Король аферистов Джозеф Уэйл
В России опять «разбушевались» Мавроди и страсти вокруг него. Почему этого афериста никак не могут посадить, я уже понял из одного российского ток-шоу: он одним миром мазан с властью и прекрасно ориентируется в прорехах закона. Знает ли история подобных виртуозных мошенников и как им удавалось выходить сухими из воды?
Наверняка вы догадываетесь, что Мавроди – лишь серая посредственность по сравнению с действительно талантливыми мошенниками, он строит свою пирамиду не только на дырявом законе, но и на невежестве и жадности людей. Титул короля аферистов ему вряд ли достанется. К тому же это место уже «занято». Королём аферистов справедливо называют Джозефа Уэйла (Joseph «Yellow Kid» Weil), подарившего своей судьбой немалые гонорары писателям и сценаристам. Один из самых выдающихся и самых изящных мошенников XX века прожил долгую жизнь – 101 год, и всю её отдал мошенничеству. Занимался он этим виртуозным делом талантливо и вдохновенно, гордился своей принадлежностью к интеллектуальной касте преступного мира. А оправдывал робингудовскими убеждениями: «Я никогда не стану облапошивать честных людей. Только негодяев. Они хотят получить нечто в обмен на ничто, а я даю им ничто в обмен на нечто».
Родился будущий «король» в 1875 году в Чикаго. Его родители были эмигрантами (мать – француженка, отец – немец). Начинал, понятно, по-мелкому: под опекой известного чикагского авторитета Дока Мериветэра (Doc Meriwether) продавал эликсир Meriwether, где главным ингредиентом была дождевая вода. Потом стал втюхивать бродячих собак любителям нажиться, выдавая псов за породистых. Тут ежедневный доход составлял уже около 2000 долларов. Потом было немало шикарных мошенничеств, рассказать о которых просто не хватит места, пересмотрите хотя бы фильм режиссёра Джорджа Роя Хилла «Афера» с Робертом Редфордом и Полом Ньюманом. Самой крупной «сделкой» в жизни Уэйла можно назвать продажу диктатору Муссолини права на разработку шахт в штате Колорадо (США). Чистый доход от этой аферы составил 2 000 000 долларов.
Ну а самой талантливой и изящной (при всём нашем осуждении) аферой стал тот самый фиктивный банк, который и вдохновил Голливуд на фильм «Афера». Узнав, что Национальный торговый банк Muncie переезжает в новое здание, Уэйл быстренько арендовал старое здание на несколько дней и создал фиктивный банк ради только одной сделки. Он нанял целую команду, разыгравшую сцены из банковской жизни. У касс стояли длиннющие очереди, операторы принимали и выдавали наличность, сновали клерки с бумагами, беспрестанно звонили телефоны, по которым клерки отвечали озабоченными фразами типа «Некуда складывать деньги», «Надо усилить охрану», по углам и у двери торчали копы.
А наблюдал это всё канадский мультимиллионер, «жертва», которую ловко подцепил напарник Уэйла Бакминстер (ранее работавший, кстати, в полицейском управлении Чикаго в отделе по борьбе с мошенничеством и даже взявший некогда Уэйла с поличным). В доверительной беседе Бакминстер сообщил ему, что владелец банка, контролирующий нефтеносные участки, готов продать их за четверть реальной стоимости, то есть за 500 тысяч. Но при одном условии: оплата только наличными. Канадец был рад возможности уйти от налогов при этой схеме и примчался в Чикаго. В банк его привезли на шикарной чёрном «Линкольне». Естественно, он не читал местных газет и не знал, что настоящий банк уже съехал и табличка у входа в офис фикция. После оформления всех бумаг и актов землепользования (а «банкира» ещё пришлось и уламывать пойти на эту сделку) счастливый миллионер укатил на вокзал, Уэйл тут же рассчитался с командой актёров и закрыл банк. Все расходы по организации аферы составили около 50 000 долларов. Чистая прибыль – 450 000.
Но случались у виртуоза и проколы, за которые он отсидел в Атланте с 1940-го по 1942 год. А потом его «карьера» и вовсе пошла под откос. В конце 1960-х знаменитый аферист выглядел удручающе: убогий старик, грязный и небритый. В конце концов Уэйл попал в городской приют для бездомных, где в 1976 году в возрасте 101 года и умер. Незадолго до смерти его спросили: «Если бы ты мог встать с инвалидной коляски и выйти на улицу, ты попробовал бы кого-нибудь обдурить?» Король аферистов не колебался ни минуты: «Я мечтаю об этом, как голодная собака о мозговой косточке».
Евгений Евгеньевич, Кёльн, земля Северный Рейн-Вестфалия
Tweet