем выполнении перелета место летчика попеременно занимали Чкалов и Байдуков, место штурмана – Беляков и Байдуков. Время смены строго фиксировалось в журнале. Указаны также контрольные ориентиры, время их прохода (по Гринвичу), курс, высота, скорость, показания бензосчетчика и др. показатели. До Белого моря контрольные ориентиры названы по наименованию городов, рек, а далее, над акваторией Северного Ледовитого океана и его морей, указывалась широта и долгота в градусах и минутах.

Через 14 час. 44 мин. после взлета в графе журнала “Заметки в пути” появляются записи: “Слева, как шапкой, накрывает облачность”, “Вправо светлее – там Чкалов хочет набрать высоту”. А еще через 38 минут: “Идем выше, черт его знает, какого слоя облачности”. 18 июня в “слепом” полете находились 1 час, винт и хвостовое оперение подверглись слабому обледенению. В районе Северного полюса (проход 19 июня в 4.15 по Гринв.) наблюдали льды, белые с трещинами разводий и торосами”. Запись А.В. Белякова: “Компас штурмана ходит почти кругом. Идем по СУК (солнечный указатель курса. – Прим. В.Г.); трудно. Поправляю вправо-влево. Летчик держит курс по ГМК (гиромагнитный компас. – Прим. В.Г.)”. В тот же день помечено: “У Валерия сводит ногу. Требует частой смены…”. Через 4 часа после прохода полюса: “Снижение. Внизу земля с озерами и заливами”. А еще через час: “Берег острова Земли Бенкса”. И “лирические отступления”: “Что такое Земля Бенкса? Безжизненный кусок коричневой земли, в канавках лежит снег, так что вид ячеечный, местами поля снега, береговые возвышенности…”.

Тут же реалии полета: “В кабине – -1 град”, “У Байдукова замерзли стекла, не видно водомерной трубки… Срезали лед финкой”. Позже: “Апельсины у нас померзли…”. Продолжение записей 19 июня: “16.15. Пирс Поинт… 17.00. Река Андерсон”. А далее тревожные записи: “22.20. Внизу горы… Над ними мощные (облака) 8-10 бал. Еле переваливаем облака на высоте 5300 м. Кислород на исходе… 22.50. Обнаружилось, что в водяном бачке нет воды. Вода в мешке замерзла… 23.55. Высота 6100 м, но облака еще выше. Начался слепой полет Байдукова”; “20 июня… 0.40. Продолжается слепой полет Байдукова. Высота 6000… Кончился кислород. 0.48. Начинаем пробивать облачность вниз. 1.00. Закончили на Н = 4000 м. Море, берега не видно. Всего находимся в воздухе 48 часов”; “6.30. Наступила ночь, и слепой полет в облаках ночью вдоль побережья (Байдуков). Справа немного светит луна (тускло)… 8.22. В кабине стало холодно – -9 град. Байдуков ведет ночью по верхушкам облаков, иногда в них залезая, болтает… Рассвет ожидается около 12 ч. по Гринвичу”; “14.33. Снижаемся под облака вблизи г. Portland. Снижение идет очень медленно… Внизу рваные облака почти до земли… Плохо с водой… вылили все, что было… Бензин начал понижаться в расходном баке…15.41. Разворот обратно на Portland…16.20. Посадка в Ванкувере”. На странице 26 журнала запись: “Всего были в воздухе 63 часа 16 мин. Израсходовали горючего 7933 л. = 5658 кг”. И подпись: А. Беляков.

Изучая содержание бортового журнала, убеждаешься, какой силой воли, мужеством и самообладанием, кроме отточенного профессионализма, обладали все члены экипажа самолета, чтобы успешно завершить этот полет. За осуществление героического, впервые выполненного беспосадочного перелета через Северный полюс все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени и получили новые воинские звания: В.П. Чкалов – полковника, Г.Ф. Байдуков – майора, А.В. Беляков – бригинженера.

Еще раз по этому маршруту Г.Ф. Байдуков выполнил перелет в 1975 г., когда героический экипаж (без В.П. Чкалова, погибшего в 1938 г.) на Ил-62М в качестве почетных гостей прибыл в Ванкувер на церемонию открытия 20 июня 1975 г. монумента, посвященного историческому перелету 1937 г.

Автору данной статьи посчастливилось видеть героя и слушать его обстоятельный рассказ об этих перелетах. В классе Главного штаба Войск ПВО страны по просьбе партийной организации оперативного управления (в которой Георгий Филиппович состоял на учете и трудился с 1972 г.) обаятельный и скромный герой поведал нам, молодым офицерам, подробности перелета, рассказал о теплых встречах на американской земле и том энтузиазме, с которым встречала Советская страна возвратившийся экипаж. Когда мы в конце встречи сказали ему, как величают его офицеры Главкомата и авиаторы страны (человек-легенда), он ответил просто и твердо: “Мы профессионально выполняли свое дело”.

Обстоятельные выступления по обсуждаемым вопросам Георгия Филипповича на партийных собраниях выслушивались с большим вниманием. И в перерывах всегда он находился в окружении офицеров-операторов различных возрастов. Мы задавали ему массу вопросов о жизни и деятельности в разные годы. Отвечал он без подробностей об участии в советско-финляндской войне, где он командовал авиагруппой и авиаполком. Вспоминал и о Великой Отечественной войне.

Через два месяца после начала войны Г.Ф. Байдуков вновь в Соединенных Штатах, участвует в решении вопросов поставки авиационной техники по ленд-лизу, организации доставки самолетов в Советский Союз. На аэродроме Гаген-Филд в штате Вашингтон прибывшая из СССР бригада летно-технического состава решала также практические вопросы переучивания наших летчиков на передаваемые типы бомбардировщиков и истребителей.

С ноября 1941 г. полковник Байдуков – заместитель командира, а вскоре и командир авиационной дивизии резерва Ставки, затем – на Калининском фронте, с марта 1942 г. на этом фронте возглавляет ВВС 4-й ударной армии. В дальнейшем командует авиадивизиями в составе 3 и 2-й воздушных армий, участвующих в Курской битве, освобождении Левобережной Украины, битве за Днепр. С января 1944 г. генерал-майор авиации Байдуков формирует 4-й штурмовой авиакорпус, который с мая в составе 16-й воздушной армии принимает участие в операциях 1-го Белорусского фронта по освобождению городов Бобруйск, Осовец и др. С августа 1944 г. авиакорпус, возглавляемый генерал-лейтенантом авиации Байдуковым, в составе 4-й воздушной армии ведет бои в наступательных операциях 2-го Белорусского фронта.

После войны, с октября 1945 г., Георгий Филиппович – заместитель командующего воздушной армией в Ленинградском военном округе. С декабря 1947 по сентябрь 1949 г. возглавляет Главное управление Гражданского воздушного флота, затем учится в Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова. В феврале 1952 г. он получает назначение в Войска ПВО страны на должность заместителя начальника Главного штаба. В ПВО идет перевооружение частей на новую технику. В авиаполки поступают новые реактивные истребители МиГ-15бис, МиГ-17. На базе фронтового истребителя создан истребитель-перехватчик МиГ-17пф с радиолокационным прицелом и форсированным двигателем. Прошла испытания первая подвижная РЛС сантиметрового диапазона П-20 (“Перископ”). В октябре того же года издается правительственное постановление о формировании для противовоздушной обороны Москвы первых зенитных реактивных полков, вооруженных системой “Беркут” (название системы составлено из сокращений фамилий ее создателей – С.Л. Берия и П.Н. Куксенко, позже получила наименование С-25), а также специальной учебно-тренировочной части для подготовки специалистов по этой системе.

В мае 1953 г. после перевода Управления командующего Войсками ПВО страны на новый штат генерал-лейтенант авиации Байдуков назначен заместителем начальника Штаба Войск ПВО страны по спецтехнике. Обновление вооружения и техники в родах Войск противовоздушной обороны продолжается. Постановлением правительства СССР утвержден план опытных разработок и научно-исследовательской работы в области радиолокации. Принимаются на вооружение и начинают поступать в войска РЛС сантиметрового диапазона П-20, метрового диапазона П-10, а также станция помех бомбоприцелам СПБ-1. В системе “Беркут” создаются четыре управления для руководства зенитными ракетными частями в 4 секторах, в центральном аппарате Войск ПВО – управление спецвойсками ПВО страны. В истребительной авиации списываются снятые с вооружения устаревшие самолеты Ла-9, Як-15, Як-17, принимается на вооружение двухместный барражирующий истребитель-перехватчик Як-25 с радиолокационной станцией перехвата и прицеливания РП-1 (“Изумруд”), проводятся испытания для него более совершенной станции РП-6 (“Сокол”). Задается разработка первого сверхзвукового истребителя МиГ-19 и на его базе – перехватчика МиГ-19п с бортовым радиолокационным прицелом РП-5.

К июлю 1953 г. Г.Ф. Байдуков разрабатывает систему перехвата и уничтожения воздушных целей истребительной авиацией с использованием единой комплексной автоматизированной системы. В докладе командующему Войсками ПВО страны он предложил выступить с ходатайством создать в составе управления Научно-технический комитет Войск ПВО. Через год формирование НТК Войск ПВО страны для планирования, контроля и координации научно-исследовательских работ в области новой техники было объявлено приказом министра обороны, а 29 апреля 1954 г. НТК введен в штат директивой Генерального штаба.

Система противовоздушной обороны Союза ССР в 1954 г. (29 апреля и 8 мая) была “проверена” вторжением боевых иностранных самолетов и фактически безнаказанными их полетами над территорией нашего государства. Двумя правительственными постановлениями от 27 мая 1954 г. была учреждена должность главнокомандующего Войсками ПВО страны и определены меры по обеспечению войск новой техникой. Приказами министра обороны проводятся мероприятия по совершенствованию организации войск: районы ПВО переформировываются в округа и армии ПВО. Усилиями правительства СССР активизируются работы по вводу в строй стационарной многоканальной зенитной ракетной системы противовоздушной обороны Москвы “Беркут” (С-25), по созданию перевозимых ЗРК С-75, системы радиолокационного опознавания “Кремний-2”. Принимается на вооружение самолет-перехватчик Як-25м с бортовой РЛС РП-6 (“Сокол”). Основным видом вооружения истребителей-перехватчиков ПВО определяются ракеты “воздух-воздух”. В Министерстве обороны СССР для продолжения работ по С-25 образуется 4-е управление МО, подчиненное главкому Войск ПВО страны.

В мае 1955 г. первая зенитная ракетная система С-25 была принята на вооружение, включена в состав Московского округа ПВО, где появляется 1-я армия ПВО особого назначения. На базе 4-го управления было создано 4-е Главное управление МО, подчиненное главнокомандующему Войсками ПВО страны. На должность первого заместителя начальника 4-го ГУ МО был назначен генерал Байдуков. С апреля 1957 г. он начальник 4-го ГУ. Если в начале формирования на Главное управление были возложены задачи руководства развитием и совершенствованием зенитной ракетной системы ПВО Москвы, то в дальнейшем этот главк выполнял функции генерального заказчика разработки, серийного производства и технического обеспечения эксплуатации всех видов основного вооружения ПВО (кроме истребителей-перехватчиков) и стал фактически проводником научно-технической революции в Войсках ПВО страны. Генерал-лейтенант авиации, с 1961 г. – генерал-полковник авиации Г.Ф. Байдуков руководил 4-м ГУ Минобороны СССР на протяжении 15 лет. За этот период деятельность Главного управления от создания противосамолетного зенитно-ракетного управляемого оружия распространилась на все виды оружия для борьбы со средствами противника в воздушно-космическом пространстве, на средства и системы разведки и боевого управления войсками в интересах воздушно-космической обороны.

Принятая в 1961 г. военно-политическим руководством Соединенных Штатов новая военная стратегия “гибкого реагирования” предусматривала значительный рост стратегических наступательных сил. Поступление на вооружение армии США и некоторых других государств блока НАТО баллистических ракет с межконтинентальной дальностью полета, запуск искусственных спутников Земли и экспериментальных космических аппаратов обусловили поиск и практическое разрешение проблем ракетно-космической обороны страны. В связи с этим в Советском Союзе совершенствуются средства борьбы со стратегической авиацией, крылатыми ракетами и другими летательными аппаратами противостоящих государств. Широким фронтом развернулись работы по созданию систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН), контроля космического пространства (ККП), противоракетной и противокосмической обороны (ПРО и ПКО).

В 1961 г. Главный штаб Войск ПВО выступил инициатором разработки основных направлений решения проблемы создания СПРН. Совместной работой ученых, представителей штабов и научно-исследовательских учреждений были сформулированы выводы о необходимости иметь в Вооруженных Силах СССР системы предупреждения как об авиационном, так и о ракетном нападении на страну, причем обе системы должны быть в составе Войск ПВО страны.

В 1962-1965 гг. были подготовлены и приняты специальные партийно-правительственные постановления, определявшие направления исследований и опытно-конструкторских работ по созданию надгоризонтных и космических средств обнаружения баллистических ракет, командного пункта управления ими с полной автоматизацией процесса сбора и обработки данных, выработки информации предупреждения и передачи ее на оповещаемые пункты управления. Первый радиолокационный комплекс раннего обнаружения в составе двух узлов (в Заполярье и Латвии) и командного пункта (в Подмосковье) был принят на вооружение в феврале 1971 г. Этим было положено начало реальному вкладу Войск ПВО страны в сдерживание ракетно-ядерного нападения противника.

Одновременно шли работы по созданию центра контроля космического пространства, первая очередь которого в 1969 г. прошла государственные испытания. С 1972 г. центр ККП первой очереди решал задачи каталогизации космических объектов, оповещения о пролете разведывательных космических аппаратов, выдачи информации о космической обстановке Генеральному штабу и главным штабам видов Вооруженных Сил.

В июне 1960 г. на государственном уровне было принято постановление о создании системы противоракетной обороны для перехвата и уничтожения одиночных баллистических ракет. 4 марта 1961 г. осуществлены впервые в мире перехват головной части баллистической ракеты, запущенной с ракетного полигона Капустин Яр, и уничтожение ее осколочно-фугасной боевой частью противоракеты. Успех полигонных испытаний позволил разработать эскизный проект создания боевой системы ПРО А-35 для обороны объектов Москвы. В июне 1971 г. система А-35 была сдана в опытную эксплуатацию. Одновременно продолжались работы по созданию новой многоканальной системы ПРО, которая была принята на вооружение в 1978 г.

Система противокосмической обороны в Советском Союзе разрабатывалась с 1961 г. с задачей поражения разведывательных и навигационных космических аппаратов противника. Первые запуски противоспутников были произведены в ноябре 1963 г., а в августе 1970 г. впервые в мире орбитальный комплекс ПКО поразил космический аппарат-мишень. В феврале 1973 г. орбитальный комплекс ПКО был введен в опытную эксплуатацию, а в ноябре 1978 г. принят на вооружение. В 80-х годах программа развития системы ПКО прекращена из-за отсутствия финансирования.

Таким образом, в 60-х годах составные части ракетно-космической обороны, основные системы и средства для борьбы с ракетно-космическим противником, его баллистическими ракетами стратегического назначения и космическими аппаратами в полете были созданы. В марте 1967 г. они были объединены сформированным в составе Войск ПВО страны управлением нового рода войск – ПРО и ПКО. Позже они получили наименование – Войска ракетно-космической обороны и в совокупности с противосамолетными формированиями фактически составили войска воздушно-космической обороны страны. Создание и совершенствование систем и средств воздушно-космической обороны шло при активном участии генерал-полковника авиации Г.Ф. Байдукова.

С сентября 1972 г. Георгий Филиппович – научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. В этой должности он не прерывает служебные связи с коллективом управления, переформированного в ноябре 1978 г. в Главное управление вооружения Войск ПВО, с научно-исследовательскими и военными организациями, выполняющими задачи создания, проектирования и испытания новой техники для Войск ПВО. С июля 1988 г. Г.Ф. Байдуков в отставке.

Георгий Филиппович обладал и литературным даром живого изложения материала любой сложности, ярко и убедительно писал о профессии летчика, правдиво рисовал образы знакомых ему людей. Им написаны весьма популярные книги: “Из дневника пилота” (1937 г.), “Записки пилота” (1938 г.), “Первые перелеты через Ледовитый океан” (1983 г.), “Рассказы разных лет” (1983 г.). Книга “Чкалов” в серии “Жизнь замечательных людей” выдержала несколько изданий (4-е изд.- в 1986 г.). Последняя книга “Командарм крылатых” (о командующем ВВС Я. Алкснисе) вышла уже после смерти автора.

Г.Ф. Байдуков был удостоен многих государственных наград Советского Союза и других государств. Он награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 1-й степени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1 и 2-й степеней, Трудового Красного Знамени, 4 орденами Красной Звезды, орденами “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” 1, 2 и 3-й степеней, а также орденами и медалями зарубежных стран.

Его имя увековечено в географических названиях. Остров Лангр в Охотском море переименован в остров Байдуков. Его именем названы улицы в Витебске, Могилеве, Донецке. Он являлся почетным гражданином г. Николаевск-на-Амуре. Скончался Георгий Филиппович Байдуков 28 декабря 1994 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Василий Голотюк, полковник в отставке, научный сотрудник Военной академии воздушно-космической обороны, почетный член Академии военных наук, ВПК

Exit mobile version