Структурная иерархия среди «воров в законе» является достаточно демократичной. Среди них нет прямых руководителей (главарей), так как воры воспринимают себя свободными людьми и не подчиняются чьим либо приказам, а живут по «воровскому закону». По мнению исследователей, «воровские законы», в основном были сформулированы в конце 20-х в начале 30-х. Эти классические законы были целиком пропитаны духом «идейности» уголовного мира. 7. ВОРОВСКОЙ ЗАКОН
Воровской закон того времени мало чем отличается от правил, проповедуемых “жиганами”, а именно формулирует семь основных законов (понятий):
1. Преданность и поддержка воровской идеи.
2. Недопустимость, отсутствие контактов с правоохранительными органами.
3. Честность по отношению к другим “ворам в законе” или авторитетам.
4. Обязанность вовлекать в свою среду новых членов, особенно из числа молодежи.
5. Запрет на занятия политической деятельностью.
6. Контроль за соблюдением порядка в ИУ и СИЗО, насаждение там власти воров.
7. Обязательное умение играть в карты.
Из этих семи основных законов вытекают следующие, дополнительные:
– отказ от сотрудничества с любыми властными структурами;
– отказ от дачи показаний следственным и судебным органам;
– отказ от чистосердечного признания вины в совершенном преступлении;
– обязанность соблюдать конфиденциальность относительно сообщников и их нахождения (например, расположения “малины”).
– не иметь собственности и сбережений;
– не иметь семьи;
– периодически садиться в места лишения свободы;
– не брать в руки оружия;
– не работать ни при каких условиях;
– поддерживать порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор, поножовщины и т.д.;
– греть (наладить снабжение) ШИЗО1 и ПКТ2;
– пополнять воровское благо, т.е. собирать дань со всех осужденных, заключенных и иных лиц;
– чтить родителей (особенно мать) ;
– не состоять ни в каких партиях и объединениях;
– быть искусным в понятиях (жаргоне).
– учить правильной жизни молодежь, разъяснять, что такое правильные понятия;
– не иметь прописки (регистрации);
– быть честным в картежной игре между ворами.
– Иметь своего помощника (шестерку).
Некоторые авторы справедливо считают, что не следует путать воровские и тюремные законы. Воровской закон(ы) – это свод неписаных правил и норм, обязательный для «воров в законе». Ряд его положений распространяется не только на «воров в законе», но и на всех других осужденных, заключенных и вообще лиц, относящихся к криминальным сообществам. Эта часть “воровского закона”, которая обязательна для всех остальных преступников, называется тюремным законом. Таким образом, тюремный неписанный закон – это свод норм, правил, запретов и традиций, обязательный для всех осужденных, заключенных и т.д., независимо от их принадлежности к той или иной категории в «табели о рангах». Тюремный закон регулирует отношения как между отдельными осужденными, заключенными и т.д., так и между группами заключенных; он определяет механизмы разрешения возникающих конфликтов как между отдельными лицами, так и между группами лиц. Различия между воровским и тюремным законом приведены ниже.
Тюремный закон:
– Обязывает выделять долю в “общак”.
– Запрещает применение насилия в отношении “вора в законе”.
– Обязывает почитать старших.
– Обязывает почитать родителей.
– Запрещает доносительство (стукачество).
– Запрещает без оснований отбирать у заключенных что-либо.
– Запрещает предъявление кому бы то ни было обвинений без доказательств.
– Запрещает оскорблять любым образом.
– Запрещает нецензурную ругань (матерщину).
– Обязывает поддерживать семейников.
– Запрещает вступать в секции, т.е. не становиться красным.
– Запрещает воровать у своих (крысятничать).
Это перечень основных правил воровского закона, который в реальности включает еще много правил и ритуалов, имеющих прикладное значение.
Таким образом, можно констатировать, что соблюдение норм тюремного закона является обязательным как для «воров в законе», так и для всех остальных осужденных, а соблюдение отдельных положений этого закона обязательно только для «воров в законе» и лиц, стремящихся быть “коронованными”. При этого отметим, что многие положения воровского и тюремного законов совпадают.
Преступные авторитеты, используя особенности криминальной субкультуры и пользуясь своим особым положением в местах лишения свободы и содержания под стражей в своих целях, ставят задачей:
– достижение полного влияния на достаточно неустойчивую среду осужденных и заключенных с помощью норм и правил, возведенных ими в закон;
– осуществление очень жесткого «правления» массой осужденных и заключенных, путем принуждения к подчинению силовыми методами, вплоть до убийства неугодных, с использованием подставных лиц (т. н. торпед), с целью избежания наказания за содеянное;
– проникновение лично или через помощников в среду работающих осужденных (в качестве сухарей) с целью осуществления контроля над промышленной зоной исправительного учреждения, налаживания контактов с волей для завоза в ИУ продуктов питания, спиртных напитков, сигарет, денег, наркотиков;
– получение незаконных благ и привилегий через давления на осужденных, под прикрытием воровского и тюремного закона.
Любые законы, в том числе и неформальные воровские, поддерживаются соответствующими “блатными санкциями” по отношению к «оступившимся» нарушителям воровского (тюремного) закона. В той же мере это касается и лиц, содержащихся под стражей и в местах лишения свободы, хотя говорить о том, что там существуют организованные преступные сообщества, нельзя.
Для “воров в законе” существует три вида санкций, которым они могут быть подвергнуты:
– публичная пощечина за мелкие провинности (чаще всего за безосновательные оскорбления); причем дать пощечину может только равный по «званию», т.е. тоже вор в законе;
– дать (бить) по ушам – т.е. перевести в низшую категорию, так называемых мужиков;
– смерть.
В случае нарушения основных требований воровского кодекса вор не может рассчитывать ни на какое снисхождение, он будет разыскиваться, пока его не найдут со всеми вытекающими последствиями (смерть). После вынесения приговора воровской сходкой, каждый уважающий себя арестант обязан при встрече с приговоренным привести приговор в исполнение, т.е. его убить.
К преступникам, не имеющим ранга «вора в законе», может быть применено большее число санкций, основными из которых являются:
– избиение;
– совершение насильственного акта мужеложства (особенно распространено среди несовершеннолетних преступников), т.е. перевод в самую презираемую группу (петухов, обиженных, опущенных и т.д.).;
– лишение занимаемого статуса (дать по ушам) – перевод из категории блатных в категорию мужиков;
– изгнание из семьи (микрогруппы) – остракизм;
– парафин, т.е. чисто символический акт мужеложства: заключается в проведении по губам провинившегося половым членом, при этом акту насильственного мужеложства провинившийся не подвергается;
– ломание рук (ног) – применяется к лицам, безосновательно избившим кого-либо;
– объявление фуфлыжником (т.е. человек двинул фуфло) – применяется к лицам, проигравшимся в карты и не уплатившим проигрыш в срок. О таких людях идет отписка по лагерям, тюрьмам, т.е. братва ставится в курс;
– смерть – применяется достаточно редко и только за грубейшие нарушения тюремного закона (если точно установлено, что лицо является агентом правоохранительных органов; за воровство крупной суммы из общака и т.д.); на убийство провинившегося должна быть санкция “вора в законе” или сходки местных авторитетов.
8. СТРУКТУРА ВОРОВСКОГО СООБЩЕСТВА.
В настоящее время можно говорить о серьезном институте “воров в законе”, который на просторах бывшего СССР насчитывает около 1000 человек.
В соответствии с данными специальной картотеки, разработанной в МВД Грузии, на 2003 год в республике было официально зарегистрировано 349 так называемых «воров в законе»
Среди них по национальному признаку
Национальность «воров в законе» | Количество |
грузин | 315 |
русский | 2 |
армянин | 20 |
азербайджанец | 3 |
еврей | 1 |
курд, ассириец, | 9 |
грек | 3 |
Итого | 349 |
По возрасту
Группировка воров пол возрасту | Количество |
До 20-ти лет | 1 |
До 30-ти лет | 62 |
От 30 до 60 лет | 259 |
Старше 60 лет | 27 |
На первый взгляд, воровское сообщество как бы аморфная организация, которая объединена лишь рамками блатного закона. Она не имеет постоянного места дислокации, в ней все равны. Однако можно утверждать, что связь между собой настолько прочная, что «воры» представляют как бы единое целое.
В условиях свободы воры обычно живут общинами, которые имеются в каждом значительном населенном пункте, где постоянно концентрируется несколько “законников”. Общины делятся на небольшие группы, у каждой из которых имеется своя специализация. Например, одна группа состоит из карманников, другая – грабителей, третья – из квартирных воров и т.д.
По мнению ученых, существует более 10 четко разграниченных воровских профессий и их деятельность четко регламентирована и структурирована. Все это позволяет сделать вывод о том, что воровское сообщество – наиболее организованное криминальное сообщество профессионалов. (См: приложение №3)
А. ВОЗВЕДЕНИЕ В РАНГ «ВОРА В ЗАКОНЕ»
Лидеры преступной среды всячески демонстрируют свою приверженность воровской «идее» и четко соблюдали все ритуалы, традиции, и нормы группового поведения.
Одним из наиболее важных ритуалов в жизни вора была процедура его «коронования», т.е. возведения в ранг «вора в законе».
“Коронование”, или надевание короны, как преступная традиция, идет из 20-30-х годов, когда “нэпманские воры” для поднятия своего авторитета распространили легенду о происхождении воровской касты от атаманов разбойничьих ватаг, живших в XVII веке и якобы принадлежавших к дворянскому сословию. Среди участников этого ритуала обязательно должны были быть “положенец” – уголовный авторитет, наделенный “воровскими” обязанностями и правами на определенный испытательный срок, который затем становился бы “вором в законе”; “смотрящий” – криминальный авторитет, контролирующий определенную территорию или объект, находящийся под покровительством “воров в законе”. Их еще называют иногда “князьями”. Есть информация о том, что и современные “воры” считают себя потомками настоящих и мнимых князей. Например, в октябре 1994 года “вор в законе” по кличке Цицка, во время беседы заявил, что он происходит от княжеского грузинского рода и свое пребывание в “воровском” сообществе не считает случайным. Аналогичные заявления делал вор по кличке “Резо тбилисский”. Понимая эти заявления дословно, невольно приходишь к выводу: да, это князья, но князья преступного мира, цинично противопоставивших себя остальному обществу.
Для того, чтобы заслужить коронацию “вором в законе”, необходимо иметь особую биографию: быть осужденным за воровство или другое аналогичное преступление; грубо нарушать режим содержания в следственном изоляторе или исправительном учреждении, оказывать противодействие администрации, а также совершать другие подобные “подвиги”; всемерно поддерживать других осужденных и заключенных под стражу за аналогичные деяния. Однако этого недостаточно, т.к. “вором в законе” может стать только тот преступник, который принимается в группировку на специально созванной сходке. При этом кандидат проходит трехлетнее испытание, в течение которого он проверяется ворами и только после этого ему даются (устно) рекомендации двух или трех “воров в законе”. Лица, рекомендовавшие новичка, несут перед сходкой ответственность за его дальнейшее поведение. Вор, принятый в сообщество, переходит в качественно новую криминальную категорию и с того момента должен выполнять требования воровского “закона”, представляющего собой совокупность определенных, никем не писаных норм поведения сообщества.
В некоторых случаях уголовные авторитеты по разным причинам отказываются “короноваться” Сами авторитеты в основном объясняют это тяжестью “воровской короны”, а попросту не всегда тот или иной из них может соблюдать “воровские” обычаи, традиции и “воровскую” мораль. Например, кандидат в “воры в законе” должен держать слово перед “братвой”, своевременно и правдиво рассказывать о своем прошлом уголовникам, по “воровской” иерархии стоящим выше кандидата, помогать сообщникам, жестко вести себя с лицами, которые не платят “дань” в “общак”, оказывают противодействие “ворам”. И здесь он не должен останавливаться ни перед какими средствами, вплоть до организации шантажа, убийства и т.п.
С другой стороны, отдельные преступники, по “воровским” понятиям, никогда не станут “ворами”.
Это, во-первых, гомосексуалисты (в исправительных учреждениях осужденные именуют их “обиженными”, “петухами”), лица, которые, будучи осужденными, оказывали помощь администрации (их “воры” именуют “козлами”), а также “фуфлыжники” (не отдавшие карточный либо какой-нибудь другой долг), “беспредельщики” и другие.
Во-вторых, лица, члены комсомола или компартии, служившие в правоохранительных органах, в армии. В-третьих, те, кто недостаточно знает и уважает “воровскую” мораль, в основе которой – помощь “воровскому” сообществу. Например, если преступник, имея криминальный доход, не вносит деньги в “общак” или не помогает “честным арестантам”, а использует доходы в личных целях (на “воровском” жаргоне – “набивает кишку”), то он также не будет “вором”.
Некоторые криминологи и практические работники считают, что ритуал “коронации” не может быть произведен по переписке либо по письменной рекомендации нескольких “воров”, переданной на свободу, в другое исправительное учреждение или в следственный изолятор. Однако есть утверждения оперативных сотрудников МВД, в том числе системы ИТУ, подтверждающие прием в “воровское” сообщество по переписке, а также описанные в литературе факты (например, А.И. Гуровым в книге “Профессиональная преступность”). В частности, указано, что в одном из транзитно-пересыльных отделений Управления исправительно-трудовых лагерей Красноярского края, где в 10 камерах содержались “воры в законе”, обсуждение кандидатур и прием осуществлялись с помощью переписки, так как условия изоляции исключали сходку.
Последние криминологические обследования тюрем в Грузии также позволили получить подтверждающие наш вывод сведения. В процессе встреч с осужденными и их опросов неоднократно приходилось слышать рассказы о “коронациях” “ворами в законе” по “воровской” переписке. Как правило, это происходило в местах лишения свободы.. Получены они из самых разных, даже противоречивых, источников и на полную объективность не претендуют. Они, скорее всего, уменьшены. Дело в том, что любая “воровская сходка”, где “коронуются” кандидаты в “воры в законе”, организуется
и собирается нелегально. Все, о чем говорится на “сходках”, в частности, принимаемые там решения, держатся в большом секрете и становятся достоянием лишь узкого круга лиц. Известны случаи, когда за “запал” – расшифровку органам внутренних дел “воровской ксивы на общак”, написанной во исполнение принятых “сходками” решений, лидеры преступного мира жестоко расправлялись с провинившимися: над ними совершались акты мужеложства или они подвергались физической расправе вплоть до убийства. Добывание информации о “сходках” и, соответственно, о “коронации” сопряжено с большим риском и оперативно-розыскными сложностями.
В криминологической литературе существует мнение, отрицающее описанную нами процедуру “коронования”. При этом придерживающиеся такой точки зрения утверждают, что она надумана и срисована с вступления в комсомол или КПСС. Например, Л. В. Тэсс в своей книге указывает: “Становление “вора в законе” происходило исподволь, долгое время, и никаких принятии его в “закон” как самостоятельной процедуры не существовало”.
С мнением этого автора нельзя согласиться. Наша точка зрения обоснована на
результатах различных исследований (криминологического исследования, проведенного в 1992-1993 годах сотрудниками Главного управления по организованной преступности и научными работниками ВНИИ МВД Российской Федерации), а также на результатах опроса оперативников МВД, рассказов отдельных “воров в законе”. Выводы Л.В. Тэсса о том, что “коронование” “вором” похоже на прием в комсомол или КПСС имеет свое логическое объяснение. Нельзя исключить, что оно уходит в глубь истории, когда при длительных отсидках в централах и острогах царской России профессиональные преступники – “законники” и другие преступники, знали и даже видели, как большевики принимали в свои ряды заключенных, разделявших их взгляды, и, учитывая то значение, какое имел этот ритуал для конкретного человека, переняли процесс приема и использовали его в криминальной практике с целью укрепления своих рядов. При определенной натяжке можно и межрегиональную “воровскую сходку” сравнить с партийным съездом или пленумом ЦК КПСС. Она имеет схожие черты особенно со съездами большевиков, находившихся в подполье. Не случайно в конце 80-х и начале 90-х годов, когда на “сходках” собиралось несколько десятков “воров”, они сами именовали такие сборища съездами. Несколько таких съездов прошло в Тбилиси, Баку, Ташкенте и других городах,
в основном на юге бывшего СССР.
В последние годы ритуал коронования “воров в законе” подвергся значительной дискредитации. Исследователи отмечают и тот факт, что ряд грузинских “воров в законе” получил свой титул благодаря подкупу и связям в криминальной среде. Ряд представителей грузинского преступного мира предпочел купить уважаемый титул “вора в законе”, чем жить в соответствии с достаточно обременительными правилами воровского закона. Так, если среди российских воров наиболее авторитетными считались преступники, отбывшие наибольшие сроки, то среди грузинских преступных авторитетов встречаются такие, которые, даже не отбыв ни одного наказания, были “коронованы” другими преступниками как “воры в законе”. В литературе приводится примеры возведения в ранг “вора в законе” 20-ти летнего грузинского криминала, а также молодого армянина А. Костандяна, коронованного благодаря тому, что его отец (тоже вор в законе) внес в “общак” 300 тысяч долларов. Коронация в такой форме категорически исключалась до последнего времени в среде русских криминальных авторитетов, которые презрительно называют юных кавказских “воров в законе” “апельсинами” или “лаврушниками” .
Тем не менее такая практика приема в ряды воровской элиты не только культивируется, но и навязывается жесткими методами. Так, жертвой киллеров стал авторитет по кличке Рауль, контролировавший несколько московских банков и занимавшийся легальным нефтяным бизнесом. Видный авторитет выступал против коронации молодых “воров в законе» за деньги, за что и поплатился. Этот 52-летний абхаз, «законник» старой гвардии, входивший в один из крупнейших грузинских преступных кланов, пал под пулями киллеров 18 ноября 1996 года на Сходненской улице.
В этой связи интересны выводы Главного управления по организованной преступности (ГУОП) МВД РФ, которое проанализировав деятельность российских воров в законе, пришло к довольно любопытным выводам. что за период с 1991-го по 1996 год число воров в законе возросло в шесть раз, но уровень их авторитета в криминальной среде значительно упал. В последние годы ежегодно коронуется 40-50 человек, в то время как прежде звание воров получало не более 6 -7 человек в год.
B. ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ «ВОРОВ В ЗАКОНЕ»
Анализ показывает, чтобы сохранить лидерство в преступном мире « воры в законе» выполняют шесть основных функций: иерархическая функция, информационная функция, организационная функция, нормативно-регулирующая функция, катализирующая функция и аккумулирующая функция.
Иерархическая
Воры в законе занимают самый высокий уровень преступной иерархии, хотя имеются мнения, что они есть и в более низком звене преступной пирамиды и подчинены более высокой власти. Это, однако, не правда, поскольку вор в тюрьме, по существу владелец его окружения и, на свободе, влияет на сотни преступных групп на обширных территориях. Примеры этого – Отар Квантришвили (наиболее авторитетный в Москве до его убийства в апреле 1994), Вячеслав Иваньков (“Япончик”, один из наиболее влиятельных воров бывшего Советского Союза, арестованный ФБР в Нью-Йорке 8 июня, 1995), и лидер многих другие.
Вор имеет доверяемого советника, который является адептом при работе тюремной системы. Советник хорошо знает ситуацию в тюрьме, внутренние процедуры и уязвимые места. Он помогает в учреждении каналов “импорта” запрещенных товаров в тюрьму, типа алкоголя, наркотиков и женщин, одной из наиболее важных функций вора. Его совет учитывается вором при принятии решений относительно будущих действий группировки. Это правило действительно и на свободе.
Уровнем ниже советников – “группа поставки”. Члены этого уровня полностью ответственны за организацию, хранение и использование общих поставок и общака. Как правило, они имеют близкие отношения с ворами. В тюрьме, члены группировки пытаются защищать членов группы поставки от помех со стороны других заключенных или тюремной администрации.
Следующий уровень занят шестерками, людьми мультимножества, мальчиками на побегушках или другой группой прислуги. Эти члены обычно завербованы из числа, тех, кто состоит в материальной или психологической зависимости от группировки. В тюремной иерархии вор занимает наиболее удобное место в камере, обычно близко к окну, далеко от двери и общего туалета (параши). Это – символически важно для вора, сохранить его расстояние от туалета как часть его власти. Место возле “параши” (туалета) сохранено для “петухов” (опущенных или гомосексуалистов).
Информационная
Воры в законе собирают, анализируют и оценивают информацию широкого диапазона, включая определенные личности, события и правила как преступного мира, так и правоохранительных органов, включая правила, разработанные тюремными администрациями. Подобно любому хорошему менеджеру, вор должен оставаться информирован об изменениях окружающих условий, при принятии решений, воздействующих на будущее бригад под его влиянием. Это необходимо для регулирования внутренних отношений в бригаде и успешного выполнения “дел”.
Организационная
В то время как информационная функция воров может быть критической для его бригад, не менее важно фактическое планирование действий и распределении обязанностей среди членов бригад, а также контроль над их исполнением. Принимая во внимание характерные особенности динамики бригад и различные способности их членов, надо принять во внимание и гибкость в иерархической структуре и разделении труда внутри бригад, в отличие от многих ученых, которые наблюдают “строгое” иерархическое расположение и внутреннюю дисциплину. В любом случае, вор должен быть достаточно компетентным, чтобы руководить своими людьми. Провал в этом может привести к потере влияния.
Регулирующая
Важный аспект функций воров в законе – развитие и обслуживание механизма связи. Один метод – распространение преступной идеологии и романтизация преступной жизни, нацеленной особенно в молодежь и недавно осужденных. Это проще внутри тюрьмы, поскольку цели пропаганды имеют мало возможностей избежать контакта с членами данной группы или их лидером. Когда социальные и экономические условия в Советском Союзе ухудшились, привлекательность преступной жизни принудила все увеличивающееся количество молодежи выбрать себе криминальное будущее.
Вор ответственен за соблюдение воровского закона среди его подручных. Правила и санкции за их нарушения должны быть ясно установлены. Провал в сохранении по крайней мере видимого контроля может быть вреден для авторитета вора. Оскорбление вора или нарушение его приказа может привести к жестокой расправе, как было указано выше.
Кроме этого, вор регулирует отношения между бригадами, защищая интересы бригад под его влиянием. В тюрьме это означает обеспечивать защиту для каждого, кто работает, чтобы усилить власть лидера. На свободе, сходки с другими ворами необходимы, чтобы избежать непонимания и конфликтов.
Катализирующая
Вор является вдохновителем и катализатором преступной деятельности криминального сообщества. Функция принятия решений фундаментальна и затрагивает фактически все действия вора. Как лидер, он должен нести ответственность за правильность его решений, и их соответствия с нормами, и правилами, распространенными среди преступников. Выбор правильных решений и успешного выполнения директив, конечно, служит, чтобы усилить его власть.
Аккумулирующая
Одна из наиболее важных задач, принятых ворами – аккумулирование финансов в общаке (общей кассы) для материального благосостояния. Общак служит в нескольких целях. Во-первых, размер фонда обеспечивает полномочия и авторитет вору, и, следовательно, его бригаде, как в тюрьме, так и в более широком преступном кругу. Во-вторых, внутри тюрьмы, общак используется для взяток администрации; вне тюрьмы, общак используется, чтобы покупать государственных официальных лиц и других. В-третьих, общак используется для приобретения продуктов, алкоголя и наркотиков для тюремного сообщества. В-четвертых, суммы денег распределяются для планирования и поддержки новых преступлений. В заключении, общак делает возможным финансовую помощь семьям заключенных.
Один исследователь попытался оценить часть общака, выделяемую для каждого из этих действий. Исследование показало, что для помощи семьям заключенных, , используется приблизительно 22% от общака, 26% идет для подготовки новых преступлений, и около 30% на ссуды. По мнению других авторов от 30% до 50% общака используется для взяток должностным лицам.
Общак пополняется через три главных источника: прибыль от преступной деятельности, “налога” c преступников, нарушающих традиции и нормы преступного мира, и от вкладов в общак из других бригад.
(Продолжение следует)
Глонти Георгий, Гиви Лобжанидзе
Центр по изучению Транснациональной Преступности и Коррупции