За что в Польше могут лишить водительских прав

За что в Польше могут лишить водительских прав

Польские законы для автомобилистов — одни из самых суровых в Европе. Издание “Новая Польша” рассказывает про наказания за превышение скорости, езду в нетрезвом виде и профилактические акции польской полиции.

Грузовой микроавтобус, за рулем — 18-летний парень, рядом — его несовершеннолетняя подружка, а в будке — пятеро друзей и коза в розовых носках. Такую картину увидели полицейские в городе Освенцим, когда остановили автомобиль для проверки. Молодые люди ехали на день рождения, а коза была подарком для именинника. Из-за нарушения правил перевозки пассажиров водителю не только выписали штраф, но и забрали права на три месяца.

В Польше водительского удостоверения можно лишиться не только за езду в нетрезвом состоянии. Это, например, может случиться с тем, кто не платил алименты в течение полугода — соответствующее решение принимает староста гмины (низшая административная единица). Полицейские также могут изъять водительские права за создание ситуации, угрожающей безопасности дорожного движения, и направить дело в суд. За превышение разрешенной скорости на 50 км/ч в населенном пункте или допустимой численности пассажиров права забирают на три месяца. Если нарушитель в течение этого времени повторно сядет за руль, он снова теряет права на такой же срок.

Такие правила действуют в Польше с 2015 года. За весь 2017 год полиция оставила без прав 31 тысячу водителей, а в 2019 году таких уже к маю было более 30 тысяч. Дело, конечно, не в том, что на польских дорогах увеличилось количество нарушителей, а в том, что теперь там намного больше полицейского контроля.

В конце прошлого года правоохранители создали специальную группу Speed. Офицеры этого подразделения ездят на самых быстрых в полиции автомобилях. В их арсенале есть даже спортивная Kia Stinger GT: под ее капотом 366 лошадиных сил, а до 100 км/ч она разгоняется за 5,5 секунд. Полицейские также ездят на новых BMW, которые, в отличие от Kia, не имеют никаких опознавательных знаков. Таких машин на польских дорогах — сотни тысяч, поэтому полицейских практически невозможно вычислить в потоке, но как только водитель нарушает правила, под решеткой радиатора BMW загораются сине-красные маячки.

z22920318V,Nowe-nieoznakowane-radiowozy-policji-wyposazone-saПолицейская BMW. Источник: policja.pl

Автомобиль оборудован камерой и радаром. Виновники могут посмотреть видео-повтор своего нарушения на месте, а если оно было особенно вызывающим — еще и в социальных сетях на страницах полиции.

10794115-bmw-330i-xdrive-900-556Cалон полицейской BMW. Источник: policja.pl

Как и во многих европейских странах, в Польше каждое нарушение имеет свою цену не только в денежном эквиваленте: здесь действует система штрафных пунктов. За превышение на 50 км/ч водителю насчитывается 10 пунктов, а, например, за проезд на красный свет – 6 пунктов. Если за год водитель получит 24 пункта, он теряет права. Нарушителя направляют на контрольный экзамен: практический и теоретический тест.

Интересно, что количество штрафных пунктов можно уменьшить. Такая возможность существует раз в полгода: нужно пройти платное обучение в автошколе, после чего с нарушителя снимают 6 пунктов. Сами по себе штрафные пункты аннулируются ровно через год со дня совершения каждого отдельного нарушения.

Антиалкогольные законы в Польше — одни из самых строгих в Европе.

Этим летом Гданьский суд приговорил виновника ДТП со смертельным исходом к 12 годам тюрьмы. Его автомобиль врезался в другую машину, которая отлетела на ехавшую по велодорожке женщину. Разрешенную скорость водитель превысил на 80 км/ч, а в его крови был обнаружен кокаин. Суд также пожизненно лишил преступника права управления транспортными средствами. Такой же приговор был вынесен в прошлом году и водителю BMW, который пьяным въехал в автобусную остановку. Пять человек получили ранения, впоследствии одна из них, 77-летняя женщина, скончалась в больнице.

Польское законодательство, касающееся езды в нетрезвом виде, различает два состояния: после употребления алкоголя и состояние опьянения. Если алкотестер показывает от 0,2 до 0,5 промилле алкоголя, то это относится к первому случаю и считается лишь нарушением. Тогда суд может лишить водителя прав на срок от 6 месяцев до 3 лет и обязать заплатить штраф от 50 до 5000 злотых (от 13 до примерно 1300 долларов). Если при этом нетрезвый водитель стал виновником аварии, штраф увеличивается в два раза.

Больше 0,5 промилле — уже это состояние опьянения, вождение в котором расценивается как преступление. За него водителю грозит до 2 лет тюрьмы, штраф от 5 до 60 тысяч злотых (более 15 тысяч долларов) в зависимости от заработка и запрет садиться за руль на срок от 3 до 15 лет.

Полиция регулярно устраивает разного рода рейды на дорогах, проверяя водителей. Чаще, чем в Польше, в алкотестеры дуют только в Эстонии.

В Варшаве, например, правоохранители могут в субботу утром установить посты на одном из главных мостов столицы и проверять абсолютно каждого водителя. Проверка одного автомобиля длится меньше минуты, при этом такие профилактические акции имеют свой результат: на фоне водителей из других европейских стран, поляки — одни из самых трезвых.

Автор: Евгений Приходько; “Новая Польша

You may also like...