В Европу без виз: может ли Украина получить безвизовый режим с Евросоюзом
Начало ведения переговоров по либерализации безвизового режима между Украиной и ЕС было положено еще в октябре 2008 года. В 2010 Украине был предоставлен план действий по введению безвизового режима для краткосрочных поездок граждан Украины в государства-члены ЕС. В апреле следующего года был создан Национальный центр по исполнению Плана действий по визовой либерализации. Но уже с апреля 2012 он не работал. И вот теперь Яценюк поручил Кабмину как можно быстрее исполнить все требования Плана действий.
В данном документе указаны конкретные действия, благодаря которым возможен безвизовый режим с ЕС. Все действия разделены на четыре блока. Причем каждый блок должен быть исполнен в два этапа. Первый включает изменения законодательства и введение государственных программ. На втором же, Европейская Комиссия должна будет определить эффективность принятых мер.
Итак, первый блок составляет безопасность документов, включая биометрику. Для исполнения этого требования, уже была утверждена «Программа по изъятию из оборота документов для выезда за границу, образцы которых не соответствуют стандартам Международной организации гражданской авиации». Также был принят закон «О Едином государственном демографическом реестре и документах, которые подтверждают гражданство Украины, удостоверяют личность или ее специальный статус».
Единый государственный демографический реестр (ЕГДР) должен быть создан до конца апреля 2016 года. Но согласно Третьему отчету Европейской комиссии (ноябрь 2013), еще необходимо принять ряд подзаконных актов, которые позволят выполнить данный закон. Обещанные сроки по выдаче биометрических паспортов Украина уже давно пропустила. Обещала начать еще в ноябре 2013, но и к марту 2014 ни один гражданин так его и не получил. Да и статус самого закона о ЕГДР пока не определен. Возможна даже его замена на новый законопроект «О документах, которые удостоверяют личность».
Также следует отметить, что получение биометрического паспорта не будет обязательным условием для всех граждан Украины. Лица, религиозные убеждения которых противоречат получению биометрического паспорта, и дальше смогут пользоваться обычным паспортом. Хотя в таком случае даже и надеяться не стоит о безвизовом въезде на территорию стран-членов ЕС, ведь это является одним из нерушимых требований Европейского Союза.
И последним требованием первого блока было создание обучающих программ и принятие антикоррупционных кодексов этики для должностных лиц любого органа государственной власти, который имеет дело с загранпаспортами, а также национальными паспортами и другими первичными документами, которые удостоверяют личность.
Для выполнения этого требования были приняты такие законы, как «О правилах этичного поведения», издан приказ «Об утверждения Кодекса поведения сотрудников, к функциональным обязанностям которых принадлежит оформление и выдача документов, которые удостоверяют личность». Также МВД утвердило «Обучающую программу повышения квалификации сотрудников, к функциональным обязанностям которых входит оформление и выдача документов, удостоверяющих личность». И единственным аспектом, который мешает полностью удовлетворить последнее требование, является принятие закона «О конфликте интересов в деятельности госслужащих».
Второй блок составляет нелегальная иммиграция, включая реадмиссию. Данный блок требований подразделяется на такие аспекты как: управление границами, управление миграцией и политика убежища. Следует сразу отметить, что Украина уже полностью привела в соответствие с требованиями ЕС свое законодательство в этих отраслях.
Третьим блоком являются вопросы, связанные с общественным порядком и безопасностью. Правительство исполнило только ряд требований ЕС. Таких как, например, в сфере противодействия торговли людьми, принятие закона «О предоставлении бесплатной правовой помощи», заключение между Украиной и EMCDDA Меморандума о взаимопонимании. Украина ратифицировала ряд Конвенций и Протоколов ООН и Совета Европы в сфере борьбы с организованной преступностью, модифицировала законодательство в сфере борьбы с отмыванием денег, наркотиками и в сфере защиты данных.
А вот по борьбе коррупцией хоть и было принято ряд законодательных актов, таких как Национальная антикоррупционная стратегия и закон «О предотвращении и противодействию коррупции», но все же нынешнее законодательство не в полной мере соответствует рекомендациям GRECO и ОЕСР.
Например, отсутствует независимый орган, который осуществлял бы антикоррупционные расследования. И как заявляет Европейская Комиссия в своем третьем отчете, принятые меры не имеют целостного и комплексного подхода. Это может стать проблемой при прохождении второго этапа. Так, Комиссия требует, чтобы государственные закупки стали более прозрачными, усилилась ответственность за взятки.
Четвертый блок составляют внешние отношения и фундаментальные права. Он состоит из трех подпунктов: свобода передвижения в пределах Украины, условия и процедура выдачи идентификационных документов и права граждан, включая защиту меньшинств. В отношении первого подпункта Украина полностью выполнила требования ЕС.
А вот один из самых больших камней преткновения между Украиной и безвизовым режимом с ЕС по-прежнему остается без решения. Ведь пока ни одна партия не решилась взять на себя инициативу исполнить требования посла ЕС в Украине Яна Томбинского по внесению поправок в КЗоТ о запрете дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Ведь он четко заявил, что одного принятия антидискриминационного закона не достаточно для выполнения требований ЕС.
Автор: Наталия Мартынюк, руководитель практики «Агробизнес», адвокат АО Arzinger, КОНТРАКТЫ
Tweet