«Киевгорстрой» – «жемчужина» или пустышка?
Вернув в коммунальную собственность «Киевгорстрой», киевляне имели полное основание рассчитывать на солидное пополнение городской казны деньгами, заработанными холдингом. Однако город как был ни с чем, так и остался – несмотря на все усилия главы столичной госадминистрации Александра Попова вернуть в собственность города не только бренд холдинговой компании, но и реально заработанные компанией деньги.
В мае закончилась более, чем полугодовая эпопея с определением ресстра акционеров «Киевгорстроя». Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, наконец, признала реестр холдинга утерянным и предоставила компании «Финреестр» право возобновить реестр, забрав тем самым его ведение у регистратора «Адрем». Хотя еще в октябре прошлого года столичная госадминистрация, начав возврат акций в собственность города и сменив менеджмент «Киевгорстроя», поменяла и регистратора – с «Адрем» на «Финреестр». То, что более полугода огромных усилий руководству города понадобилось для того, чтобы разобраться с реестром, подтверждает, насколько запущена ситуация с «Киевгорстроем» и какие титанические усилия необходимы, чтобы ее исправить
Бедны, как киевские мыши
Вернув в коммунальную собственность «Киевгорстрой», киевляне имели полное основание рассчитывать на солидное пополнение городской казны деньгами, заработанными холдингом. Однако город как был ни с чем, так и остался – несмотря на все усилия главы столичной госадминистрации Александра Попова вернуть в собственность города не только бренд холдинговой компании, но и реально заработанные компанией деньги.
Традиция уводить многомиллионные доходы а тень закрепилась в «Кеевгорстрое» еще в начале 2000-ых, когда финансовые потоки холдинга были загнаны в тень, и казна от холдинга получала в качестве прибыли менее 1% оборота. Зато речитативы о низкой рентабельности стали визитной карточкой «Киевгорстроя». На фоне выросшей за пять предкризисных лет минимум в пять раз цены квадратного метра это воспринималось особенно забавно.
О том, что заработанные холдингом деньги как уходили в тень широким потоком, так и уходят в данное время, свидетельствуют данные об уплате налогов, предоставленные холдингом в налоговую инспекцию. Суммы выплат налогов за 2009 год, когда контроль нал «Киевгорстроем» осуществлял зять мэра Черновецкого Вячеслав Супруненко и подконтрольные ему оффшорные структуры и за 2010, когда Попов объявил о возвращении холдинга городу, отличаются несущественно. Так, в 2009 году уплачено налогов по всем видам налогов и сборов 24, 858 млн. гривен, а в 2010 – 31,788 млн. грн. Разница – менее, чем на четверть.
Получается, и в 2010 году уже вроде как принадлежащий городу «Киевгорстрой» направлял финансовые потоки в том же режиме, что и при прежнем собственнике. А откуда было взяться деньгам, если суть работы холдинга не поменялась? Все условия, которые при прежнем порядке вещей давали возможность «Киевгорстрою» уходить от уплаты налогов, сохранились и сегодня. «Киевгорстрой» по-прежнему представляет из себя полностью непрозрачную, громоздкую структуру (в холдинг входит 97 компаний, в числе которых 6 дочерних предприятий, 40 открытых акционерных обществ и 51 ассоциированная компанія).
Юридически «Киевгорстрой» – не строительная, а инвестиционная компания. Если упрощенно – это мешок с тремя десятками блокирующих пакетов акций (25-30%) киевских строительных предприятий. Численность работников самого холдинга – немногим больше 300 человек.
Анализ показателей налоговой отчетности холдинга доказывает, что предприятие предоставляет недостоверные официальные данные о своей финансовой деятельности. Тенденция неуклонного сокращения оборотов сохраняется: в 2009 году валовый доход холдинга составил 2,3 млрд. грн., а в 2010 – 1,7 млрд. грн.
Тенденция сохраняется и в этом году – валовый доход за первый квартал 2011 года составил 385 млн. гривен. Исходя из заданной динамики, по итогам года доход составит порядка уже 1,5 миллиарда гривен. Как видим, за два года снижение эффективности работы холдинга – почти на миллиард. И это при прохождении пика кризиса в строительной отрасли в 2009 году. Получается, отрасль потихоньку выходит из кризиса. И только «Киевгорстрой» продолжает стремительно катиться вниз. Но, даже если согласиться со сложностями восстановительного периода, то при всем желании невозможно поверить в то, что доход холдинга от продажи земли с 2010 году по сравнению с 2009 годом снизился… в 10 (!) раз.
Вместе с тем, обращает на себя внимание показатель расходов на оплату труда, который, несмотря на снижение эффективности деятельности предприятия в целом, растет из года в год примерно на 30%. Это при том, что фактически «Киевгорстрой» ничего сам не строит и представляет собой лишь 300 человек менеджеров и чиновников под красивой вывеской. Получается, что 300 чиновников сами себя усиленно награждают за ударный труд по снижению эффективности своего предприятия?
«Мойка» – любимый формат «Киевгорстроя»
Уверенность в том, что Киеву нужно не просто возвращение в собственность раскрученного бренда «Киевгорстроя», но и получение зарабатываемых холдингом в городе средств, заставила нас провести журналистское расследование. Мы искали ответ на вопрос: куда мимо городского бюджета уходят деньги? Неформальное общение с налоговыми инспекторами показало, что заработанные холдингом деньги не уходят в песок, а остаются у руководства «Киевгорстроя»: холдинг давно поставил на поток операции с фиктивными фирмами, т.н. «фирмами-мойками».
Анализ финансовой отчетности предприятия показал, что у ряда фирм, с которыми работает «Киевгорстрой» и его подрядчики, есть ряд общих черт. Через фирмы с уставным капиталом от 10 тыс. до несколько десятков тысяч гривен, за короткий промежуток времени холдинг прокачивает сотни тысяч и миллионы гривен. К примеру, такая себе фирма с явными признаками фиктивности «Будтимлогистик» с уставным капиталом 42 тысячи гривен получила от входящего в «Киевгорстрой» Домостроительного комбината №4 только за 2010 год 3,5 миллиона гривен.
Прокачав деньги, фирма банкротится. При этом работа через фиктивные фирмы поставлена на поток – одни ликвидируются, тут же новые создаются. Не выдерживаются и стандарты регистрации «чистых» фирм – даже регистрационные документы предприятия по форме 4-ОПП иногда предоставляются не лично основателем фирмы, а присылаются почтой. А другие необходимые документы вообще не предоставляются. Как это было, к примеру, с компанией «ДСК-ТРАНС» – «солидным партнером» холдинга с миллиардными оборотами.
Нередко фирмы-партнеры «Киевгорстроя» вообще не оказываются на месте, указанном при регистрации. Более того, в ряде случаев достоверно установить место пребывания вообще не представляется возможным – среди учредителей фиктивных фирм-партнеров «Киевгорстроя» попадаются и граждане России, в т.ч. проживающие в городах и селах российской глубинки. К примеру, житель городка Изобильное Ставропольського края России гражданин России Скалько (основал целых две компании – упомянутый «ДСК-ТРАНС», а также «ТРАНСБУДМЕРЕЖА») и жительница села Волосово-Звягино Козельского района Калужской области гражданин России Папоян – смогли получить миллионы гривен от «Киевгорстроя». Официально – за оптовую торговлю строительными материалами и сопутствующие услуги, связанные со строительством.
Источники в налоговой утверждают, что деньги для отмывания через фиктивные фирмы «Киевгорстрой» получает из нескольких источников. Киевляне, ожидающие дешевых квартир, пожалуй, сильно удивятся, узнав, что в стоимость продаваемого жилья от «Киевгорстроя» заложено 80-100% скрытых поборов.
Схема работы здесь такая: «Киевгорстрой», который ничего сам не строит, для выполнения строительных работ нанимает подрядчиков. Единоразовая неофициальная такса за заход того или иного подрядчика на участок от «Киевгорстроя» для строительства – миллион долларов. Это по минимуму – на более «жирные» участки и денег нужно гораздо больше. При том, что «Киевгорстрой» за получение участка как предприятие, принадлежащее территориальной общине Киева платит ноль гривен ноль копеек. Эти средства, само собой, подрядчик включает в стоимость возведенного жилья.
Но на этом поборы не заканчиваются. Подрядчики для строительства жилья на полученных участках нанимают субподрядчиков. Последние, при определении стоимости работ по неофициальному соглашению с подрядчиками должны заложить сверху 100% стоимости материалов и работ еще порядка 40%. С тем, чтобы сами субподрядчики эти 40% передали главным «кормильцам» наверху – в «Киевгорстрой».
Со стороны «Киевгорстроя» этот процесс, по нашим данным, курирует вице-президент холдинга Василий Козачук. Согласно перечню его официальных обязанностей он участвует в формировании адресных программ строительства объектов; обеспечивает организацию строительных площадок по строительству жилья; организует строительство объектов генерального подряда; координирует работу подрядных организаций по подготовке объектов к эксплуатации. Все технические расчеты готовит досконально знакомый с кухней выбора площадок и организации работы подрядчиков сотрудник «Киевгорстроя» Владимир Сухинин.
Киевская община, заинтересованная в доступном жилье и наполнении городской казны, учитывая масштабы и глубину действующих схем работы «Киевгорстроя», в ближайшее время не может рассчитывать на изменение ситуации в холдинге. В связи с этим напрашивается вопрос к руководству городом: а нужна ли киевскому коммунальному хозяйству такая «жемчужина»?
Игорь Задонский, специально для «УК»
Tweet