Парламент и его предохранители

Парламент и его предохраниители

Ложь стала бичом современного мира. Она способна менять все вокруг, гибридизировать, извращать и разрушать, казалось бы, незыблемые основы бытия.

Это вирус, от которого нет вакцины. К сожалению, Украина превратилась в одну из ведущих экспериментальных площадок испытания в промышленных масштабах новейших его штаммов.

Президентские выборы — один из экспериментов. И вопрос вовсе не в том, что новый президент, если будет избран, окажется вражеским агентом. Не обязательно. Его ахиллесова пята — неготовность управлять таким сложным механизмом, как государство, со всеми последствиями. Эта чистая виртуальность может трансформироваться в какого угодно монстра.

На таком фоне действующий президент тоже не идеален, но хотя бы является прогнозируемым. Но главный вызов даже не в этом. Оказалось, что нация, которая веками противостояла уничтожению, устояла во время самых страшных геноцидов, вдруг лишилась иммунитета и ее можно брать голыми руками. Теперь с этим придется жить и учиться преодолевать вызовы, которые проявились или еще проявятся. Ну хотя бы для того, чтобы не исчезнуть с карты мира.

Но шансы выжить все еще есть. Мы не монархия и не президентская республика, и в этом спасение. В сложившейся ситуации ключевую роль должен сыграть парламент, который, как институт, уже не раз доказал, что может в моменты больших кризисов стать гарантом сохранения государственности. Похоже, на этот раз ему тоже придется взять на себя такую ​​функцию.

Возможно, именно нынешняя, еще не переизбранная его версия, сумеет починить неожиданные расстройства в политике и выставить нужные предохранители. Как бы украинцы не презирали депутатов (на что многие из них, безусловно, заслуживают), они сейчас становятся единственной надеждой удержать государство от хаоса и не допустить возможного реванша.

Сейчас ничто не указывает на то, что парламентарии серьезно озабочены ситуацией и готовы реагировать на события в стране. За отдельными исключениями, большинство застыла в ожидании. Но условное молчание на фоне общественных истерик совсем не означает неготовность противостоять вызовам. Это типичное поведение истеблишмента. К тому же тотальная разрозненность и недоверие между элитами также играют свою роль.

Так, в ближайшее время парламент ждет большое переформатирование. Отдельные нардепы уже навострили  лыжи в команду возможного победителя Зе. Многие еще ждет результатов второго тура. По скромным подсчетам, на низком старте не менее полутора сотен избранников из почти всех фракций.

Сами нардепы говорят, что следует ожидать выхода трети членства из НФ (окружение Арсена Авакова), большинства мажоритарщиков БПП (на этот шаг они вроде намекали премьеру на последнем заседании фракции, если не получат обещанных субвенций на свои округа), части «Самопомощи», Оппоблока и «Возрождения». «Воля народа» якобы не должна участвовать в маневрах через давние неприязненные отношения ее лидеров с Игорем Коломойским. Но непонятной остается ситуация с внефракционными, «Батькивщиной» и РПЛ.

Юлия Тимошенко пока показательно дистанцировалась. Как рассказывают источники издания «Тиждень«, она как будто была готова поддержать Зеленского, но фракция выступила против, пообещав организовано распасться. У Ляшко другие проблемы. Им якобы недоволен главный спонсор Ринат Ахметов и уже фактически свернул сотрудничество с радикалами. На фоне гиперпопулистского проекта Зеленского, который раскручивается, их существование действительно не будет иметь смысла.

Впрочем, даже по самым оптимистичным прогнозам новейших «тушек», в парламенте не наберется две сотни. Когда существующая коалиция развалится, на ее месте может сформироваться новая, пусть ситуативная, но откровенно антипрезидентская, договориться с которой Зеленскому будет сложно. Добавим к этому нынешнее правительство,  — и начало правления лидера «приколистов», у которого не будет шанса со старта воплотить популистские планы, кажется невеселым.

Далее падение рейтинга и неопределенная ситуация на парламентских выборах. Более того, как только Зеленский представит свою команду и состоятся первые назначения, весь зомбированный электорат завоет от возмущения, увидев НЕ новых политиков, а вчерашних «отставников» (например Айварас Абромавичюс  или Александр Данилюк) и функционеров Коломойского.

Источники «Тижня» утверждают, что за последние дни Зеленский оброс не только новыми фанами вроде Анатолия Гриценко, которому обещана должность министра обороны, но и новыми спонсорами,  могущими перекупить контрольный пакет акций у Коломойского: с Зе-командой якобы наводят мосты люди Сергея Левочкина. А это уже очень серьезные вызовы для маэстро Коломойского, который перестанет быть единоличным владельцем проекта.

Но вернемся в парламент. Несмотря на значительное количество нардепов на низком старте, готовых броситься в объятия конкурента нынешнего президента, большинство, впрочем, кажется, не собирается прибегать к кардинальным трансформациям.

Даже оценивая ситуацию как критическую, значительная часть все же видит в ней шанс наконец упорядочить отношения между ветвями власти и создать систему соответствующих предохранителей, которые в принципе сделали бы  невозможным влияние случайностей на устойчивость страны. За последние дни появилось немало соответствующих предложений и даже несколько законопроектов, принятие которых позволило бы, по мнению авторов, привести законодательное поле в соответствие с Конституцией.

Речь идет и о возможности импичмента главе государства и о лишении его неподходящих функций. Среди предохранителей также называют необходимость принятия законопроектов о парламентском контроле за спецслужбами и даже Избирательный кодекс. Самой реальной и интересной из этих инициатив кажется предложение «Самопомощи», которая зарегистрировала проект закона о президенте Украины.

Основная идея — ограничение полномочий главы государства в пределах, выписанных в Конституции, и увеличение роли премьер-министра, которого еще и предлагается наделить компетенцией секретаря СНБО. В частности, например, назначить или уволить высшее командование ВСУ президент сможет только по представлению премьера, которое должно быть предварительно одобрено соответствующим комитетом ВРУ. АП ограничивается до уровня канцелярии, а самого главу государства обяжут ежегодно отчитываться перед парламентом за проводимую работу.

Очевидно, что до окончания гонки никто в Раде не будет рассматривать ни это, ни другие подобные предложения. Депутаты даже не успеют проголосовать закон о языке, который находится в работе. Но после 21 апреля время существенно ускорится и есть шансы, что упомянутый документ будет принят. Во-первых, с похожей идеей давно носятся в «Батькивщине» и НФ. Во-вторых, такая схема рассматривается как приоритетная в штабе Порошенко в случае его поражения на выборах. Ну и в-третьих, неожиданную поддержку можно ожидать даже со стороны Зе-команды, ведь главной ее задачей, похоже, как раз и является ослабление президентской власти вплоть до уничтожения.

Наконец, до инаугурации нового президента право подписывать законы остается у действующего главы государства. Этого времени достаточно, чтобы выставить основные предохранители, которые сделают невозможным реванш и хаос. Главное, чтобы парламентарии захотели это сделать и, конечно, смогли. Впрочем, основным предохранителем, несмотря на все, остается все же мудрость украинского народа, который будет голосовать 21 апреля.

Автор:  Роман Малко; «ТИДЖЕНЬ»

Читайте также: