Как я встретил мошенника из Мариуполя
Эту ту самую почти вудиалленовскую историю, которую можно было бы назвать «Ты встретишь таинственного ветерана», про хитрого дедушку, который вас нежно обманет. «Тебя как зовут? А я дед Петро. Из Мариуполя. Вы знаете Мариуполь? Приезжайте к нам, обязательно приезжайте. У нас трехкомнатная квартира, море рядом. »
Эту историю самиздату «Батенька, да вы трансформер» рассказал читатель Кирилл Головкин. Кирилл, спасибо, будьте бдительны! Дело было летом 2014-го года.
***
На Манежной площади хрупкий дедушка в сером костюме облокотился на перила церетелевской конструкции и схватился за сердце. На предложение вызвать скорую он ответил:
— А я уже был в больнице, мне вот лекарства дали, надо выпить. И в больнице был, и в милиции тоже был, везде был.
88-летний ветеран-блокадник приехал из Донецкой области, пару дней пробыл в Питере на памятных мероприятиях и отправился в Москву. Сойдя с поезда, он добрался до Сокольников и решил там позавтракать («то ли «Ма-мо», то ли «Му-ма», знаешь такое место?»). В кафе дед совершил очень популярный, несмотря на его очевидную тупость, поступок: бросил вещи у стола и отошел в туалет, предсказуемо оставшись без паспорта, денег и кителя с наградами.
От нервов здоровье ветерана пошатнулось, и он на несколько дней загремел в больницу. После выписки началась беготня по полицейским участкам и министерствам. В консульстве Украины денег на обратный билет не дали. Полицейские оказались щедрее, наскребли ветерану 250 рублей, чтобы не умер с голоду, и вручили «Тройку» с парой поездок.
— Тебя как зовут? А я дед Петро. Из Мариуполя. Вы знаете Мариуполь? Приезжайте к нам, обязательно приезжайте. У нас трехкомнатная квартира, море рядом. Берите друзей, хотите, девушку. Приезжайте! Адрес такой-то, запиши.
Дедушка всё время теребил бумажки: бланк из больницы о том, что выписан, справка из полиции, что остался без документов. Мой глаз выхватил из текста «ветеран Великой отечественной войны». Потом показал какой-то документ (украинский флаг, фотокарточка на левой странице) на имя Петреченко Петро Ивановича. Там же был написан адрес и год рождения.
Отчаявшись найти денег на обратную дорогу, дед запланировал бросок на электричках до Харькова. Перспектива сделать около 15 пересадок его не пугала. А я смотрел на этого человечка и сомневался, что он сможет уехать дальше Тулы, снова не оказавшись в больнице.
— Жарко что-то. Давай в тенёк?
Мы спустились в Александровский сад, дедушка заковылял по газону к канализационному люку, присел на него.
— Слушайте, ну давайте я вам денег дам, нормально доедете на поезде, — не выдержал я. — Там дорогой билет?
— Да? Я не знаю, можно было бы. Я доеду — верну как-нибудь. Тысяча девятьсот, кажется.
— Ну нормально, — я полез в кошелёк, — У меня двести рублей. Вы подождёте здесь, пока я до банкомата дойду? Это близко, минут за пятнадцать вернусь.
Я сбегал на Никольскую и снял две тысячи. Дедушка, увидев меня, встал с люка. Его глаза трогательно заблестели, а руки совсем затряслись от волнения.
— Я верну. Ты же мне как сын теперь, — ветеран положил купюры в пакетик с лекарствами. — Значит, оставь телефон свой, я тебе позвоню с вокзала. И, как поеду, позвоню. А потом ещё раз позвоню и скажу, куда подойти: пришлю тебе с проводниками сала, фруктов свежих, горилки. И деньги верну как раз — за телефон заплачу.
Я почувствовал, что миссия выполнена, и начал прощаться. Пока я шёл к воротам Александровского сада, дед Петро махал мне рукой вслед. Настроение было отличным, внутри нарастало особое чувство не напрасно прожитого дня. Хотелось поделиться со всеми историей, но я задавил желание писать в сети о произошедшем. Решил ограничиться рассказом подруге.
— Это шикарно! — сказала она. Я только приготовился слушать похвалу, как вдруг всё перевернулось. — Моя мама два месяца назад рассказывала про этого же дедушку. И про Мариуполь, и про украденную сумку в «Му-Му». Она дала ему три тысячи на билет, потому что он рвался ехать туда электричками. С 17 пересадками.
За полминуты скучная сопливая история превратилась в детектив то ли про гениального мошенника, то ли про поехавшего крышей ветерана, раз в полгода приезжающего в Москву и свято верящего, что его обокрали. Не было сомнений в том, что кто-то из моих предшественников оставил свой отчёт о случившемся.
Рассказ действительно нашёлся в одной из социальных сетей — к тому моменту ему было уже два с лишним года. Интересно, сколько жертв поместилось в этом временном промежутке?
Снова то же самое: Украина, документы, пересадки, и только вместо Мариуполя — Донецк. В этой версии дед Петро успел съездить до границы, где его благополучно сняли из-за отсутствия документов и вернули в Москву. С помощью друзей и коллег автор помог ветерану оперативно оформить справку на выезд и купить билет. Я отправил сообщение с парой вопросов.
— Мы тогда у украинского посольства его оставили. Его обещали проводить до вокзала, бумаги выдали о гражданстве. Потом, по словам посольства, он ушёл в неизвестном направлении, а обещанную телеграмму так и не отбил.
Мы обменялись парой сообщений и, чтобы не расстраиваться, убеждали друг друга в том, что обмана тут никакого нет. Мой собеседник, конечно, тоже был удивлён:
— Вообще странно, вроде в посольстве тогда документы оформили и подтвердили, что он из Донецка. Всё-таки думаю, старость сказывается. Ладно, чемпионат кончился, пора и спать, завтра на работу.
Была уже ночь, пару часов назад германская сборная в четвёртый раз выиграла мундиаль. Дед Петро, разумеется, не позвонил и не прислал никаких гостинцев.
Автор: Кирилл Головкин, batenka.ru
Tweet