Кто и сколько зарабатывает на конфиденциальной информации?
«Пробить человека» на современном жаргоне означает узнать о нём всё, проникнуть в самые потаённые уголки его жизни. Способов десятки — были бы деньги. Что нового предлагает теневой рынок информационных услуг. С этим вопросом мы для начала отправились на знаменитый Митинский радиорынок.
Хорошая база данных стоит не менее $1000
«Никакой романтики!!!» — первая мысль, которая появилась после беглого осмотра торговых рядов. Нелегальные базы данных продаются настолько открыто, насколько вы можете себе это представить. Практически на каждом развале с компакт-дисками красуется табличка «Новейшие базы данных». На вопрос: «Что есть нового?» — продавцы молча вручают многостраничный талмуд с ассортиментом и ценами. Цены, кстати, немалые. Самая дешёвая база — телефонных номеров МГТС — стоила 500 рублей. По ней, набрав на компьютере телефонный номер, вы можете узнать фамилию, имя и адрес его владельца. Самые дорогие базы зашкаливали за 6000 рублей.
«А у вас базы по «Билайну» и «МТС» свежие?» — спрашиваем мы у одного из продавцов и тычем в приглянувшийся нам яркий пакет с компакт-дисками. «Да, это самые последние!» — бодро отвечает молодой человек за прилавком. Вручив продавцу 1000 рублей и забрав вожделенный товар, мы возвращаемся в редакцию.
Расставаясь с редакционными деньгами, особых иллюзий мы не испытывали. Специалисты в области добычи информации считают, что покупать базы на рынках — это безвыигрышная лотерея. Хорошие базы стоят в среднем $1000. «Сегодня их продаётся много, но в основном они очень слабые, — рассказывает нам частный детектив Алекс Кафаров, — серьёзными мощными базами торгуют всего несколько фирм, и продавать их первым встречным они не будут. У них постоянный круг клиентов, которым они доверяют, которые их не подставят. Да и стоят такие базы на порядок выше».
В правоте слов нашего собеседника мы убедились уже через несколько часов. После того как приобретённая нами база на пяти компакт-дисках была загружена в компьютер, в ней мы всего лишь нашли данные по абонентам МГТС за 2002 год. Вытянуть из неё что-либо ещё не смогли даже лучшие редакционные компьютерные умы.
За продавцами «жучков» следит ФСБ
Если вы решили всерьёз проникнуть в жизнь некоего человека или фирмы, то базы данных дадут вам лишь первичные сведения. Для получения более подробной информации потребуются «жучки», или, говоря языком профессионалов, «специальные технические средства». Оказывается, многие спецсредства сегодня можно приобрести совершенно легально, правда, такая техника должна иметь специальный сертификат Федеральной службы безопасности. Как нам удалось выяснить, легальные спецсредства от нелегальных отличает целый перечень технических требований. Например, если камера скрытого видеонаблюдения или микрофон передаёт радиосигнал на расстояние до 50 метров, то она разрешена к свободной продаже, если на 500, то её могут приобретать только «субъекты оперативно-разыскной деятельности»: МВД, ФСБ и другие. Впрочем, целесообразность таких ограничений многие сегодня ставят под большое сомнение. «Все эти лицензирования, все допуски технических средств скоро потеряют всякий смысл, — говорит член Комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков, — по мере развития технологий происходит сближение бытовых и специальных средств. Если раньше за миниатюрную видеокамеру могли посадить, то сегодня они есть почти во всех мобильных телефонах. Другое дело, с какой целью используются эти средства».
Производители легальных «жучков» настаивают на том, что их продукция используется исключительно в целях безопасности.
Чтобы разузнать о новинках российского рынка спецсредств, мы отправились на специализированную выставку «Безопасность-2005», которая проходила в Москве в конце апреля. Надо сказать, что выставка нас разочаровала, продавцов «жучков» можно было по пальцам пересчитать. Внимание привлёк лишь небольшой стенд некоей таиландской фирмы. Её представители с гордостью продемонстрировали видеокамеры, упрятанные в шляпках болтов-саморезов, сигаретных пачках, галстуках, мобильных телефонах, значках и зажигалках. Кстати, цены приятно удивили. Комплект из зажигалки с видеокамерой и микрофоном, приёмника и записывающего устройства стоил всего $250. «В первый день они тут много чего выставили, — рассказал представитель российской фирмы, стенд которой расположился неподалёку. — Радиозакладки были, микрофоны специальные, но потом пришли фээсбэшники и всё по-быстрому убрали. Только камеры оставили».
Кстати, на российском стенде мы обнаружили весьма любопытные вещи. Здесь был, например, представлен «комплекс передачи видео- и аудиоинформации по GSM-каналу в реальном времени». Как выяснилось, с его помощью вы можете снять необходимую информацию с объекта, находясь в практически любой точке мира, где есть мобильная связь и роуминг. «Например, если вы уехали в отпуск на Канары, то при помощи этого прибора вы сможете посмотреть, что происходит у вас в квартире», — объяснил продавец. На вопрос, может ли подобная техника использоваться для слежки и нелегального «съёма» информации, он без доли сомнения ответил: «Конечно же да!» Легальный рынок спецсредств — лишь верхушка огромного айсберга. Подавляющая часть российского рынка радиоэлектронной слежки находится в глубоком подполье, а арсенал средств для негласного получения информации стремительно пополняется новинками.
Прослушать всю Россию можно за $4500
«Нелегальный оборот специальных технических средств сегодня входит в число самых доходных криминальных промыслов, занимая 4—5-е место после торговли наркотиками и оружием», — сообщил нам руководитель пресс-службы управления «К» МВД России Анатолий Платонов. Специалисты управления «К», которое занимается преступлениями в области высоких технологий, регулярно раскручивают громкие дела, связанные с нелегальным оборотом подслушивающей и подглядывающей аппаратуры. К примеру, в 2002 году в Москве была пресечена деятельность преступной группы, которая сбывала так называемые приборы «флай». Это устройство с виду ничем не отличается от обычного телефонного аппарата. Но с его помощью, не покидая своей квартиры, вы можете прослушать любой телефонный номер на территории России. Причём выявить «прослушку» было практически невозможно: аппарат даже улучшал качество связи. От клиентов не было отбоя. Как выяснилось, технику приобретали в основном службы безопасности коммерческих фирм и криминальные структуры. Цена одного аппарата составляла $4,5 тысячи. Разрабатывали и собирали приборы бывшие работники одного из оборонных НИИ.
«Организованная преступная группа действовала длительное время, — рассказывает нам представитель управления «К» (!)Ирина, — организатор группы — житель Москвы гражданин Андреев официально нигде не работал. Однако за это время успел приобрести хорошую квартиру, дорогую машину и вёл разгульный образ жизни, ни в чём себе не отказывая. Поэтому можно сказать, что заработали они неплохо».
И хотя борьба с нелегальным оборотом спецсредств усиливается, этот вид криминального бизнеса процветает. Как признаются сами оперативники, сбытчиков такой техники поймать за руку сложно. Контрольные закупки, как правило, заканчиваются провалом. На сделки преступники приходят со специальной аппаратурой и моментально обнаруживают скрытые видеокамеры и микрофоны, которыми пользуются оперативники. Ставки в этой игре слишком высоки, поэтому в обозримом будущем криминальные структуры вряд ли отступятся от столь прибыльного бизнеса. Банальными «жучками» сегодня уже никого не удивишь. Новые русские Кулибины наполняют рынок передовыми технологиями, которые позволяют заглянуть даже в самую узкую замочную скважину. Среди новинок так называемые клавиатурные закладки, с помощью которых можно снять информацию с любого компьютера на расстоянии до 500 метров. На наших глазах специалисты управления «К» провели интересный эксперимент. На один из компьютеров была установлена вышеупомянутая закладка. Текст, который набирал один из оперативников, без искажений передавался на ноутбук с приёмником. А ноутбук был установлен в машине, которая была припаркована на улице в нескольких десятках метров от здания… Сейчас, как рассказали нам в управлении «К», изобретатель этого устройства объявлен в федеральный розыск.
Мобильные телефоны беззащитны
Вокруг прослушивания мобильных телефонов, которые сегодня есть почти у каждого второго жителя России, немало домыслов и кривотолков. Одни утверждают, что, обратившись «куда надо», за несколько сотен долларов вы можете получить распечатки переговоров практически любого абонента сотовой связи. Другие уверяют, что за подобными предложениями зачастую скрываются обычные мошенники, которые после получения денег растворяются в воздухе. Ведущие сотовые операторы, в свою очередь, настаивают на том, что нелегальную прослушку мобильных телефонов организовать практически невозможно. Так можно ли прослушать мобильник?
Представители управления «К» на этот вопрос отвечают весьма осторожно. «Да, такой незаконный съём информации возможен. Но говорить о том, какой стандарт сотовой связи защищён и как защищён, я не вправе, — рассказывает автору этой заметки полковник милиции Анатолий Платонов. — Вы поймите ситуацию, ведь каждая компания развивается, и количество их клиентов увеличивается. Они, конечно, каким-то образом защищены, но все по-разному». Между тем уголовных дел, связанных с нелегальной прослушкой мобильных телефонов, хоть отбавляй. Не так давно в Москве оперативники накрыли целую подпольную лабораторию, которая производила так называемые комплексы сотового радиомониторинга. В ней трудились бывшие научные работники оборонного комплекса, а её продукция пользовалась большим спросом не только в России, но и за рубежом. Один из таких комплексов при весьма забавных обстоятельствах всплыл в Белоруссии. Владелец комплекса на протяжении долгого времени безнаказанно прослушивал практически весь свой родной город Гомель. Однако случилось «непоправимое»: о существовании аппарата узнали криминальные структуры и у хозяина его украли. Последний, недолго думая, написал заявление о краже в милицию, а причинённый ущерб оценил в $15 тысяч!
Борьба с «жучками» — дорогое удовольствие
«Жучков» боятся многие: никто не хочет, чтобы его личные и коммерческие тайны стали достоянием посторонних людей и конкурентов. И рынок реагирует. Сегодня в России можно приобрести богатый арсенал средств, препятствующих нелегальной прослушке и видеонаблюдению. На выставке «Безопасность-2005» в отличие от «жучков» таких средств было великое множество. Первым делом внимание привлёк внушительных размеров чемодан с жидкокристаллическим монитором и десятками хитроумных приспособлений. «Это очень интересный чемодан, — рассказывает представитель фирмы-производителя, — он позволяет обнаруживать любые активные источники сигнала, которые негласно передают информацию по радиоэфиру, электросетям и проводным линиям». Однако стоимость чемоданчика буквально обескуражила. Чудо инженерной мысли предлагалось за $16 тысяч … «Такое оборудование в основном приобретают силовые структуры, крупные частные охранные структуры, службы безопасности крупных организаций, коммерческих банков», — заметив наше смущение, рассказал представитель фирмы.
Были приборы и попроще. Внимание привлёк аппарат, чем-то напоминающий противопехотную мину МОН-50. Как оказалось, эта штука предназначена для глушения мобильной связи, которая может быть использована для нелегальной перекачки информации. Радиус его действия 50 метров, цена $800.
Впрочем, чтобы избавиться от жучков, совсем не обязательно скупать специальное оборудование. Проще нанять профессионалов. В Москве работают несколько специальных бригад, которые за умеренную плату очистят ваш офис или квартиру от «жучков». Например, избавление обычной городской квартиры от непрошеных гостей сегодня стоит от $150 до $300. Таким бизнесом, как правило, занимаются бывшие и действующие сотрудники спецслужб. И, как говорят, спрос на их услуги растёт день ото дня.
Информация о человеке стоит от $50 до $30 000
Соблазн узнать чьи-либо тайны весьма велик. Но дело это небезопасное и почти всегда противозаконное. За сбор информации о человеке без его согласия Уголовный кодекс карает крупными штрафами и исправительными работами на срок до 8 месяцев. А за нелегальное прослушивание телефонных переговоров вы и вовсе можете загреметь за решётку на 3 года. Но что делать, если конфиденциальная информация жизненно необходима?
В цивилизованном мире в таких случаях принято обращаться к частным детективам. Чтобы выяснить, как с этим обстоит дело у нас, мы обратились в управление лицензионно-разрешительной работы ГУВД Москвы. Как рассказала нам заместитель начальника управления подполковник милиции Татьяна Перова, сегодня в Москве официально работают лишь 92 частных детектива. Согласитесь, весьма скромная цифра для огромного мегаполиса. Но даже эти сыщики работают лишь формально. «Если верить отчётам, которые нам ежегодно предоставляют частные детективы, то никаких договоров они не заключают и никаких заказов не выполняют. Действие подавляющего большинства лицензий приостановлено», — отметила Татьяна Перова. Звучит по меньшей мере странно. В Интернете и рекламных газетах за полчаса мы нашли около сотни объявлений об оказании детективных услуг. Их спектр весьма широк — от сбора доказательств факта супружеской измены до коммерческой разведки.
Чёткого прейскуранта на услуги детективов сегодня нет. Всё зависит от квалификации частного сыщика, возможных накладных расходов и сложности заказа. В среднем получить информацию о какой-либо фирме вы сможете, заплатив от $150 до $350. Детективы предоставят общие сведения о её деловой репутации, отношениях с налоговыми органами и банками. Физических лиц оценивают несколько дешевле: от $50 до $200. За эти деньги вы сможете, например, получить характеристики на человека с прежних мест работы, узнать его семейное и имущественное положение. Такую работу детективы выполняют, как правило, не выходя из офиса при помощи баз данных, Интернета и телефона. Если же вам понадобятся более подробные сведения, для получения которых потребуется наружное наблюдение или прослушка, то здесь применяется почасовая оплата труда. Минимальный тариф на «наружку» составляет $10—15 в час. Большинство заказов, которые выполняют детективы, требуют комплексного подхода, и стоимость разработки объекта может исчисляться десятками тысяч долларов. «Всё зависит о того, кто этот человек, какого уровня, — рассказывает частный детектив Алекс Кафаров. — Одно дело, если это простой коммерсант или менеджер, а другое дело, если он крупный бизнесмен, постоянно ездит с охраной, практически не вылезает из офиса. Там уже другие цены. Может и $30 тысяч стоить».
Большая часть частных сыщиков предпочитают отсиживаться в тени и категорически не желают получать государственную лицензию на детективную деятельность. Их точного числа не может назвать никто. По мнению Геннадия Гудкова, это «десятки тысяч профессионалов». Почему же детективы не хотят легализовать свою деятельность? Причина проста: детективы не желают платить налоги и не хотят, чтобы их контролировало государство. Как признаются сами сыщики, методы их работы очень часто входят в противоречие с Уголовным кодексом. Например, ни один детектив, как того требует закон, не будет спрашивать письменного разрешения на слежку у её объекта. Более того, к услугам детективов-нелегалов сегодня активно прибегают криминальные структуры. Сегодня они, например, тесно сотрудничают с квартирными мошенниками. Один из частных детективов на условиях анонимности вкратце обрисовал нам схему такой работы: «Допустим, есть информация: в такой-то квартире живёт алкоголик или одинокий пенсионер. Естественно, надо узнать, что это за человек, есть ли у него родственники, «крыша». Детектив начинает его, как говорится, «пробивать». Только после к нему подкатывают бандиты. Потом этот пенсионер оказывается либо на улице, либо в земле…»
На деловой информации зарабатывают миллионы
Услуга по сбору информации о деловых партнёрах и конкурентах сегодня пользуется большим спросом. Лидеры рынка — детективные агентства, которые заключают миллионные долгосрочные контракты с крупными российскими и зарубежными компаниями. «Сегодня ни одна уважающая себя компания не может позволить себе обойтись без детективных услуг, — рассказывает депутат Госдумы Геннадий Гудков, — это и проверка деловых партнёров, и условий сделки, и платёжеспособности — в общем, проверка всего, что рискованно для бизнеса».
О возможностях крупных детективных агентств ходят легенды. Бытует мнение, что их сотрудники тесно связаны с правоохранительными органами и ФСБ, а в своей работе они используют новейшие технические средства. Однако это не совсем соответствует действительности. «Многие люди думают, что все мы из милиции и ФСБ, — говорит руководитель крупного столичного детективного агентства Александр Коберский. — На самом деле в нашей компании работает только один бывший сотрудник МВД. И это, кстати, девушка. Ещё все думают, что у нас есть какие-то мощнейшие базы данных. Постоянно предлагают их продать, обменять. На самом деле никаких супербаз у нас нет. В работе мы пользуемся легальными источниками информации, которые есть в открытом доступе».
Однако агентства и частные детективы, ведущие честную игру, — почти экзотика. Фактически в каждой крупной компании есть собственное «нелегальное» детективное бюро, работающее под прикрытием службы безопасности. Нередко такие нелегалы используются для промышленного шпионажа и сбора компромата на деловых и политических конкурентов. А некоторые результаты их работы регулярно становятся достоянием общественности. Достаточно вспомнить историю с «человеком, похожим на Генерального прокурора Юрия Скуратова».
Единственный арестованный детектив-нелегал сбежал за границу
Между тем, несмотря на столь внушительное число детективов-нелегалов, уголовные дела за незаконную детективную деятельность — большая редкость. Одно из таких дел случилось осенью 2002 года. Тогда в поле зрения правоохранительных органов попал житель Москвы Андрей Каковский. Его квартира больше напоминала лабораторию: обилие дорогостоящей радиоаппаратуры и систем безопасности поразило даже оперативников. Но самое интересное крылось в компьютере подозреваемого. В ходе обыска на жёстком диске были обнаружены файлы c тысячами телефонных переговоров рядовых москвичей и даже сотрудников правоохранительных органов.
По данным следствия, Андрей Каковский незаконно прослушивал телефонные разговоры и продавал полученную информацию, чем и зарабатывал себе на жизнь. Как писали тогда газеты, детектив-нелегал умудрялся шпионить даже за высшими руководителями МВД. После ареста и предъявления обвинения в незаконной детективной деятельности Каковский был отпущен под подписку о невыезде. Недолго думая, он продал квартиру и сбежал за границу. Сегодня горе-детектив объявлен в международный розыск.
Борьба с нелегальными охотниками за информацией становится всё жёстче, а способы её добычи — всё изощренней. Современные высокие технологии, Интернет, компьютеры, новые услуги связи открывают широкий доступ в нашу личную и деловую жизнь. Суровая реальность такова, что от незаконного проникновения в неё сегодня не застрахован никто.
Вадим Саранов