США рассказали России, как они украли атомное оружие с погибшей в 1968 году субмарины К-129. Почему утонула советская подлодка? Почему призрак «К-129» поссорил подразделения советской разведки? Представители США передали музею Тихоокеанского флота материалы, донедавна носившие гриф «совершенно секретно». В них – история поисков и подъема на поверхность погибшей в 1968 году советской подлодки К-129. Это документация исследовательского судна «Гломар Эксплорер», который поднимал К-129, и видеозапись захоронения американцами шестерых найденных погибших моряков. Но мы наверняка не узнаем причину гибели почти ста советских матросов…
Дизельная подлодка К-129 пропала 8 марта 1968 года во время боевого дежурства в северной части Тихого океана. На борту находились, по разным данным, от 96 до 98 моряков. Субмарина была вооружена торпедами и баллистическими ракетами с ядерными боеголовками. Каждая такая ракета могла устроить «армагеддон» любому крупному американскому городу. Советские военные подлодку так и не нашли, зато через несколько лет американцы обнаружили К-129 недалеко от Гавайских островов на глубине 5500 метров. Вскоре ЦРУ провела секретную операцию по ее подъему…
Конечно, американцы полезли на такую глубину не из простого любопытства. Их очень интересовали советские секреты, устройство лодки и образцы ядерного оружия. На подъем К-129 были затрачены огромные средства, специально изготовлено судно «Гломар Эксплорер» с особой платформой, которая не позволяет сфотографировать подъем с помощью авиации. По слухам, к созданию этого чуда приложил руку эксцентричный американский миллионер Говард Хьюз – это о нем был снят недавно нашумевший фильм «Авиатор». Операцию разрабатывало ЦРУ и лично президент Никсон, а Хьюз выступал финансовым спонсором исследования лодки. При подъеме субмарина разломилась надвое, но американцы спасли часть отсеков, в том числе ракетный. В них и нашли тела шестерых подводников, которые были погребены в океане.
Конечно, рядом как бы нечаянно «прогуливались» советские субмарины и авиация, но до сих пор точно не известно, удалось ли поднять со дна корму, где хранились боеголовки и сейф с кодами. По крайней мере, у командования советского флота лопнуло терпение, и оно намекнуло американцам, что может приказать засыпать место крушения бомбами…
Американцы все же успели исследовать обломки К-129, сделали много подводных фотографий и точно знают, что произошло. Но не стоит ждать, что сейчас, получив секретные документы, нам раскроют истинную причину гибели субмарины. Холодная война до сих пор хранит свои тайны…
Есть три версии. Официальная версия командования ВМФ СССР – авария произошла из-за затопления лодки через шахту устройства, с помощью которого моряки, находясь на перескопной глубине, всасывают воздух для более мощной работы дизеля. СССР утверждал, что из-за неисправности клапана и произошла беда.
Американцы настаивают, что из-за неисправности систем вентиляции произошел взрыв водорода при зарядке батарей, разрушение корпуса и погружение на запредельную глубину.
Третья версия похожа на правду и объясняет молчание обеих стран. Это столкновение К-129 с американской подлодкой. К этому неофициально склоняются российские военно-морские спецы. Неизвестно, был это злой умысел или же имел место слепой случай. Но подлодка «Сворд Фиш» сразу же после аварии советской субмарины срочно зашла в док с внушительной пробоиной. Американцы объясняли, что их субмарина «поцеловалась» с айсбергом, но российские моряки им не верят. Хотя доказать ничего не удалось.
А в 1987 году началось самое интересное! Американский капитан в отставке Питер Хачтхаусен, бывший военно-морским атташе в Москве, несколько раз говорил с советскими адмиралами о катастрофе К-129. Адмирал Петр Навойцев обронил: «Есть некоторые обстоятельства, которые обе стороны договорились не обнародовать».
После отставки Хачтхаусен, работая над книгой о подводном флоте СССР, взял интервью у адмирала Виктора Дыгало, в прошлом командующего соединением, в состав которого входила K-129.
По словам адмирала, правда о K-129 никогда не станет известна из-за соглашения военно-морского командования СССР и США. Они договорились прекратить любое исследование гибели K-129. В конце беседы Дыгало сказал: «Забудьте и думать, что когда-нибудь семьям погибших будет сообщена истина…». Коротко и ясно.
Игорь СМАГА, «Газета по-киевски»
В ТЕМУ
Дизель-электрическая ракетная подводная лодка К-129 проекта 629А из состава Тихоокеанского флота погибла 8 марта 1968 года. Причина гибели лодки по настоящее время не установлена, существуют три основных версии – затопление лодки через шахту РДП при зарядке батарей по причине технической неисправности клапана и провал на запредельную глубину, взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей из-за неисправности систем вентиляции, вызваший разрушение прочного корпуса, и, наконец,столкновение К-129 с американской подводной лодкой. Первая версия является официальной версией командования ВМФ СССР, на версии взрыва настаивала американская сторона, ссылаясь на данные гидроаккустических станций на Гавайских о-вах, к версии столкновения склонялись, правда неофициально, советские военно-морские специалисты.
Основанием для таких предположений послужила информация о том, что вскоре после даты гибели К-129 в американскую базу ВМС на о. Окинава пришла АПЛ «Суордфиш» SSN 579, имевшая характерные повреждения ограждения рубки. Ремонт американской лодки проводился экстренными темпами в обстановке секретности.Официальная версия ВМС США гласила, что «Суордфиш» получила повреждения от удара плавающего льда в Японском море.Как бы там ни было, американцы очень точно знали координаты гибели К-129 и в 1969 году затонувшая лодка была обнаружена разведывательным кораблём ВМС США «Мицар» в точке с координатами 40 гр 06′ сш и 179 гр 57 ‘ зд, в 750 милях от о. Оаху, после чего детально обследована с АПЛ «Хэлибат» и глубоководного аппарата «Триест II».
Подводная лодка лежала на глубине около 5500 метров практически на ровном киле, выдвижные устройства опущены, в районе верхней части третьего отсека, имелась, якобы, пробоина, захватывающая часть рубки и ракетные шахты.На основании полученной информации в ЦРУ США было принято решение предпринять попытку подъема К-129 в целях получения образцов ядерного оружия, а также шифровальной техники. Операция получила название «Проект Дженифер». В ходе операции «Дженифер» специально построенному для этой цели судну «Гломар Эксплорер» удалось поднять носовую часть К-129 ( в ходе подъёма лодки со дня корпус разломился и кормовая часть вновь затонула ).
По американским данным, в руки США попали две тореды оснащённые ядерными боеголовками, журнал регламентных работ со спецбоеприпасами, шифровальные блокноты и шифровальная машина.В разрушенных отсеках обнаружены шестеро погибших моряков, которых американцы, захоронили в море с отданием воинских почестей в точке с координатами 18 гр 29′ с.ш. и 157 гр 34′ з.д., в 90 милях на юго-запад от Гавайских островов. Существует однако версия, что было извлечено около 50 погибших моряков, большинство из которых захоронены на Гавайях. Истинная причина гибели К-129 по настоящий момент не предана гласности, вероятно, что она может быть известна военным специалистам США, получившим возможность исследовать обломки лодки.
В 1987 году капитан в отставке Питер Хачтхаусен ( Capt. Peter Huchthausen ), бывший военно-морским атташе в Москве,имел несколько кратких разговоров с советскими адмиралами относительно катастрофы К-129. Адмирал Петр Навойцев обронил в разговоре фразу: «Капитан, Вы очень молоды и неопытны, но Вы узнаете, что есть некоторые обстоятельства, которые обе стороны договорились не обнародовать, и вот по одной из таких причин мы потеряли нашу K-129 ». В 1995 году, когда после выхода в отставку Хачтхаусен начал работу над книгой о Советском подводном флоте, он взял интервью у адмирала Виктора Дыгало, в прошлом командующего соединением подводных лодок, в состав которого входила K-129.
Дыгало сказал ему, что истинная история K-129 никогда не станет известна из-за неофициального соглашения между старшим военно-морским командованием с обеих сторон, цель которого заключалась в том, чтобы прекратить любое дальнейшее исследование участия противной стороны в гибели и «Скорпиона» и K-129. В заключение беседы он сказал Хачтхаусену : » Так что забудьте и думать, что когда-нибудь семьям погибших будет сообщена истина…».
Submarina.Ru
МНЕНИЕ УЧАСТНИКА СОБЫТИЙ
Призрак «К-129» поссорил подразделения советской разведки
Тайна гибели советской дизельной подводной лодки (ПЛ) в свое время стала предметом не только международного скандала, но и источником возникновения разных легенд и слухов. Однако советская печать долгое время хранила гробовое молчание о событиях, происходивших в Тихом океане.
Известно, что ПЛ вышла на неплановое боевое патрулирование из пункта базирования на Камчатке 28 февраля 1968 года. На борту лодки находилось 3 баллистические ракеты типа Р-13 с ядерными боеголовками и две торпеды в ядерном оснащении. Командовал ПЛ капитан 1 ранга Кобзарь Владимир Иванович, один из опытнейших подводников того времени на ТОФ. Однако 8 марта лодка не донесла предусмотренным в боевом распоряжении коротким условным сигналом о проходе поворотной точки маршрута.
Первым это зафиксировал оперативный дежурный на ЦКП ВМФ и объявил тревогу. Были проведены длительные поиски кораблями и авиацией флота (с переброской на помощь даже авиации СФ) в обширном районе от точки получения последнего донесения ПЛ и далее по ее маршруту, но все безрезультатно. Вскоре поисковые действия были свернуты – лодку сочли погибшей. Об этом ЧП на всех уровнях наших «инстанций» предпочитали помалкивать.
В то же время американцы сообщили СССР об обнаруженном ими «масляном» пятне в одном из районов океана – район этот совпадал с маршрутом нашей ПЛ. Одновременно США заявили, что донными акустическими обнаружителями их БГАС системы «Цезарь» якобы зафиксирован и запеленгован «грохот», который соответствует звукам от разлома раздавленного сжатием воды прочного корпуса подводной лодки, погрузившейся на глубину свыше предельно допустимой. Странно, однако, то, что точных координат этого «шума» американцы командованию ВМФ не сообщили.
Данные разведки свидетельствуют о том, что во время выхода ПЛ «К-129» на патрулирование в Авачинском заливе действовала «на дежурстве» атомная многоцелевая ПЛА ВМС США «Суордфиш», которая, вполне вероятно, могла установить скрытное слежение за вышедшей из базы нашей ПЛ. За этот период данная американская ПЛА в базах ВМС США не отмечалась. Однако доподлинно известно, что 11-12 марта, то есть через 3-4 суток после невыхода ПЛ «К-129» на связь, ПЛА «Суордфиш» ночью прибыла в ВМБ «Йокосука» (Япония) со смятым корпусом боевой рубки. За ночь в режиме повышенной секретности был срочно произведен ремонт рубки (рихтовка, наложение заплат, покраска), и с рассветом ПЛА «Суордфиш» спешно покинула базу. Позднее стало известно, что весь экипаж ПЛА дал подписку о неразглашении некой тайны. Был ли этот факт связан с гибелью ПЛ «К-129», тогда еще представлялось загадкой.
Можно предположить, что ПЛА «Суордфиш» вела скрытное слежение за ПЛ «К-129» и была непреднамеренно протаранена следящей американской подводной лодкой. Именно непреднамеренно, поскольку американцы не дураки, им тоже жить охота. Возможно, при столкновении американская ПЛА ударила лобовой частью своей боевой рубки ПЛ в районе ее 3-го отсека (центральный пост). Принимая огромные массы воды, ПЛ «К-129» не смогла справиться с быстрой потерей плавучести и затонула на глубине свыше 5200 м в точке с координатами Ш=40?06′ сев. 179?57′ зап. (от Камчатки – 1230 миль, или ок. 2300 км). Впоследствии эта точка фигурировала в официальных документах как точка «К».
Позднее, когда тайное стало явным, представители США на различных брифингах и встречах упорно отрицали факт столкновения и тарана ПЛ «К-129» американской ПЛА. Бесспорным является тот факт, что американцы знали место советской ПЛ с точностью до 1-3 миль. Такую точность могла обеспечить только их ПЛА – виновник столкновения и гибели ПЛ «К-129», никаких других судов в этом районе не было. В последующем стало также известно, что в период 1968-1973 гг. американцы обследовали глубоководными батискафами состояние корпуса и положение затонувшей ПЛ «К-129» (лежала на ровном киле). На основании обследования был сделан вывод о возможности подъема ПЛ. Этот вывод и был положен в основу замысла операции, получившей кодовое название «Дженифер».
«ДЖЕНИФЕР»
Главной целью операции «Дженифер» было проникнуть в «святая святых» нашего ВМФ – в его шифрованную радиосвязь (в разведке это называлось «расколоть» шифры), особенно в радионаправлении «берег-подводные лодки». Гибель советской ПЛ и точное знание места ее затопления американцы сочли благоприятным случаем попытаться вскрыть всю систему развертывания и управления нашего ВМФ. А именно, подняв ПЛ, извлечь из нее шифрдокументы, боевые пакеты, аппаратуру засекреченной радиосвязи (ЗАС) и пр. С помощью шифров прочитать весь радиообмен ВМФ СССР за несколько лет (от последней даты смены шифрдокументов). Но маячила еще более соблазнительная перспектива – возможность найти ключевые основы разработки наших новых шифров, которые считаются в мире «абсолютно стойкими». Как говорится, игра стоила свеч: о возможности проведения, а тем более успеха подобного рода «тайной операции» всегда мечтали все разведки мира без исключения. Кроме того, американцы очень интересовались нашим ракетным и торпедным оружием с ядерными боеголовками.
Операция «Дженифер» проводилась в строжайшем секрете. В полном объеме в ее замысел были посвящены только президент США Ричард Никсон, директор ЦРУ Уильям Колби и миллиардер Говард Хьюз – главный финансист всей операции, на подготовку и проведение которой ушло без малого 7 лет с затратами около 350 млн. долл. Для подъема ПЛ было построено специальное судно «Гломар Эксплорер», водоизмещением 36 000 тонн с особыми системами обеспечения глубоководных работ и устройствами для подъема. Об операции в прессе опубликована за прошедшие годы масса материалов. Отмечу только, что на завершающем ее этапе планировалось поднять нашу ПЛ в кратчайший срок и непременно в отсутствие в районе разведывательных и следящих сил советского флота.
Сегодня доподлинно известно, что специалисты США подняли не всю ПЛ. Кормовая ее часть по линии разлома корпуса от тарана в центральном посту (3-й отсек), включая 4-й и все кормовые отсеки, вывернулась из клешней лап захвата «Эксплорера» и опустилась на дно. Как это, возможно, происходило – показано в известном телефильме Евгения Киселева. Однако американцы сочли главную задачу операции выполненной, поскольку интересующие их шифрдокументы, боевые пакеты, аппаратура ЗАС-связи и пр. должны были находиться, как на всех подводных лодках, во втором командирском отсеке. «Эксплорер» с док-камерой под днищем, где находилась поднятая носовая часть нашей ПЛ, убыл в район Гавайских островов (о. Мауи).
Из носовой части ПЛ якобы были извлечены, как писали американские газеты, тела около 60 погибших подводников, за шесть с лишним лет почти не тронутых тленом – на такой глубине кислорода нет. Куда делись погибшие подводники, извлеченные из корпуса ПЛ – если они действительно были извлечены, – неизвестно. Но шестеро погибших были перезахоронены американцами в море по принятому в ВМФ СССР ритуалу: тела накрывались Военно-морским флагом и играл гимн Советского Союза. Похороны были засняты на цветную кинопленку, которую затем запрятали в сейфы ЦРУ.
Впоследствии, когда тайное стало явным и между МИД СССР и Госдепом США началось фехтование на дипломатических «шпагах», эти предусмотрительные действия США сыграли свою роль. МИД СССР направил первую ноту США: «Ваши службы в нарушение международного морского права тайно подняли часть нашего корабля». Ответная нота Госдепа США: «Вы не объявили о гибели вашей ПЛ, следовательно, по нормам международного права – это ничейное, бросовое имущество». Тут же МИД СССР направляет вторую ноту: «Вы надругались над нашими погибшими подводниками, нарушили их братскую могилу». Госдеп США в ответ: «Ничего подобного – ваши моряки захоронены по всем правилам, принятым в ВМФ СССР, соблаговолите получить копию киносъемки». В результате нашим дипломатам и крыть было нечем.
Из поднятой носовой части ПЛ американцы извлекли оборудование и две торпеды с ЯБЧ (ядерной боевой частью). Но главной цели операции они не достигли: шифры найдены так и не были. Причина оказалась банальной и неожиданной одновременно. Дело в том, что командир ПЛ капитан 1 ранга В.Кобзарь был высокого роста и постоянно мучился в своей тесной и маленькой каюте, к которой прилегала шифр-рубка. Во время ремонта ПЛ в Дальзаводе (1967-1968 гг.) он упросил главного строителя, и тот в отступление от проекта перенес шифр-рубку в четвертый (ракетный) отсек. Несмотря на разразившийся скандал, ЦРУ США собиралось все же поднимать и кормовую часть ПЛ. В то же время Главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков приказал установить «боевое дежурство» в районе точки «К» вплоть до бомбежки района при появлении «посторонних». Дежурство было снято только после того, как по решению Конгресса США было запрещено ЦРУ производить подобные операции.
ДЕЙСТВИЯ ТОФ
Подозрительное топтание в районе точки «К» судов «Гломар Челенджер» и «Гломар Эксплорер» своевременно привлекло внимание разведки ТОФ и меня, заместителя начальника разведки ТОФ, непосредственно курировавшего направление «подводной разведки на ТВД». Разведка ТОФ вовремя начала бить тревогу по поводу подозрительной деятельности спецслужб США в районе гибели ПЛ «К-129» и организовала по мере возможностей слежение за деятельностью специализированных судов «Гломар Челенджер» и «Гломар Эксплорер» в океане. Кроме того, были установлены конкретные координаты гибели ПЛ «К-129» и подлинная цель операции «Дженифер».
В район работы «Эксплорера» командованием ТОФ направлялись разведывательные корабли, попутные суда и даже океанский буксир с группой наблюдения. Но все их донесения гласили о том, что «Эксплорер» продолжает «винтить трубы», как видно, ведет поиски нефти.
Надо сказать, что Главный штаб в лице разведки ВМФ скептически отнесся к «потугам» тихоокеанцев. Начальник разведки ТОФ Владимир Домысловский, уловив «настрой» начальства и поняв, сколько хлопот и неприятностей принесет ему эта наша инициатива, участвовать далее в «затее» отказался. Командующий ТОФ Николай Смирнов, в свою очередь, тоже заметил скепсис со стороны Москвы и не пожелал без разрешения главнокомандующего ВМФ «связывать» себе руки. Когда в специальном докладе я доложил о том, что американцы готовятся поднять советскую подлодку (в то время я оставался за начальника разведки ТОФ), и преложил принять меры, он категорически отказался выделить боевые корабли для отправки в район точки «К». Однако когда в середине января 1974 года «Эксплорер» снова был запеленгован в районе точки «К», пришло понимание, что надо что-то делать.
Все это время Главный штаб ВМФ продолжал относиться скептически к «блажи» тихоокеанцев и не вмешивался в нее. Командование флота также решило предоставить разведке флота сомнительную возможность решения проблемы своими силами. В течение марта-июня удалось «выбить» у командования ТОФ три парных вылета разведывательных самолетов Ту-95РЦ. Правда, они смогли достигнуть района точки «К» по дальности полета только «на укол»: в условиях сплошной облачности самолеты лишь подтвердили присутствие в районе только крупной радиолокационной «засветки» и? вернулись на базу.
Отметим, что все эти наши «потуги» могли только фиксировать нахождение объекта в районе, но никак не противодействовать американцам. И здесь я, будучи ВРИО начальника разведки ТОФ, пошел ва-банк и направил за своей подписью в Москву шифровку на имя начальника разведки ВМФ, которая по своим дальнейшим последствиям стала своего рода «громоподобной». В ней говорилось, что «анализ деятельности спецсудна США «Гломар Эксплорер» в районе точки «К» дает основание полагать, что некоторые ведомства США завершают подготовку и в ближайшие сроки могут предпринять подъем со дна Тихого океана советской ПЛ «К-129»… В северной части океана кораблей флота нет, развернуть их из баз ТОФ не представляется возможным. В настоящий период КРТР ТОФ «Приморье» выполняет задачи в районе атолла Кваджелейн (КРТР «Приморье» действовал по планам ГРУ Генштаба. – Авт). Учитывая, что в программе пусков МБР с мыса Канаверал руководство США делает значительный перерыв, прошу вашего разрешения переразвернуть корабль в район точки «К» с задачей слежения за действиями сил США в целях принятия дальнейших решений. К началу возобновления пусков МБР КРТР «Приморье» будет возвращен в район атолла Кваджелейн».
В ответ пришла шифровка: «ВРИО начальника разведки ТОФ. Обращаю ваше внимание на более тщательное выполнение поставленных задач. Начальник разведки ВМФ И.Хурс». На языке штабов это означало: «Не лезьте со своими глупостями, выполняйте задачи, которые вам поставлены директивой на текущий год». В результате «Эксплорер» приблизительно около месяца оставался без слежения. И вдруг – сенсационный взрыв в иностранной прессе: «Соединенными Штатами поднята со дна Тихого океана советская подводная лодка». Наша же печать хранила гробовое молчание.
«РАЗБОР ПОЛЕТОВ»
После разразившегося вокруг операции «Дженифер» международного скандала главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков был вызван в ЦК КПСС, где имел очень неприятный разговор. Возвратившись в Главный штаб ВМФ, он, весьма разъяренный, вызвал на связь командующего ТОФ (командующим уже был вице-адмирал Владимир Маслов). Обычно сдержанный, на этот раз Горшков не стеснялся в выражениях: «Ну что, товарищ Маслов? Прос?ли подводную лодку?» – «Никак нет, – отвечал Маслов. – Я только что принял флот и ко всему этому никакого отношения не имею». – «Это что же? По-вашему, я прос?л лодку?» – и далее в таком духе продолжал Горшков. Я в это время находился в кабинете комфлота – в телефонной трубке аппарата ЗАС с сильной мембраной хорошо был слышан голос Главкома.
Сразу после этого последовало приказание начальника разведки ВМФ: «Немедленно представить всю фактуру событий: кому и какие давались приказания, кто и о чем доносил? Все отразить в журнале боевых действий с приложением карты обстановки. Все передать по фототелеграфу в Москву».
Началось судорожное вычерчивание «карты обстановки» – все в черной туши. А из Главного штаба ВМФ звонки: «Что вы тянете резину? Главком не будет ждать!» В это время ко мне подошел начальник спецсвязи разведки ТОФ подполковник Федор Уклеин: «Помните ваш доклад начальнику разведки ВМФ и его унизительный ответ?» И тут издерганный, взмыленный и рассвирепевший от накаленной обстановки, я сделал непростительный для опытного штабника шаг: «Давай сюда обе шифровки!» И обе они в их доподлинном содержании легли на карту – вошедшие в раж чертежники к тому же обвели их черной тушью. Карту, еще недостаточно просохшую, разрезали на полосы, которые стал поглощать фототелеграф. А на той стороне подгоняемые начальством разведчики ворвались в кабинет Горшкова с этими полосами, не читая разложили их на столе перед главкомом и благоразумно отступили: «Вот, товарищ главнокомандующий. Это все тихоокеанцы виноваты… Мы здесь ни при чем». Как потом рассказывали очевидцы, Горшков надел очки и… на последующие три дня между разведкой ВМФ и разведкой ТОФ, а также по линии командных пунктов прекратились все виды связи, как после ядерной войны.
Спустя трое суток я оказался по каким-то делам в кабинете начальника штаба флота вице-адмирала Владимира Сидорова, который, поздоровавшись с иронией, все же дружелюбно произнес: «Ну что, герой… Доказал свою правоту?» Далее прошел между нами такой диалог: «Доказал, товарищ адмирал». – «Москва тебе это не простит». – «А я это уже понял…».
Вскоре после этой скандальной операции «Дженифер» главные действующие в ней лица сошли с мировой арены: Ричард Никсон был по «уотергейтским делам» снят с поста президента, директор ЦРУ Уильям Колби ушел с этого поста, Говард Хьюз сошел с ума и отправился в «лучший мир». Ну а я вскоре был выдавлен из системы разведки ВМФ и перешел в Оперативное управление штаба флота, где занялся вопросами боеготовности и боевой службы сил ТОФ.
Цель автора этих строк рассказать правду об этой трагедии в океане и связанных с ней потугами американцев по подъему нашей ПЛ «К-129» в противовес всяческим выдумкам некомпетентных лиц. Надо отдать должное спецслужбам США – они эту задачу, хоть и не в полном объеме, технически и организационно решили блестяще. Разведка ТОФ своевременно разгадала их замыслы, установила конкретные координаты гибели ПЛ «К-129» и вскрыла цель операции «Дженифер». А высказывания неких «специалистов», что якобы разведка ТОФ «сосала лапу», останутся на их совести.
АНАТОЛИЙ ШТЫРОВ – контр-адмирал, в прошлом первый заместитель начальника разведки ТОФ, заместитель начальника военно-морского управления Командования войск на Юго-Западном направлении, НВО
Вот имена моряков, обстоятельства гибели которых стали одной из самых больших загадок холодной войны :
Абрамов Н. Д. гл. старшина
Андреев А. В. ст. матрос
Архипов А. А. матрос
Баженов Н. Н. старшина 2-й ст.
Балашов В. И. ст. матрос
Башков Г. И. матрос
Бахирев В. М. старшина 2-й ст.
Боженко Л. К. матрос
Бородулин В. С. матрос
Васильев А. С. матрос
Гооге П. И. старшина 2-й ст.
Гостев В. М. матрос
Гущин Н. И. старшина 2-й ст.
Гущин Г. Ф. гл. старшина
Дасько И. А. матрос
Дубов Ю. И. матрос
Дыкин А. П. лейтенант
Дягтерев А. А. матрос
Егоров А. Е. инж. капитан-лейтенант
Жарнаков А. Ф. старший лейтенант
Журавин А. М. капитан 2-го ранга
Зверев М. В. ст. матрос
Зуев В. М. капитан-лейтенант
Зубарев О. В. матрос
Иванов В. П. гл. старшина
Кабаков А. С. матрос
Касьянов Г. С. матрос
Карабажаков Ю. С. матрос
Князев А. Г. старшина 2-й ст.
Кобзарь В. И. капитан 1-го ранга
Кобелев Г. И. ст. матрос
Ковалев Е. Г. капитан 3-го ранга
Козин В. В. матрос
Козленко А. В. матрос
Колбин В. В. матрос
Костюшко В. М. матрос
Коротицких В. В. матрос
Котов И. Т. мичман
Кошкарев Н. Д. матрос
Кравцов Г. И. матрос
Кривых М. И. ст. матрос
Кручинин О. Л. матрос
Крючков А. С. матрос
Кузнецов А. В. старшина 1-й ст.
Куликов А. П. ст. матрос
Кучинский А. И. старшина 2-й ст.
Лабзин В. М. гл. старшина
Лисицын В. В. старшина 1-й ст.
Лобас Ф. Е. капитан 3-го ранга
Лопсарь П. Т. старшина 2-й ст.
Лохов В. А. матрос
Маракулин В. А. старшина 2-й ст.
Матанцев Л. В. ст. матрос
Михайлов Т. Т. ст. матрос
Мосячкин В. А. старший лейтенант
Мотовилов В. А. капитан 3-го ранга
Наймушин А. С. ст. матрос
Носачев В. Г. матрос
Овчинников В. И. матрос
Одинцов И. И. матрос
Ожима А. Н. матрос
Орехов Н. Н. капитан 3-го ранга
Осипов С. В. матрос
Ощепков В. Г. ст. матрос
Панарин Г. С. капитан 3-го ранга
Песков Е. К. матрос
Пикулик Н. И. капитан-лейтенант
Пичурин А. А. матрос
Плакса В. М. матрос
Плюснин В. Д. старшина 2-й ст.
Погодаев В. А. матрос
Поляков В. Н. матрос
Полянский А. Д. старшина 2-й ст.
Редкошеев Н. А. матрос
Рудник А. И. матрос
Савицкий М. С. старшина 2-й ст.
Саенко Н. Е. старшина 2-й ст.
Соколов В. В. матрос
Сорокин В. М. ст. матрос
Сприщевский В. Ю. мичман
Сурнин В. М. старшина 2-й ст.
Тельнов Ю. И. ст. матрос
Терешин В. И. матрос
Трифонов С. Н. матрос
Токаревский Л. В. матрос
Торсунов Б. П. матрос
Тощевиков А. Н. матрос
Хватов А. В. старшина 1-й ст.
Черница Г. В. матрос
Черепанов С. П. майор мед. службы
Чичканов А. С. старшина 2-й ст.
Чумилин В. Г. старшина 2-й ст.
Шишкин Ю. В. матрос
Шпак Г. М. старшина 1-й ст.
Шувалов А. С. матрос
Ярыгин А. И. матрос