Дело о поставках американских вооружений. Диверсия, ошибка или геополитический разворот?

Дело о поставках американских вооружений. Диверсия, ошибка или геополитический разворот?

В октябре 2015 Кабинет министров Украины своим решением утвердил технические требования к поставляемому в Украину оборудованию, и уполномочил «Укрспецэкспорт» подписать контракт. В декабре 2015 он был подписан, а в январе 2016 года первая станция «Worldwide Aeros Corp» уже прибыла в Украину.

Газета «The Washington Times», воскресенье, 10 января 2016 года писала: «Когда пограничные силы Украины смотрят на восток и юг, они слепы… На одном из самых опасных участков в мире украинцам крайне не хватает устройств, чтобы предвидеть следующую атаку и обнаружить злоумышленников. Марионеточные промосковские сепаратисты периодически проникают через «линию соприкосновения». Российские войска и их тяжелое вооружение стоят на украинской земле, готовы к вторжению в любое время, периодически устраивая боестолкновения низкой интенсивности: минометный обстрел здесь, пуля снайпера там. Украина запустила беспилотники-разведчики, но Россия искусно взламывает их программное обеспечение… Белый дом категорически против доставки смертоносной оборонительной помощи, с помощью которой Киев мог бы ослабить следующую атаку России, но некоторая помощь уже в пути».

Из выступления конгрессмена Брэда Шермана в Конгрессе США 19 ноября 2015 года: «Я также хотел бы приветствовать на нашей галерее украинско-американского изобретателя Игоря Пастернака. Его компания «AEROS» является первой американской фирмой, которая предоставила украинскому правительству военную технику, необходимую для защиты своего суверенитета. Господин спикер, я призываю моих коллег и Администрацию удвоить свои усилия, чтобы помочь Украине защитить свой суверенитет, предоставив Украине необходимую помощь для защиты ее свободы… Я горжусь тем, что эта компания из Лос-Анджелеса является первой и, к сожалению, пока еще единственной американской компанией, которая предоставляет украинскому правительству необходимую ему военную технику».

Я начал с двух цитат — из речи конгрессмена США Брэда Шермана и из статьи журналиста «The Washington Times» Роуэна Скарборо, чтобы напомнить сегодняшнему читателю о тех уже далеких днях 2014—2016 годов, когда обескровленная двумя десятилетиями «ликвидации избыточного армейского имущества» украинская армия противостояла российскому спецназу и вооруженным до зубов российским наемникам.

Пусть по своему оснащению они и уступали армии США, за их спиной был боевой опыт Чеченской войны, следовавших одна за одной с распада Союза внешнеполитических авантюр российского правительства, а также полтора десятилетия многомиллиардных финансовых вливаний в переоснащение российской армии, начавшееся с приходом к власти в России Владимира Путина.

Без современных средств аэрокосмической разведки и радоэлектронной борьбы мы были слепы и глухи — ни узнать о передвижении военной техники, ни предупредить морской десант. Украине как воздух были нужны современные вооружения, но руководство Европейского Союза и администрация Барка Обамы решительному противодействию предпочли тактику «умиротворения» агрессора, боясь разозлить Путина, всячески препятствуя даже частным американским компаниям на свой страх и риск поставлять современное оборудование военного назначения и летальные вооружения в Украину.

Ну а теперь вернемся в наши дни. В понедельник 22 июля 2019 года Служба безопасности Украины (СБУ) опубликовала пресс-релиз, в котором сообщила, что ее сотрудники «разоблачили должностных лиц Госпредприятия «Спецтехноэкспорт» в масштабных злоупотреблениях, в результате которых был нанесен ущерб госбюджету на сумму почти 6.8 миллионов долларов США. Оперативники спецслужбы установили, что должностные лица «Спецтехноэкспорта» без наличия реальной потребности заключили контракт с иностранной компанией на поставку подвесной системы раннего предупреждения для нужд Госпогранслужбы. Таким образом, из-за неоправданного внесения дополнительных расходов в Государственный оборонный заказ был нанесен многомиллионный ущерб государственному бюджету».

Хотя эта иностранная компания не названа и в пресс-релизе Генеральной прокуратуры из решения Печерского суда, принятого небезызвестным судьей Сергеем Вовком, давшим разрешение на проведение обысков и изъятии документов в Кабинете министров Украины, Государственной пограничной службе Украины, Государственной фискальной службе Украины и Госпредприятии «Укрспецтехноэкспорт», стало известно, что речь идет о контракте с американской «Worldwide Aeros Corp» на поставку подвесной системы раннего предупреждения, заключенном 11 декабря 2015 года. — Той самой системы, без которой «пограничные силы Украины были слепы».

О первой, вопреки воле администрации Обамы, поставке современных американских технологий в Украину с начала российского вторжения, о которой с гордостью, как о примере для американского бизнеса и американских политиков, с трибуны Конгресса США говорил Брэд Шерман. Еще раз, как там об этом написали в пресс-релизе СБУ: заключили контракт «без наличия реальной потребности». И это не украинских чиновников, а не неназванную в пресс-релизах поставившую Украине это оборудование, ведь деньги по контракту получила именно она, на самом деле это американскую компанию «Worldwide Aeros Corp», согласно формулировке Генпрокуратуры, обвинили в незаконном «завладении денежными средствами в сумме 6739213 долл США».

Основатель и глава «Worldwide Aeros Corp» Игорь Пастернак, в 80-е бредивший дирижаблями львовский мальчишка, в СССР и в первые годы независимости в Украине, как это сказать помягче, его считали чудаком. Зато, как это часто случается с нашими соотечественниками, после переезда в США его идея вернуть в небо дирижабли оказалась откровением. Он стал там первым, и основанную им в 1994 «Worldwide Aeros Corp», как ни старался, не смог потеснить с мирового рынка даже подхвативший его идею «Boeing».

Его дирижабли и аэростаты снова, как в 30-е годы ХХ века, но уже на технологиях ХХІ века, стали работать как транспортные средства. Но они выполняют и другие функции — в том числе как базы для станций раннего предупреждения об угрозах на море, на воздухе, на земле. Со временем, «Worldwide Aeros Corp» стал поставлять такие станции и в наземной комплектации. Сегодня они обеспечивают безопасность американских войск в Афганистане и Ираке, их использовали для обеспечения безопасности на Олимпийских играх в Пекине, сейчас крупный контракт на их поставку заключило правительство Саудовской Аравии (и список этот можно продолжать)…

В марте 2015 «Worldwide Aeros Corp» получила письмо от «Укрспецэкспорта» (в то время в Украине государственная компания-монополист в области международного военно-технического сотрудничества), в котором та запрашивала возможность американской компании, в рамках утвержденной Кабинетом министров Украины программы обороны акватории Азовского моря, поставить в Украину системы раннего предупреждения, а также обеспечить обучение украинского персонала. Одна загвоздка. — На то время, препятствием такому контракту была не только принципиально негативная позиция Госдепа. Украина, если помните, балансировала на грани дефолта, в бюджете не было денег, а с такими рейтингами не то что получить под этот контракт кредит или банковскую гарантию, даже застраховать его желающих не было. Тем не менее, несмотря на все риски и, казалось бы, непреодолимые препятствия, уже в мае 2015 года 5 украинских военных инженеров-пограничников прибыли в Штаты, и несколько дней проработали на подобном оборудовании, чтобы оценить его возможности.

В октябре 2015 Кабинет министров Украины своим решением утвердил технические требования к поставляемому в Украину оборудованию, и уполномочил «Укрспецэкспорт» подписать контракт. В декабре 2015 он был подписан, а в январе 2016 года первая станция «Worldwide Aeros Corp» уже прибыла в Украину. — И это несмотря на финансовые риски, и, представьте, на то, что Государственный департамент и Пентагон к тому времени еще не дали согласие на ее передачу Украине. На получение этого согласия, и это при поддержке десятка конгрессменов и нескольких сенаторов, ушло целых полтора года, и его выдали только в июле 2016.

Возведенная в Мариуполе, эта станция раннего предупреждения стала для «Worldwide Aeros Corp» во многом уникальной. Не только из-за финансовых рисков и сопротивления Госдепа. Во-первых, ее 100-метровая вышка среди устройств такого типа стала самой высокой в мире. Во-вторых, это на данный момент единственная действующая в мире станция, которая одновременно отслеживает ситуацию сразу в воздухе, на суше и на море.

Недаром на рождественские каникулы зимой 2016—2017 открывать ее в Мариуполь, кроме посла США Мэри Йованович, приехали сразу три сенатора США от Демократической и Республиканской партий: душа и главный движитель реализации идеи американской военной помощи Украине Джон Маккейн, Линдси Грэм и Эми Клобушар.

Система EADS NADATS объединяет 27 датчиков, включая радар с возможностью индикации движущихся по земле целей, электрооптическую и инфракрасную систему визуализации HD и программное обеспечение движущейся карты для расширения возможностей и упрощения использования операторами. Уникальной особенностью EEWS является возможность обнаружения низколетящих небольших беспилотников.

«Ни одна другая система [EEW] не обеспечивает такие же возможности для постоянного наблюдения с воздуха и поверхности, а также для отслеживания и идентификации целей с более высокой эффективностью затрат и быстрой переустановкой», – объясняет Луи Пу, руководитель проекта в Eros.

Активный радиолокатор с электронным сканированием обеспечивает расширенные возможности ISR. Он имеет охват сканирования 360 ° с автоматическим отслеживанием и одновременной работой в двух режимах, обеспечивая надежные возможности для наблюдения на поверхности, навигации, обнаружения маяков, получения / классификации целей и картографирования местности. Режим обнаружения наземных движущихся целей (GMTI) позволяет пользователям отличать цель от помех.

Система широкоэкранного HD-изображения EEWS включает мегапиксельные тепловые, дневные и слабые камеры с оптикой с большим увеличением; лазерные полезные нагрузки; и полностью интегрированный IMU для точного определения местоположения целей. Он обеспечивает цвет HD в условиях низкой освещенности, полностью цифровое видео высокой четкости со всех своих датчиков изображения и выводит видео, соответствующее спецификациям Министерства обороны США и НАТО. Программное обеспечение Moving Maps объединяет все данные датчиков в одну комплексную тактическую карту, отображающую положение цели, скорость и направление. Программное обеспечение автоматизирует поворот камеры и следов радаров для легкого наведения, автоматического оповещения, когда цель входит в определенную область, и записывает все данные миссии для последующего анализа.

Для американо-украинского военного сотрудничества ее открытие стало настоящим прорывом — не только как первая поставка новейших американских технологий в Украину, но и как сигнал другим частным американским компаниям, занимающимся военно-техническими разработками: С Украиной можно работать! Все последующие поставки современных американских вооружений в Украину, в том числе и ставших именем нарицательным ПТРК «Javelin», стали возможны благодаря успешной реализации этого первого контракта.

Поэтому, когда сегодня, несколько лет спустя, когда российские войска и их наемники всё еще остаются на украинской земле, Служба безопасности Украины в своем пресс-релизе заявляет об отсутствии «реальной необходимости» в поставке в Украину этого оборудования, это ее заявление также является символическим посланием. У этого послания есть несколько адресатов.

Во-первых, это украинские чиновники — ведь именно на них направлен первый удар украинских правоохранителей: Любое военно-техническое сотрудничество с США (и НАТО), ваше согласие на любые поставки военного оборудования в Украину может закончиться для вас уголовным делом. Второй адресат — американские политики и американский бизнес: Украина более не заинтересована в военно-техническом сотрудничестве с США. Более того, в пресс-релизе СБУ содержится один усиливающий эти послания момент: в его преамбуле прямо говорится, что якобы злоупотребления в ходе заключения этого контракта выявил Департамент контрразведки СБУ, — еще несколько недель назад боровшийся с кремлевской агентурой в Украине, а сегодня, начав работать против США, совершивший геополитический разворот на 180 градусов. Эта часть послания говорит сразу всем: Решение принято на самом высоком уровне.

И правда, можно было бы предположить, что это частная инициатива главы СБУ Баканова, который с подачи кого-то из подчиненных в силу неопытности принял эту историю просто за еще одно уголовное дело, в которых сейчас пытаются утопить окружение Порошенко, если бы не скоординированные действия сразу трех ведомств — СБУ, военной прокуратуры и Государственной пограничной службы Украины (как позднее выяснилось, вывода экспертов о «ненужности» оборудования у следствия нет, к ним вообще пока не обращались, и дело возбудили на основании заявления пограничников). Значит, идею Баканову на стол положили не его подчиненные, она пришла сверху? Да вот незадача, и на «самом высоком уровне» окружение новоизбранного президента сейчас наоборот, интенсивно наводит связи с американским истеблишментом. К тому же, когда Киев прикладывает максимальные усилия для организации личной встречи украинского и американского президентов, было бы странно ожидать от Банковой столь самоубийственные шаги.

Не менее примечательно и время, выбранное для проведения обысков и публикации СБУ и Прокуратурой своих пресс-релизов. Можно было бы ожидать, что, как это было совсем недавно, например с бронежилетами, для этого выберут момент, когда ничто не сможет помешать максимально громкому освещению потенциально резонансного уголовного дела. Однако наоборот, все было сделано в понедельник 22 июля в обед — когда, с одной стороны, Офис президента досматривал десятые сны после празднования одержанной накануне разгромной победы, а, с другой, когда вся Украина слушала/читала/обсуждала исключительно результаты прошедших накануне досрочных парламентских выборов.

Как результат, хотя сообщения об обысках опубликовало большинство украинских СМИ, более суток они оставались никем незамеченными. — Кто-то сознательно рассчитал время так, чтобы получить максимальную отсрочку, дать небольшому обвалу превратиться в разрушительный селевой поток. Инициаторам был нужен скандал не в Украине, а в Вашингтоне.

И вот здесь я хотел бы предложить Департаменту контрразведки СБУ бросить глупые игры, и заняться своими прямыми обязанностями. Похоже, где-то совсем рядом с президентом есть человек, с политическим влиянием достаточным, чтобы его подсказки принимали к исполнению СБУ, пограничники, военная прокуратура, и кто целенаправленно действует на ослабление не только обороноспособности Украины (а без военно-технического сотрудничества с Западом, не завершив конфликт с Россией, Украина рискует остаться без броней, без патронов, без снарядов, десятков других необходимых как воздух наименований, не говоря уже о срыве перехода украинских армии и оборонки на стандарты НАТО), но и на подрыв двухсторонних украинско-американских отношений.

Я уже молчу о сотрудниках СБУ, Госпогранслужбы, военной прокуратуры, готовых послушно, без лишних вопросов выполнять даже самые преступные, будто исходящие напрямую из Кремля, приказы. И действовать контрразведке нужно максимально быстро, пока этот человек еще не успел нанести Украине непоправимый ущерб.

Автор:  Андрей ПЛАХОНИН; газета ДЕНЬ

You may also like...