Несколько лет назад американскую прессу обошла шокирующая новость: с поличным поймана группа выходцев из бывшего Советского Союза, которая реализовывала бензин, разбавленный… водой. Американцы многое повидали на своем веку, но даже подумать не могли о том, что кто-то решится зарабатывать деньги таким способом. На это оказались способны только ”русские” и, видно, дела шли совсем неплохо, если им удалось продержать свой ”бизнес” добрых два года. Правда, еще больший срок им предстоит теперь провести в тюрьме: граждане свободной Америки не любят, когда в ответ на предоставленное гостеприимство их надувают ”чужаки”, да еще в таких масштабах. Между тем, слава заокеанских ”химиков” дошла, видимо, до израильских пенат. Израильская полиция объявила об успехе очередной операции: раскрыта шайка мошенников, сбывающих потребителям разбавленный бензин. В течение четырех месяцев сотрудники Центрального управления по борьбе с экономическими преступлениями выслеживали вместе с коллегами из налоговой полиции пути, по которым преступники скупали, а порой и воровали бензин, и затем, смешав его с другими веществами, перепродавали потребителям.
В операции, получившей кодовое название ”Черное золото”, приняли участие свыше 400 офицеров и рядовых сотрудников полиции и около 200 работников налоговой инспекции. В течение одного дня были арестованы 38 подозреваемых, в их числе – глава преступной группировки, 40-летний житель центра страны.
Вхождение мошенников в бензиновый бизнес было, на первый взгляд, обставлено по закону: официально зарегистрированная фирма закупала бензин у известной компании БАЗАН. И – предлагала хозяевам автозаправочных станций – как законным, так и пиратским – более выгодные условия его поставки. Те, кто соглашались, и вправду какое-то время получали нормальные бензин и солярку, но потом на них лавиной пошли жалобы от водителей на некачественный продукт. Многие из них пошли даже на отмену платежей по чекам и кредитным карточкам. Наиболее смелые владельцы АЗС отказались, в свою очередь, перечислять деньги ”фирме”-поставщику. Тогда ее ”представители” перешли к угрозам – вплоть до физической расправы, и многие из хозяев станций вынуждены были согласиться перейти под ”крышу” мошенников. Насколько, правда, долго сопротивлялись владельцы АЗС подобному ”крышеванию”, и сопротивлялись ли вообще – это будет, видимо, трудно выяснить и полиции: уж больно выгодным делом оказался ”паленый” бензин…
Израильские жулики водой, надо сказать, не баловались. Наверное, понимали, что нефтяной продукт и вода находятся в разных ”весовых” категориях. То ли дело керосин или масло – почти одна субстанция. Полиция установила, что, заполучив обычный бензин, мошенники свозили его на тайные склады и уже там готовили ”паленую” смесь. А потом развозили полученный ”продукт” по хорошо знакомым точкам. ”Продукт” этот представлял из себя следующее: бензин – в пропорции 50 процентов на 50 или 40 процентов на 60 – разбавляли керосином, а солярку – маслом сорта ”асан-150”.
”Разбавочные станции” и автозаправки стали, по сути, едиными звеньями одной преступной цепи, а география их местонахождения оказалась самой широкой – от Каркума на севере до Димоны на юге. Во время операции ”Черное золото” было задержано 11 бензовозов, занимающихся перевозкой разбавленного топлива, раскрыто расположение более десяти топливных емкостей-танков, в которых хранилось данное ”топливо”, изъяты компьютеры и документы фирмы-мошенницы. Заморожены, естественно, и ее счета в банке.
Фирма-мошенница, которую ”накрыла” израильская полиция, занималась не только официальной покупкой бензина. Она умудрилась также воровать его у той же компании ”БАЗАН”, с которой поддерживала коммерческие отношения. Каким образом? А ”просто” подсоединилась к ее трубопроводу и потихоньку качала ”свое” ”черное золото”. Правда, полиции предстоит еще выяснить, почему на ”БАЗАНе” не догадывались об утечке налево далеко не малых партий горючего – неужели там не умеют сводить дебит с кредитом? Или кому-то было выгодно не замечать этой ”утечки”?
Встает и еще один вопрос: а куда девала ”фирма” излишки бензина, образовавшиеся в результате ”химической реакции” разбавления? Когда я поделился этим вопросом с одним знакомым, он тотчас на него ответил:
– А ты обратись у нас к любому водителю, где можно подешевле заправиться бензином. И тебе назовут и место, и время. Конечно, не на заправке. Кто-то держит бензин на складике, кто-то нальет его в твой бак прямо из канистры. Я когда-то работал ночным сторожем и однажды меня перевели на одну ночь в другое место. Но сразу предупредили, чтобы я не сильно любопытствовал, если увижу что-то необычное. А увидел вот что: приехал бензовоз, около него сразу оказалось несколько людей с канистрами, и водитель стал сливать в эти канистры свой бензин… И ежу понятно, что это за бензин: или ворованный, или тот самый, оставшийся от разбавления. Естественно, раздают его владельцам канистр по более дешевой цене, но навар и так хороший. Видимо, и сторожу, которого я заменил на одну ночь, тоже доставалось от этого навара – за молчание.
– Мне когда-то часто приходилось проезжать по ”территориям”, – вторит моему ашдодскому знакомому другой водитель. – И нередко наблюдал, как стоят прямо в поле два бензовоза и один переливает другому содержимое своих емкостей. Тут и думать нечего, чем занимаются: или распределяют излишки бензина, или разбавляют его. На ”территориях” нет посторонних глаз…
Неужели, оказывается, так легко создать ”паленый” бензин? О товарах с фальшивыми ”фирменными” ярлыками мы знаем давно. О пиратских видео- и аудиокассетах – тоже. Не в новинку и ”паленая” водка, и неизвестно где произведенные лекарства, и фальшивые денежные купюры. ”Качество” многих из этих товаров порой настолько высоко, что обывателю трудно отличить подлинное изделие от поддельного. А насколько безобидна смесь бензина с другими веществами? Этот вопрос я задал ученому-химику, доктору наук Борису Перельмутеру, и вот какой ответ получил.
– С научной точки зрения никаких проблем в смеси бензина с другими нефтепродуктами нет. Ведь природа всех этих веществ одна и та же – получаются они в результате синтеза нефти, и отличаются только качественными характеристиками. Во время переработки нефти сначала образуется легкий и тяжелый бензин, затем – керосин, солярка, масло. Смешивать их можно в любой пропорции, а обнаружить смесь практически невозможно: все эти продукты имеют одинаковый запах, внешне почти неразличимы. Только лабораторный анализ может сказать, какой продукт в каком количестве присутствует в смеси.
– У меня машина с дизельным двигателем, и мне как-то налили полный бак разбавленной солярки, – рассказывает житель Эфрата Игорь Цирлин, тоже химик по профессии. – Я сразу это почувствовал: в двигателе полетела шестеренка – машина встала. Я решил побороться за справедливость: отобрал пробу и обратился в отдел топлива министерства инфраструктур с просьбой сделать анализ. Мне сразу заявили, что такой анализ стоит 600 долларов, и даже если он подтвердит мои догадки, доказать я все равно ничего не смогу. Поймать за руку владельца бензоколонки практически невозможно: трудно доказать, что разбавленную солярку я купил именно на его станции, а не на другой; что в моем баке не находились остатки другой партии горючего; и, кроме того, за время расследования хозяин АЗС не один раз поменял содержимое топливного танка. В общем, даже если удастся довести дело до суда, неизвестно, на чьей стороне будет выигрыш…
Отдел топлива министерства национальных инфраструктур – главный контролер автозаправочных станций страны. Однако скудные ассигнования, выделяемые этому отделу, не позволяют, по заявлению его руководства, осуществлять необходимые проверки на должном уровне и в достаточном количестве.
Хотя и официальные заправки – тоже не без ”душка”. Со мной поделились информацией: в его доме проживает работник автозаправки, которая принадлежит одной из ведущих компаний. Работа его, конечно, не из легких: весь день на ногах, в любую погоду – на открытом воздухе, всю смену его легкие вдыхают пары бензина. Кроме того, приходится работать по ночам. Но на жизнь этот работник не жалуется: может позволить себе многое из того, что не могут его соседи. На простую зарплату такие покупки вряд ли сделаешь. Скорее всего, перепадает что-то за молчаливое участие в доходах хозяина…
Да, вряд ли найдется работник АЗС, который согласится поделиться подобными тайнами. А сотрудники отдела топлива из министерства инфраструктур к тому же сетуют: даже если им удается схватить кого-то за руку, эффект от такой поимки крайне незначителен. Во-первых, расследование длится, как правило, несколько лет, а, во-вторых, если полиция предъявляет, наконец, обвинительное заключение и судью удовлетворяют предъявленные доказательства вины мошенников, то самое большое наказание, которое ожидает их, – денежный штраф. Сколько? Всего несколько тысяч шекелей. Естественно, это не останавливает преступников. Расчет их очень прост: ожидаемые доходы значительно превышают суммы всех возможных штрафов.
Главная жертва – государство В прошлом году сотрудники отдела топлива обнаружили 20 автозаправок, на которых качество бензина не соответствовало стандарту. Между тем, число их, несомненно, значительно больше. А урон, который наносит ”деятельность” бензиновых мошенников, оценивается не в тысячи, и даже не в миллионы – в сотни миллионов шекелей. Главная жертва разбавленного горючего – само государство. Это оно не получает доходов с ”левых” заработков, которые имеют от продаж ”паленого” бензина многочисленные участники преступной цепочки. Это оно не получает налога с добавочной стоимости, которым облагается каждая официальная покупка. При этом сами мошенники получают колоссальную прибыль еще и от того, что, пользуясь отсутствием таможенной пошлины на ввоз в страну керосина, закупают его за рубежом по льготным ценам в неограниченном количестве и – разбавляют им дорогостоящий бензин.
Есть и еще один источник утечки средств из госбюджета. Как выяснило предварительное полицейское расследование, солидную часть ”паленого” бензина фирма-мошенница официально продавала Палестинской автономии. Там тоже, естественно, у нее были свои ”партнеры”. Но при этом, согласно существующим правилам, Израиль возвращал палестинцам налог на добавочную стоимость. То есть мало того, что казна недополучала налогов от ”левого” оборота горючего – ее еще вынуждали расплачиваться за реализацию ”паленого” бензина!
Вторая жертва ”бензиновых” мошенников, конечно же, простые потребители. Мало того, что они переплачивают деньги за некачественный продукт – плохой бензин или солярка выводят из строя двигатели машин, заставляют терять деньги и время на их ремонт.
Есть и еще одна жертва ”паленого” бензина. Это – окружающая среда. Воздух, в который попадают частицы некачественного нефтепродукта, вряд ли можно назвать здоровым для человека. ”Паленая” солярка – основной источник выхлопов, и можно себе представить, что происходит с мотором, если его регулярно ”кормят” подобным топливом…
От редакции: Следствие по делу компании, занимавшейся разбавлением бензина и других нефтепродуктов, обманом, а порой и шантажом владельцев АЗС, продолжается. На прошлой неделе выяснилось, что они, вдобавок ко всему, тесно сотрудничали с руководством Палестинской автономии, которой полагается от Израиля возврат налога за проданное ей топливо. По соглашению с руководством ПА бензовозы фирмы заезжали на палестинскую территорию, делали небольшой круг и возвращались домой, якобы, продав там топливо, хотя на самом деле этот имевшийся внутри них бензин возвращался в Израиль. ПА же получала за него миллионы шекелей в качестве ”возврата налога” и эти деньги делились ее лидерами с израильскими мошенниками.
Я.Зубарев “Русский израильтянин”, ISRALAND