Почему определение даты начала оккупации Крыма важно для Украины. 5 причин

Верховная Рада приняла законопроект, по которому датой начала оккупации украинского полуострова определено 20 февраля 2014 года. кажется, что это мелочь, но в будущем именно она будет иметь решающие последствия, как для Украины, так и для России. Законопроект №2954 это первый документ, который принят на будущее, чтобы мы, когда над Россией состоится международный суд, имели все возможности получить компенсацию и агрессор не избежал ответственности за все свои преступления

 Оккупация Крыма произошла полтора года тому назад и, на первый взгляд, наши депутаты просто констатируют факт: она началась 20 февраля. Но давайте взглянем глобально: по сути, законопроект №2954 это первый документ, который принят на будущее, чтобы мы, когда над Россией состоится международный суд, имели все возможности получить компенсацию и агрессор не избежал ответственности за все свои преступления. Этот документ важнее, чем может показаться на первый взгляд и у нас есть 5 причин так считать.

Причина №1: наведения порядка в собственном «оккупационном» законодательстве

До принятия законопроекта № 2954 у нас на законодательном уровне не было унифицированной даты начало оккупации Крыма. В разных источниках она определялась по-разному. Например, в законе «О свободной экономической зоне Крым» началом оккупации указано 27 марта 2014 года, когда была принята резолюция Генассамблеи ООН о территориальной целостности Украины.

В других документах юридическим началом оккупации считалось 27 апреля, когда вступил в силу закон «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированных территориях». Такие противоречия на законодательном уровне недопустимы, когда речь идет об одном и том же вопросе. Определив «единую» дату начала оккупации – мы, в первую очередь, навели порядок в собственном законодательстве, убрав «возможность для маневра» в этом вопросе.

Кроме того, это гарантирует, что у наших европейских партнеров не будет повода для упреков вроде «вы сами не можете разобраться, когда у вас началась оккупация части территории, а требуете, чтобы в этом разобрались мы».

Причина№ 2: «референдум» вне закона

Ценность «унификации» в том, что мы, ссылаясь на международные нормы, определили тот момент, с которого Россия начала наносить нам ущерб. Это очень важно, если мы планируем получить с агрессора компенсацию после войны. Неопределенность в дате начала оккупации, с юридической точки зрения, делала уязвимой позицию Украины в вопросе Крыма.

Согласитесь, если у нас в законе сказано, что оккупация началась 27 марта, то будет проблематично доказать, что «зеленые человечки», блокада украинских воинских частей, похищения и пытки активистов – все это дело рук российских оккупантов. Ведь де-юре никакой оккупации до 27 марта не было и это признает сама Украина. А значит, у России остается лазейка, чтобы легитимизовать крымский референдум и последующее присоединение полуострова, ведь это произошло до начала оккупации.

Причина №3: соответствие международным документам

Две Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года определяют, что оккупация начинается в тот момент, когда армия одного государства вторгается на территорию другого. То есть, нет никакого «промежуточного периода» между этапами войны, руководствуясь этим принципом, мы имеем полное право считать 20 февраля днем начала оккупации Крыма, когда на полуострове появились первые «зеленые человечки». Эта дата, которая позволит гармонизировать наше законодательство с международными правовыми документами, что сыграет свою роль в будущем, когда «крымское дело» будет разбираться международными судебными органами.

Кроме того, мы установили четкую точку отчета преступлениям России в Крыму в сфере соблюдения прав человека, За все пытки, политические преследования и репрессии по нашему законодательству она несет ответственность с 20 февраля 2014 года. 

Причина №4: Больше исков против России

В тех же конвенциях сказано, что жертвами войны считаются все жители оккупированных территорий с момента начала оккупации, даже если не было вооруженного сопротивления оккупантам. Следовательно, любой крымчанин может считаться пострадавшим от российской агрессии и подать на нее в суд, если он находился на полуострове с 20 февраля 2014 года.

Если мы отодвинем юридическое начало оккупации на конец марта, то многие жители полуострова, выехавшие с его территории, этот статус теряют и не смогут претендовать на получение компенсация от РФ после возвращения Крыма в состав Украины.

Причина №5: Забота о налогоплательщиках

Определение даты начала оккупации полуострова сыграет на руку налогоплательщикам, которые сейчас находятся в Крыму. В законе «О свободной экономической зоне Крым» есть пункт, которое гласит, что «к налогоплательщикам, которые к времени начала оккупации находились на территории АР Крым, за несвоевременную подачу налоговой отчетности, неправильное заполнение налоговых документов и невыплату налогов – штрафные санкции не применяются с первого числа месяца, следующего за началом оккупации».

Теперь, когда появилась общая для всех дата начала оккупации Крыма, вынужденные налоговые каникулы для предпринимателей полуострова начинаются с 1 марта 2014 года. Не с 1 апреля и не с 1 мая, а с первого месяца фактической оккупации полуострова. Это важно, ведь Крым – это не только территория, это еще и рабочие места, и бизнес. Мы не можем требовать от предпринимателей, чтобы они в оккупации прекратили существование.

Сейчас они платят налоги в российскую казну, а когда станет вопрос о возвращении Крыма, им не надо опасаться, что за все время оккупации им придется заплатить налоги и Украине. Юридически-то полуостров все время находился в составе страны, поэтому формально они должны были вести бизнес в украинском правовом поле. Определение начала «налоговых каникул» станет стимулом для крымским предпринимателей переносить свой бизнес в Украину, и не бояться фактического возврата в ее правовое поле.

Автор: Евгений Коровай, ТОЧНО

 

You may also like...