РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ: Вьюн, рожденный под знаком Рыб. Часть1
“…Однажды я проводил отпуск у знакомых на реке Воронеж. Как-то я принес с рыбалки несколько скользких, извивающихся и попискивающих рыбок.
– А-а, пискуны… – протянул равнодушно хозяин дома с таким видом, будто речь шла о самой никчемной рыбе. Но тут же, причмокнув, нараспев добавил: – Они сладкие…”Вьюн, иногда также пискун ( Misgurnus [ Cobitis ] fossilui L.) – рыба из семейства карповых (Cyprinidae) из отряда отверсно-пузырно-костистых (Physostomi); напоминает угря или змею, держится в иловатых и тинистых водах средней и восточной Европы. Вьюн (пискун) среди рыболовов популярностью не пользуется. Его ловят либо для насадки, либо на безрыбье, когда ничего стоящего не клюет.
Вьюн-пискун – рыбка небольшая. Редко можно встретить особи, достигающие 30 сантиметров в длину. Обычно попадаются рыбки длиной 15-20 сантиметров и толщиной в палец.
Удлиненное, цилиндрической формы тело с очень мелкой чешуей, которая покрыта обильной слизью, маленькие желтые глазки и небольшие жаберные щели делают его похожим на угря или небольшую змейку. К тому же он имеет способность извиваться и, видимо, этому он обязан своим именем.
Спинка у него желтовато-бурая с черными крапинками. По бокам тела тянутся три продольные черные полоски, причем средняя шире, чем крайние. Брюшко желтое, а у некоторых особей даже красноватое. Но в целом, окраска вьюна зависит от места обитания.
Рот у рыбки несколько обращен книзу, вокруг рта 5 пар усиков. На верхней губе усики длинные, на нижней – едва различимые.
Брюшные плавники расположены далеко позади грудных и не очень большие. Все плавники бурого цвета с черными крапинками.
В крупных водоемах вьюн встречается редко, и найти его непросто. Зато в болотистых, медленно текущих речках, в глухих протоках, канавах его много. Он любит тихую воду и илистое дно. Роясь в иле, вьюн находит себе там пищу.
Пискун приспособился жить в тяжелых условиях. Ему не страшны такие невзгоды, как недостаток кислорода, частичное или полное высыхание водоема. Он способен при неблагоприятных условиях зарываться глубоко в ил и ожидать там лучших времен. Вьюн удивительно живуч. Будучи даже очищенным от чешуи и выпотрошенным, он долго еще шевелится.
В отличие от других рыб вьюн-пискун дышит не только жабрами, но и с помощью кожи и кишечника, стенки которого очень богаты кровеносными сосудами. В том случае, когда не хватает кислорода, он ртом заглатывает воздух и пропускает его через пищеварительный тракт: таким образом кишечник выполняет дыхательную функцию.
Воздух из кишечника выходит через анальное отверстие с характерным писком, поэтому кое-где вьюнов называют еще и пискунами.
Некоторые исследователи утверждают, что вьюны могут перебираться по мокрой траве из одного водоема в другой, если они расположены недалеко друг от друга. Делает он такой переход в тот момент, когда чувствует, что в месте его обитания могут наступить неблагоприятные условия. В это можно поверить, так как вьюн очень чувствителен к перемене погоды. Особенно остро он реагирует на изменение атмосферного давления. Недаром его считают живым барометром. Многие держат вьюнов в аквариумах и по их поведению определяют погоду за сутки вперед.
В аквариуме вьюн чувствует себя хорошо. С жадностью поедает мотылей, кусочки сырого мяса, червей, опарышей, шитиков. Пищу берет так же, как и в естественных условиях,- только со дна. Вьюнов в аквариуме надо держать отдельно, так как они очень взмучивают воду, причиняя беспокойство другим рыбам. При смене воды надо стараться сохранять ее температуру: изменение ее вьюны переносят тяжело – теряют способность нормально двигаться, подымаются к поверхности, свертываются и в таком положении находятся довольно продолжительное время. В неволе вьюны не размножаются.
Вьюн удивительно прожорлив. День и ночь он копается в иле в поисках корма, пользуясь при этом усиками вокруг рта, которые являются основными органами осязания. Питается различными червями, личинками, икрой других рыб, особенно карася, карпа, линя.
Вьюн очень плодовит. Нерестовый период длится довольно долго, с апреля по июнь; икринки откладывает на водную растительность.
Ловят вьюнов обычной поплавочной удочкой на кусочки червя. Крючок – небольшой, № 4-5. Поплавок должен быть легким. Насадку вьюн берет уверенно и, как правило, с крючка не сходит. Насадку кладут на самое дно. Если вьюнов в водоеме много, то они клюют беспрерывно. В руках его удержать трудно: скользкий, извивается, как змея. Одним словом – вьюн. Пищит вьюн, когда его вытаскивают из воды или оказавшись зажатым в ладонях. За это и дали ему прозвище “пискун”. Находясь на крючке, он может оставаться живым и активным более суток. .
Вкусовые качества этих рыбок очень высокие. Мясо жирное, нежное, немного сладковатое. Некоторые гурманы считают вьюна деликатесом. Правда, если его неправильно приготовить, он будет немного отдавать тиной, и в этом повинна слизь, которая плохо смывается. Избавиться от запаха можно, подержав пойманных рыбок 2-3 часа в проточной воде или сняв слизь золой. Делается это так. Очищенного от чешуи вьюна до удаления внутренностей натирают сухой золой, а затем обмывают водой. После этого удаляют внутренности. Если есть возможность, то перед тем, как жарить, его следует порезать на кусочки и положить на час в соленую воду. Голову надо выбросить.
Подготовил Илья Лагутенко, специально для “УК”,по материалам журналов
Рыболов № 1 -1991, № 3/1994 г., Охотничья Газета №34 ( 20 августа 2003 г. )
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ , ЧАСТЬ 2: “СКОТНЫЙ ДВОР”
ИЛИ СВИНЬЯ, РОДИВШАЯСЯ В ГОД КАБАНА (фрагменты)
“…Работа по организации масс пришлась, естественно, на долю свиней, которые, по общему признанию, были наиболее разумными среди животных. Наиболее выдающимися из них были два молодых хряка: Снежок и Наполеон, которых м-р Джонс выращивал на продажу. Единственный беркширец на ферме, крупный, довольно свирепого вида Наполеон был молчалив, но, как всем было известно, умел добиваться своего. Снежок был гораздо более живым, разговорчивым и изобретательным, но считалось, что по глубине характера он уступает Наполеону. Остальные кабанчики были кастраты. Наиболее известным среди них был маленький жирный Пискун – сильно округленные щечки, поблескивающие глазки, пронзительный голосок, короткие ножки. В умении вести беседу не было ему равных. Его манера подергивать хвостиком, покачиваясь из стороны в сторону во время крупного спора, была необычайно убедительна. Свиньи поговаривали, что Пискун вполне способен в споре превратить черное в белое. Эти трое, разработав учение старика Майора, создали целое философское направление, которому и дали имя Анимализма”.
“…Пискуна послали сделать необходимые разъяснения. Товарищи! – вскричал он, – ведь не вообразили же вы, что мы, свиньи, поступаем так из-за эгоизма, используя наше руководящее положение? На самом деле многие из нас не любят ни молоко, ни яблоки. Лично я их терпеть не могу. Единственная цель, которую мы преследуем, потребляя эту пищу, – сохранить наше здоровье. Молоко и яблоки – это доказано наукой, товарищи, – содержат вещества, совершенно необходимые для здоровья свиней. Ведь мы, свиньи, – работники умственного труда. Все руководство, вся организация работы фермы зависит от нас. Днем и ночью заботимся мы о вашем благосостоянии. ДЛЯ ВАС мы пьем молоко и едим эти яблоки. Знаете ли вы, что произойдет, если свиньи не смогут выполнять свой долг? Вернется Джонс! Да, вернется Джонс! Но я уверен, товарищи! – крикнул Пискун , покачиваясь из стороны в сторону и подергивая хвостиком, – я уверен, что среди нас нет никого, кто желал бы возвращения Джонса?!”
“…В этот вечер Пискун в частных беседах разъяснял животным , что на самом деле Наполеон никогда не был против постройки мельницы. Напротив, именно он с самого начала был ее сторонником, а этот план, что начертил Снежок на полу сарая, был украден им из бумаг Наполеона. Ветряная мельница, собственно, есть личное произведение Наполеона. – А что же тогда он так упорно против нее выступал? – спросил кто-то. Чрезвычайно коварное выражение появилось на морде Пискуна. – В том проявилась замечательная хитрость товарища Наполеона, – сказал он. – Товарищ Наполеон сделал вид, что возражает против мельницы; это был маневр – надо было избавиться от Снежка, типа опасного и очень скверно влиявшего на окружающих. А теперь, когда Снежок убран с нашего пути, он не сможет помешать провести в жизнь исполнение проекта. Эта штука называется тактикой, – сказал Пискун. И повторил несколько раз: – Тактика, товарищи, тактика! – покачиваясь из стороны в сторону, подергивая хвостиком в такт своему веселому смеху. Животные не были уверены, что поняли точное значение этого слова, но Пискун говорил так убедительно, а случайно оказавшиеся рядом три собаки рычали так грозно, что объяснение было принято без дальнейших расспросов”.
” …Пискун произносил прекрасные речи о радости плодотворного труда, о достоинстве труженика, но животные черпали вдохновение не из них, а из неистощимой силы Боксера и его неизменного “Буду работать больше!”.”
“…Но по воскресеньям Пискун , придерживая копытцем длинный рулон бумаги, сыпал цифрами, показывая, что производство всех видов продукции увеличилось на 200 или на 300, или на 500 процентов – как когда. Животные не видели причин не верить этому, тем более, что они уже не помнили отчетливо, как было до Восстания. И все же бывали дни, когда им казалось, что хорошо бы иметь меньше цифр, но больше еды”.
” …Пискун , произнося свои речи, лил слезы умиления, рассказывая о мудрости Наполеона, доброте его сердца, глубокой любви его ко всем животным , где бы они не жили, а особенно к тем несчастным, что продолжали существовать в невежестве и рабстве на других фермах”.
“…Было уже почти девять часов, когда во дворе появился Пискун . Шел он медленно, рассеянно, глазки его потухли, хвостик вяло свисал – у него был совершенно больной вид… Он созвал животных и объявил ужасную новость – товарищ Наполеон при смерти. Горестный крик исторгли животные. Принесли солому, постелили у дверей дома. Все ходили на цыпочках. Со слезами на глазах спрашивали друг у друга, что с ними будет, если не станет Вождя. Прошел слух, что Снежку удалось все же подсыпать яду в пищу Наполеона. В одиннадцать часов вышел Пискун и сделал новое объявление. В качестве своего последнего прижизненного благодеяния Наполеон велел издать Указ, карающий смертной казнью каждого, кто употребляет алкоголь. К вечеру Наполеону как будто стало лучше, а на следующее утро Пискун сообщил, что Вождь выздоравливает. Вечером он уже смог приступить к своим обязанностям, а на следующий день поручил Уимперу приобрести несколько руководств по пиво- и самогоноварению”.
“…Толки об отделении уголка пастбища для престарелых животных давно были оставлены. Наполеон превратился в матерого хряка весом в полтораста килограмм. А Пискун разжирел до того, что глазки его утонули в жиру”.
” …Пискун не уставал говорить, как бесконечно много всегда было работы на ферме по руководству и организации. Большая часть этих работ была совершенно недоступна пониманию других животных . Для примера Пискун рассказывал о колоссальном труде свиней над таинственными штуками с названиями вроде “учетные формы”, “отчеты”, “номенклатура”, “докладные”. Это были большие листы бумаги, которые нужно было густо-густо исписать, а затем сжечь исписанные листы в печах. “Для благосостояния фермы это имеет колоссальное значение”, – говорил Пискун . И все же никакой пищи ни свиньи, ни собаки не производили. И было их много, и аппетит у них всегда был хорошим”.
Tweet