СИЗО и колонии проверят без предупреждения, адвокаты станут грозой следствия?
Глава государства подписал и внес в парламент несколько законопроектов, содержащих новые для украинского законодательства положения. Эти нормативно-правовые акты предусматривают новую систему органов адвокатского самоуправления, усиление роли адвокатского запроса, посещение омбудсменом и его представителями любых мест принудительного содержания лиц без предупреждения, без получения разрешений и без ограничения количества таких визитов для предотвращения пыток и других нарушений.
Запрос адвоката как закон
Для обеспечения права каждого человека получить правовую помощь в подписанном президентом Законе Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» предусматривается возможность предоставления правовой помощи за счет государства. По мнению гаранта Конституции, в комплексе с принятым новым УПК и Законом «О бесплатной правовой помощи» документ станет существенным законодательным подспорьем для защиты прав и интересов граждан.
Бесплатная правовая помощь будет предоставляться каждому в случае задержания по подозрению в совершении преступления или в случае административного задержания. Для наиболее социально незащищенных категорий лиц предусмотрены другие виды правовой помощи (составление документов процессуального характера, представительство их интересов не только в уголовном но и в гражданском, административном и хозяйственном процессе). К таким категориям относятся малообеспеченные, инвалиды, дети-сироты, беспризорные дети, дети, лишенные родительской опеки, а также ветераны войны и беженцы.
Среди прочего, документ предусматривает усиление роли адвокатского запроса: за непредоставление, несвоевременное предоставление или отказ в предоставлении информации на адвокатский запрос установлена административная ответственность. Поэтому в КоАП внесены изменения, которые предусматривают финансовые санкции для госслужащих и других лиц, которые затрудняют получение необходимой адвокату информации.
Управляться будут сами
В новом Законе «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» предусмотрена качественно новая система органов адвокатского самоуправления. Теперь органы самоуправления и высшие руководящие органы будут формировать исключительно адвокаты. Вопросы дисциплинарной ответственности также будет решаться самими адвокатами.
Кроме того, предусмотрено расширение профессиональных прав и гарантий деятельности адвокатов: запрещается вмешательство в адвокатскую тайну, проведение следственных действий в отношении адвокатов и их помощников и пр.
Согласно документу, на протяжении 60 дней после принятия закона все адвокаты (на сегодня 33 тыс.) могут собирать конференции, чтобы избирать первых делегатов на первый съезд, который сформирует высшие органы адвокатского самоуправления.
Видео обходится дешевле
Также Президент подписал Закон «О внесении изменений в законодательные акты о судоустройстве». В Гражданский процессуальный, Хозяйственный процессуальный кодексы и Кодекс административного судопроизводства внесены изменения, касающиеся обеспечения режима видеоконференцсвязи в судебном процессе. В прошлом году такое правовое урегулирование получил уголовный процесс, в УПК эти нормы уже действуют. Главное – согласие подсудимого на получение от государства такого сервиса, поскольку без согласия никто не может заставить подсудимого принимать участие в рассмотрении дела в таком режиме.
К слову, системами видеоконференций в Украине уже оборудованы 100% апелляционных судов. Главная цель нововведения – уменьшить расходы граждан на поездки (к примеру, в областные центры), чтобы принять участие в судебном заседании, поскольку иногда расстояние измеряется сотнями километров.
В этом году на внедрение видеоконференцсвязи было запланировано выделить 20 млн грн. Но, по мнению чиновников, даже предварительные подсчеты показывают, что введение конференцсвязи больше чем в десять раз экономит средства для государства и граждан (начиная от бумаги и заканчивая отпусками, проживанием в гостиницах, питанием и другими затратами).
Пытки под контролем
Среди прочего, глава государства по собственной инициативе внес на рассмотрение в парламент законопроект «О внесении изменений в закон Украины об Уполномоченном Верховной Рады по правам человека». Согласно документу, в стране внедряется национальный превентивный механизм, что обусловлено международными обязательствами Украины в соответствии с факультативным протоколом к европейской Конвенции против пыток. Этим документом предусматривается, что каждая страна-участница, которая подписала протокол, для недопущения пыток в местах несвободы создает, назначает и поддерживает на национальном уровне один или несколько органов.
Национальный превентивный механизм будет определяться как система регулярных визитов независимого органа государственной власти, то есть омбудсмена, в места принудительного содержания лиц для недопущения пыток и других нечеловеческих видов обращения и видов наказаний.
Визиты без предупреждений
Места принудительного содержания не ограничиваются только местами отбывания наказаний или предварительного заключения, а касаются всех мест, которые человек не может оставить по собственному желанию.
Следует отметить, что этот перечень впервые значительно расширен. К таким местам относятся изоляторы временного содержания; пункты временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно пребывающих в Украине; комнаты для пребывания временно задержанных военнослужащих; следственные изоляторы; уголовно-исполнительные учреждения; приемники-распределители для детей; школы и профучилища для специальной реабилитации; детские дома; психиатрические заведения; органы МВД и т.д.
Законопроектом предлагается предоставить омбудсмену право заключать договора с экспертами, специалистами, представителями общественных организаций для привлечения их к реализации функций национального превентивного механизма. Эти лица по поручению омбудсмена смогут посещать любые места принудительного содержания лиц без предупреждения, не проходя процедуру получения разрешений и без ограничения количества таких визитов. Во время таких проверок гарантирована конфиденциальность, что исключает прослушивание, а также предусмотрено получение от администрации всей необходимой экспертам информации об условиях содержания лиц под стражей.
Автор: Татьяна Пашковская, «Судебно-юридическая газета» № 31 (149)
Tweet