Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Бандитский Петербург в Крыму

Четыре года назад 8 августа в Крыму случилось ЧП, после которого вся милиция полуострова была поднята на ноги. В Ялте на берегу моря был в упор расстрелян 44-летний Руслан Коляк — петербургский адвокат, авторитетный бизнесмен и один из самых легендарных персонажей в криминальном мире Питера. Этот заказ до сих пор числится в списке нераскрытых преступлений. Однако имеются версии о причастности к убийству Коляка ОПГ «Башмаки». Десятая смерть адвоката

Руслан Артемьевич Коляк, по прозвищу Пряник, был одной из самых ярких личностей криминального Петербурга. Как и положено будущему «авторитету», начинал с рэкета, а потом прочно обосновался в легальном бизнесе: владел несколькими охранными агентствами, ресторанами, ночными клубами и дискотеками. Более того, Коляк был членом Международной коллегии адвокатов. Называл себя «внештатным сотрудником милиции» и одновременно «пресс-секретарем тамбовского сообщества» (как уже писала «1К», это «тамбовское сообщество», известное в Питере с 1988 года, отличалось от остальных ОПГ высокой дисциплиной и благодаря этому прочно укрепилось на берегах Невы). Одно другому не мешало.

Но прославился Коляк вовсе не своими многочисленными занятиями, а тем, что на его жизнь было совершено в общей сложности девять покушений. В Пряника стреляли, бросали гранаты, его травили кадмием. Но ему было все нипочем. Пули, конечно, не отскакивали от него, но врачи вытаскивали Коляка буквально с того света. Но при этом почему-то личной охраны у Руслана Артемьевича никогда не было. Таков уж характер.

Однако на десятый раз чудо не случилось. 8 августа 2003 года в Ялте Руслана Коляка убили. В тот беспокойный для крымских работников милиции день, около 14 часов, Руслан Коляк вместе со спутницей Светланой обедал в ресторане «Крым» на гостиничном пляже, огороженном от моря высоким забором. Там и появился киллер — мужчина спортивного телосложения. Безошибочно вычислив Руслана среди других посетителей, он подбежал к столику и буквально изрешетил Коляка из двух пистолетов — ТТ и «макарова». Последний выстрел был контрольным — в голову.

Что характерно, потом спутница Руслана повела себя весьма странно. Воспользовавшись суматохой, она убежала в гостиницу, где попыталась получить в камере хранения документы, деньги и авиабилеты. Работники гостиницы вещи ей не выдали, предложив дождаться милиционеров. И тогда девушка исчезла. Потом ее разыскивала ялтинская милиция, но та словно в воду канула. Столь неадекватное поведение Светланы вызвало у правоохранителей некоторые подозрения: киллер не скинул оружие, это означало, что, возможно, следующим будет убийство девушки. Хотя, скорее всего, подружка Света была наводчицей. На кого она тогда работала, неизвестно по сей день.

Известно лишь, что в последнее время (7 — 8 лет) Коляк зачастил в Ялту. Поговаривали, что здесь он строил себе дом и ежемесячно наведывался, чтобы присмотреть за строительством. В тот последний для него день Руслан полностью рассчитался с рабочими и собирался вечером вернуться в Питер. Но родина-мать не дождалась своего сына.

Товарищ тамбовских волков

Известие об убийстве Руслана Коляка в криминальных кругах Петербурга встретили с недоверием. Это было уже десятое покушение на него. Кстати, сам же Коляк утверждал, что на его жизнь покушались более 15 раз.

Еще в 1991 году бизнесмена обстреляли из автомата возле его дома, но он успел спрятаться от пуль под машиной. Его после этого еще не раз обстреливали, взрывали вместе с автомобилем, травили солями тяжелых металлов, подсыпали яд в апельсиновый сок. Самое тяжелое покушение Руслан Коляк пережил в 2000 году, когда на станции техобслуживания ему разворотили автоматной очередью нижнюю челюсть. Но хирурги сделали ему несколько пластических операций и вернули прежний облик. Через год киллеры расстреляли Коляка из трех стволов возле бани на Большой Озерной улице. И вновь он оказался неуязвим — через день уже раскатывал по городу с пулей в позвоночнике.

Одновременно неприятности настигали скандального и задиристого Коляка и со стороны правоохранительных органов. Оставаясь внештатным сотрудником милиции и будучи неплохим оперативником, Руслан Артемьевич часто вел свою игру, не считаясь с интересами следствия. Поссорившись с сотрудниками питерского РУБОПа, Коляк в 1998 году оказался фигурантом громкого уголовного дела об одном агентстве недвижимости и был обвинен в вымогательстве.

За два года до смерти Руслан стал дипломированным юристом и членом Международной коллегии адвокатов. Коляк часто говорил, что адвокатская работа доходов ему не приносит — он занимается этим для удовольствия. Однако судя по клиентуре, обманывал. Так, одним из клиентов Коляка были известный вор в законе Хобот (он же Андрей Питерский) и сам Костя-Могила — самый большой криминальный «авторитет» Питера. С последним Руслан даже дружбу водил: говорят, в день рождения Могила преподнес Коляку царский подарок — Библию в кожаном переплете с иллюстрациями Дюрера.

Последняя неприятность настигла Коляка буквально перед самой его смертью. После ссоры с начальником одного из отделов УБОПа Руслана посадили в изолятор на сутки, предъявив обвинение в краже… карманного фонарика, а позже прекратили уголовное преследование. В последние недели Коляк добивался, чтобы суд признал его задержание незаконным. В общем, авантюристом Пряник был еще тем…

Наши в Питере

Кто стоит за смертью Коляка, предположить трудно — недоброжелателей у него было хоть пруд пруди. По версиям питерских правоохранителей, убийство Коляка — дело рук его кровных врагов. Так, к примеру, Пряник являлся инициатором уголовного дела братьев-бизнесменов Шевченко, обвиняемых в вымогательстве. При активном участии Коляка было раскрыто убийство директора речного порта. А также Коляк фактически руководил оперативной разработкой по группе Сбитнева, обвиняемой в ряде покушений на питерских бизнесменов, политиков и в двух последних покушениях на самого Руслана. Одним из самых серьезных своих врагов Коляк называл экс-депутата Госдумы Михаила Глущенко (живущего сейчас в Испании под именем Мигель Кортес) — по словам Коляка, именно Глущенко, по прозвищу Хохол, стоявший у истоков тамбовской преступной группировки, и организовывал эти покушения.

Впрочем, была версия у правоохранителей, что убийство Коляка чисто «ялтинское» и к Питеру никакого отношения не имеет. По слухам, Руслан всерьез собирался переехать в Крым и развернуть здесь свой бизнес. Но, дескать, благодаря скандальному характеру уже успел поссориться с одним из местных воротил.

Как нынче выясняется, местными воротилами оказались… Данильченко, Ереняк, Кожухарь и прочие члены ОПГ «Башмаки», которые сейчас, что называется, стали на лыжи и пребывают в розыске. Вообще, эта преступная группировка считается не только беспредельной, но и в некотором смысле международной. Известны связи «башмаков» как с московскими ОПГ, так и с питерскими. Более того, башмаковские ребята всегда зарабатывали большие деньги на политических заказных убийствах. Известно, что один из членов ОПГ Эдик Векшин по указанию «старших» ездил в Петербург на переговоры с «тамбовскими». Правда, из-за холеной внешности (на бандита Эдик был совсем не похож, скорее, наоборот, на спецушника) Векшина питерские не признали, а затолкав его в машину и завязав глаза, увезли в неизвестном направлении. Там попытали немного, а потом, созвонившись с крымскими, принесли Эдику извинения и посоветовали не проводить столько времени у зеркала.

Кстати, поговаривают, что красавчик Векшин просиживал возле него часами. Тем не менее при этом считался одним из лучших киллеров и беспредельщиков. Правда, случалось, руки в крови не марал: известно, что в свое время Эдуард вместе с одним политическим лидером готовили покушение… на этого самого лидера. То бишь инсценировали его для активного пиара политика. Тогда был взорван фундамент его офиса и даже звучали выстрелы.

Одним словом, политическими заказами «башмаки» действительно не брезговали. Отсюда версия: возможно, «наши ребята» выполнили заказ петербуржских врагов Руслана Коляка. Уж очень настораживает тот факт, что после убийства Коляка в правоохранительных кругах поднялась шумиха, но быстро стихла, и никому никакие обвинения не были предъявлены.

Хотя, быть может, и не в заказе тут дело. Оказывается, Коляк не просто собирался перебраться в Крым на ПМЖ и для этого строил здесь дом — Пряник постепенно скупал крымскую земельку на ЮБК. К примеру, под Феодосией Коляку принадлежало целое садово-дачное хозяйство. А кто ж захочет делиться и отдавать чужаку лакомые кусочки и без того дефицитной крымской земли? Вот и ликвидировали Руслана Артемьевича как лишний элемент.

Кстати, покушения на Пряника продолжались даже после его смерти. Ровно на девятый день недалеко от могилы Коляка нашли бомбу с полутора килограммами тротила. И не дрогнула рука минеров замахнуться на… памятник Тарасу Шевченко. Ведь именно рядом с ним похоронили бандитского адвоката. Говорят, что покойный сильно церкви помогал, вот, дескать, за это и получил тепленькое местечко на знаменитом Смоленском кладбище Петербурга.

Юлия Исрафилова, Первая Крымская

Exit mobile version