Кому тюрьма, кому – земля. Как Александра Кужель получила «в наследство» от заключенного 9 гектаров
Как только Константина Матейченко поместили в СИЗО, его земельные владения, площадью 8,67 га были переписаны на народного депутата Украины Александру Кужель. Именно она громче всех защищала своего проворовавшегося коллегу, обвиняя власть в «политических репрессиях».
Руководитель Донецкой областной организации ВО «Батьківщина» Константин Матейченко был приговорен 5 августа 2012 года Артемовским межрайонным судом к 3 годам тюрьмы за злоупотребление служебным положением. Бывшего главу Покровского поселкового совета Артемовского района Донецкой области обвинили в незаконном выделении земли под разработку карьера по добыче гипса. Государству нанесен ущерб в размере 2 миллионов гривен. Компенсировать убытки оказалось невозможным. Как только Матейченко поместили в СИЗО, его земельные владения, площадью 8,67 га были переписаны на народного депутата Украины Александру Кужель. Именно она громче всех защищала своего проворовавшегося коллегу, обвиняя власть в политических репрессиях.
Впрочем, дальше криков Кужель в защиту Матейченко, дело не пошло. Его адвокаты обещали непременно обжаловать приговор суда, однако на этом все и затихло. По крайней мере, утихли крики Александры Кужель. Причем, с того самого момента, как земля фермерского хозяйства «Радий», в котором Матейченко номинально числился заместителем директора, перешла в ее управление.
«На дурака не нужен нож, ему немного подпоешь…»
Понятное дело, что едва ли Александра Владимировна будет подкармливать своего коллегу за решеткой свежими овощами и фруктами, выращенными ее руками на его земле. Как понятно и то, что вряд ли поделится с Матейченко доходами фермерского хозяйства, которое приносило осужденному экс-чиновнику не плохую прибыль, являясь, по сути, единственным источником его доходов.
Как бы там ни было, Кужель разыграла довольно хитрую схему по отъему земли. Александра Владимировна, по всей видимости, напомнила экс-главе Покровского, что ему шьют статью с грифом «в особо крупных размерах», которая, в случае вынесения приговора, предусматривает конфискацию всего имущества. А посему и предложила Матейченко собственную кандидатуру в качестве своеобразного «земельного банка». Разумеется, временного, пока она, вместе с лидерами всей объединенной оппозиции, не освободит очередного «узника совести» из застенок «преступного режима». А то, что она его освободит, по всей видимости, убеждала Кужель, и сомневаться не приходится, так как с ее-то политической харизмой, да наличием у Матейченко 365 стати УК (аналогичной статье самой Тимошенко!), не то, что из тюрьмы вытащить, в кресло губернатора Донецкой области не долго посадить.
«Ты у нас новый национальный герой и будущий губернатор Донецка!», – говорила Александра Владимировна провинциальному фермеру-политику. И последний таки повелся…
Нас рать!
И вот, Матейченко мотает срок, томясь в ожидании своего освобождения, а Кужель со своими партийными коллегами продолжают вести непримиримую войну против политических репрессий. Сейчас, правда, не до Матейченко. Тут самой Тимошенко судьба решается! Причем для придания моменту ее отлета в Германию особого трагизма, оппозиция не спешит сама ее освобождать, разработав соответствующий законопроект, а взваливает эту почетную миссию на плечи Президента, выжимая из ситуации последние капли электорального гнева к власти. Толку от этого, правда, Юлии Тимошенко никакого, зато какие маневры!
Если же говорить серьезно, сдается мне, что сидеть Матейченко придется долго, как и «лечиться» Тимошенко. Проворачивая земельную аферу, Кужель прекрасно понимала, что осужден Константин Владимирович отнюдь не по политическим мотивам, а за реальную аферу, совершенную в составе организованной преступной группировки, трое членов которой проходили с Матейченко по одному уголовному делу и также получили срока – от 5 до 8 лет. При этом никогда подельники экс-главы Покровского поселкового совета политикой не занимались. И в выборах, в отличие от Матейченко, не участвовали.
Однако Александра Владимировна не была бы сама собой, если бы не попыталась выжать из «защиты» оппозиционера не только личную имущественную выгоду, но и имиджевые партийные дивиденды. Как известно, рисуя в фантазиях Матейченко его портрет в губернаторском кресле, Кужель продавила всего за несколько дней до вынесения судебного приговора назначение Константина Владимировича исполняющим обязанности руководителя Донецкой областной партийной организации «Батьківщини». И это назначение произошло в обход всем партийным уставам, без утверждения его кандидатуры съездом, без ведома членов областной организации, не говоря уже о внутренних выборах председателя ячейки! Причем, следует учесть еще и тот факт, что в это время происходило более чем болезненное слияние «Батьківщини» и «Фронту змін»!
«Нас просто поставили перед фактом, – говорит на условиях анонимности член бюро Донецкой областной организации ВО «Батьківщина». – На областном бюро сказали так: «Кужель была лично на встрече с Юлией Владимировной в Качановской колонии и та передала ей, что она хочет именно Матейченко видеть главой областной организации «Батьківщини». Но выглядело это все очень странно. Я не уверен, что до ареста Матейченко Юлия Владимировна вообще слышала о его существовании. И тут вдруг – он должен возглавить отделение партии. Как по мне, то это – чистая инсинуация от Кужель, которая нам директивно навязала Матейченко», – сказал мой собеседник.
Понятное дело, что подобное повышение, за пару дней до неминуемого ареста Константина Владимировича, позволило оппозиции обвинить власть в новом витке политических преследований своих лидеров. А заодно, отвлечь внимание общественности от очень хитроумной земельной аферы Кужель. Причем, оцените красоту игры: Александра Владимировна прекрасно осознавала тот факт, что оппозиции выгодно, чтобы ее активисты сидели в тюрьме. А раз так, то и за землю можно не переживать. В любом случае, за три года ее можно продать, а затем сослаться на нелегкие финансовые времена в партии, либо чрезмерные расходы на организацию пресс-конференций и других мероприятий в защиту «будущего губернатора»!
Ловкость рук и никакой политики
Наконец, хотелось бы проанализировать соответствие реалиям заявлений новоиспеченной партийной «латифундистки» о политических преследованиях Константина Матейченко.
Начну, пожалуй, с состава преступления. Схема земельного дерибана в Покровском поселковом совете была выбрана банальная. Его руководитель, прикрываясь коллегиальной (а значит, по сути – ничьей) ответственностью, пролоббировал решение об отводе земель под разработку карьера. При этом экспертиза целесообразности такого отвода проведена не была, на обсуждение территориальной общины вопрос не выносился. А ведь речь, в данном случае, шла о сокращении территорий плодородных земель сельскохозяйственного назначения, изменение целевого назначения которых должно быть согласовано с Госкомземом и другими центральными органами власти. Более того, Матейченко не согласовал с инвестором условия передачи земли, которые бы принесли выгоды территориальной общине (развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест для жителей поселка и т.д.). В итоге, в карьер зашла международная компания «Кнауф гипс». Местный бюджет от этого захода не выиграл, а люди, как сидели без работы, так и продолжают сидеть, по сей день. Официальный процент безработицы в Покровском составляет 38% трудоспособного населения.
Причем интересна и более ранняя биография оппозиционера. В 90-х годах Константин Матейченко был заместителем командира воинской части А0623 по тыловому обеспечению, которая дислоцировалась в соседнем с Покровским Артемовском. Сразу после расформирования части Матейченко уволился в запас и возглавил частное сельхозпредприятие «Квин».
Откуда деньги у бедного офицера? По данному вопросу своими предположениями со мной поделился бывший сослуживец Константина Владимировича, майор запаса Евгений Щербина.
«Матейченко в части отвечал за тыловую службу. И при нем происходило две «интересные вещи». Первая – на соседнюю Центральную базу резервов танков списывалась массово «неработающая техника», которая затем отчуждалась в качестве лома. Хотя на самом деле, уходили из части рабочие агрегаты. А второй – на территории ВЧ стала стягиваться массово бронетехника со всей Донецкой области. Теперь на территории бывшей Артемовской танковой дивизии находится своеобразный музей бронетехники под открытым небом. И то, что там стоит – действительно, не работает. А то, что списывалось – могло ездить».
Оппозиционер поневоле
Впрочем, по большому-то счету, не такой уж Константин Владимирович и оппозиционер. За свою бытность политические идеалы Матейченко менял неоднократно. До 2010 года (момента возбуждения уголовного дела!) он достаточно комфортно чувствовал себя в горниле власти. В 2004-м, будучи главой поселкового совета, активно агитировал за Виктора Януковича. Понятное дело, что Матейченко был членом Партии регионов, а потому и в период избирательной кампании 2010 года ковал Виктору Федоровичу победу в своем поселке.
Но, вот, против него возбуждается уголовное дело. Заметьте, не против оппозиционера, а против чиновника, имеющего партбилет Партии регионов! И тут же, мгновенно, Матейченко вступает во «Фронт змін», открывает в Покровском партийную ячейку, после чего объявляет о намерении баллотироваться в народные депутаты Украины по одномандатному округу №46, в границы которого попадают Артемовск и его поселок. Основной лозунг избирательной кампании новоиспеченного оппонента власти – «оппозицию преследует режим!»
Правда, электорат видимо так и не понял, о какой оппозиции вел речь вчерашний представитель власти, а потому выборы Константин Владимирович с треском проиграл. Победителем вышел Сергей Клюев, набрав 73,1% голосов. А вот Матейченко собрал всего 10,67%, обогнав менее чем на один процент коммуниста Олега Ердакия (9,08%).
И тут начинается самое интересное. Матейченко арестовывают, а «Батьківщина» делает официальное заявление, мол, режим начал преследование оппозиционера за его участие в выборах! Где в этом заявлении логика понять весьма трудно, если учесть хотя бы тот факт, что Константин Викторович проиграл своему оппоненту с коэффициентом 1к 7.
Кстати, по другим округам баллотировались куда более известные «регионалы» – личный врач Ахметова Татьяна Бахтеева, сын премьер-министра Алексей Азаров, мультимиллионер Ефим Звягильский. И все они в своих округах набрали меньше процентов, чем Сергей Клюев. Но странным образом, режим почему-то включил «репрессивный пресс» именно против одного Матейченко?!
Данная логика не укладывается в рамки здравого смысла. Солидарен с этим и руководитель Аналитической службы Николай Гаврилов.
«Арест Артемовским межрайонным судом главы Донецкой областной партийной организации ВО «Батьківщина» Константина Матейченко нельзя считать политическим давлением на оппозицию. В центральных областях Украины партия действительно имеет вес, но не в Донецкой области. Если бы судебные процессы проходили в центральных регионах страны, тогда можно было бы предполагать о наличии политического давления на оппозицию. Я не думаю, что Партия регионов «прессует» «Батьківщину», потому что боится эту политсилу на Донетчине. «Батьківщина» – не конкурент ПР в Донецкой области. Просто очень часто люди прикрывают свои экономические просчеты, пытаясь завуалировать их политикой. Это распространенная на Украине практика», – считает эксперт.
Так, что вряд ли госпоже Кужель удастся выполнить свое обещание и повесить на шею доверчивого провинциального фермера ярлык политического узника. Неблагодарное это дело. Тем более, что благодарность за 8,67 га земли Александра Владимировна уже отработала.
Роман Ничипоренко, специально для «УК»
Tweet