Гибель в луганском аэропорту самолёта Ил-76 с десантниками: как это было
В мае-июне 2014 года в луганском аэропорту (ЛАП) при помощи военно-транспортной авиации начала накапливаться группировка для осуществления последующих боевых действий, цель которых была отрезать Луганск и его сателлиты от российской границы, объединиться с подразделениями моторизированных и аэромобильных подразделений, которые двигались со стороны Донецка и Краснодона, постепенно беря под контроль приграничную зону.
В связи с отсутствием других возможных способов переброски сил и средств, на тот момент была возможность доставить туда необходимые подразделения только воздушным путём. Основная часть сил, аккумулированных в луганском аэропорту, состояла из десантников 80-й ОАЭМБр, которые удерживали позиции возле него и ждали приказа для выполнения наступательных действий. Управлял группировкой один из командиров 80-й бригады (с позывным «Кобра»).
14 июня 2014 года возле села Красное Луганской области в 00:51 был сбит транспортный самолёт Ил-76 25-й мелитопольской бригады военно-транспортной авиации. На его борту находились 49 человек, из них 9 членов экипажа и 40 пассажиров (десантники 25-й ОАЭМБр, которых транспортировали в луганский аэропорт). Сбитый самолёт был вторым из трёх летевших в ЛАП транспортников в ту ночь, которые везли боеприпасы, продовольствие и пополнение группировке, находившейся там.
На следующий день лидер самопровозглашённой «ЛНР» Валерий Болотов подтвердил, что самолёт был сбит пророссийскими боевиками. Прокуратура Украины начала досудебное расследование уголовного преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 258 УК Украины (террористический акт, приведший к гибели людей и причинению значительного имущественного ущерба).
13 июня в луганский аэропорт вылетели три транспортника с десятиминутным интервалом. Груз в них был идентичен: по 40 пассажиров-десантников, по 3 машины БМД, боекомплект и продовольствие. Первый самолёт успешно сел на взлётно-посадочную полосу, началась разгрузка, командир остался в кабине для корректировки посадки второго транспортника. Поскольку связь в эту ночь глушилась системами РЭБ боевиков, то радиосвязь была прерывистой.
Второй самолёт звена, выполнив противозенитные маневры, стал на глиссаду, приближаясь к аэропорту. На момент нанесения огневого поражения по Ил-76 высота не превышала 200 метров.
Бойцы из аэропорта заметили два выстрела из ПЗРК, один из которых достиг цели, несмотря на выброшенные ловушки. После попадания из ПЗРК по транспортнику был открыт огонь из зенитной установки, предположительно ЗУ-23, которая бронебойно-зажигательными снарядами буквально разорвала самолёт в воздухе. В нём загорелось топливо, он перевернулся и взорвался в воздухе.
Командир приземлившегося транспортника, несмотря на прерывистую связь, смог передать пилотам третьего самолёта команду уходить, после чего тот развернулся на подходе к аэропорту и полетел обратно на место базирования.
Утром на место падения Ил-76 выдвинулась группа бойцов 80-й бригады, которая забрала тела погибших, подорвала неразорвавшийся в результате пожара боекомплект. Местные жители обнаружили лёжку террористов и отстрелянные трубы ПЗРК.
После падения самолёта командование ВСУ через Красный Крест договорилось о вывозе погибших десантников в обмен на возможность забрать трупы сепаратистов, которые участвовали в боях возле луганского аэропорта.
Севший транспортник подвели поближе к зданиям ЛАП. Его окружили всей техникой, что была в наличии, чтобы защитить от осколков, если по аэродрому будет наноситься огневое поражение артиллерией сепаратистов. По перехватам стало ясно, что за поражение второго самолёта сепаратистам была объявлено высокое денежное вознаграждение, и группы боевиков наблюдали за судном и ждали его взлёта. Транспортник простоял в ЛАП семь дней, после чего, воспользовавшись плохой погодой, дождём и ограниченной видимостью, а также тем, что боевики устали наблюдать за своей недвижимой целью, в короткий трёхминутный промежуток совершил взлёт и, меняя курс, улетел на аэродром в Мелитополе.
За штурвалом находился комбриг 25-й бригады Дмитрий Мымриков, впоследствии награждённый орденом Богдана Хмельницкого III степени.
Его самолёт был последним, что садился и взлетал в луганском аэропорту.
Список погибших в Ил-76
Десантники 25-й ОАЭМБр:
- Авдеев Константин Сергеевич, старший солдат;
- Авраменко Александр Сергеевич, солдат;
- Алтунин Валерий Владимирович, старший лейтенант;
- Бабан Виталий Юрьевич, сержант;
- Бахур Виталий Владимирович, старший лейтенант;
- Бондаренко Виталий Юрьевич, солдат;
- Гайдук Илья Витальевич, солдат;
- Гончаренко Сергей Валерьевич, младший сержант;
- Горда Анатолий Анатольевич, старший солдат;
- Грабовой Валерий Николаевич, старший лейтенант;
- Дмитренко Андрей Олегович, солдат;
- Добропас Сергей Витальевич, старший солдат;
- Дубяга Станислав Викторович, солдат;
- Каменев Денис Сергеевич, старший солдат;
- Кива Владислав Николаевич, младший сержант;
- Ковальчук Юрий Леонидович, сержант;
- Коренченко Олег Владимирович, солдат;
- Коснар Павел Леонидович, младший сержант;
- Котов Александр Александрович, солдат;
- Кривошеев Сергей Игоревич, солдат;
- Кузнецов Антон Александрович, старший солдат;
- Кулибаба Руслан Николаевич, сержант;
- Кучерявый Сергей Васильевич, младший сержант;
- Левчук Павел Николаевич, солдат;
- Лесной Сергей Владимирович, солдат;
- Лифинцев Олег Васильевич, старший солдат;
- Малышенко Тарас Сергеевич, солдат;
- Манулов Сергей Федорович, старший прапорщик;
- Мирошниченко Сергей Александрович, старший солдат;
- Москаленко Сергей Александрович, солдат;
- Никонов Павел Сергеевич, солдат;
- Проньков Ростислав Русланович, солдат;
- Резников Евгений Сергеевич, сержант;
- Самохин Антон Алексеевич, старший солдат;
- Санжаровец Артём Евгеньевич, старший солдат;
- Скалозуб Артём Валентинович, старший солдат;
- Токаренко Игорь Александрович, солдат;
- Шостак Сергей Михайлович, старший солдат;
- Шульга Андрей Николаевич, солдат;
- Шумаков Сергей Викторович, сержант.
- замкомандира авиационной эскадрильи, гвардии подполковник Александр Белый;
- начальник воздушно-огневой тактической подготовки, гвардии майор Михаил Дьяков;
- штурман авиационной эскадрильи, гвардии капитан Игорь Скачков;
- начальник техническо-эксплуатационной части инженерно-авиационной службы авиационной эскадрильи, гвардии капитан Сергей Телегин;
- бортовой авиатехник, гвардии старший лейтенант Владимир Буркавцов;
- старший бортовой авиатехник, гвардии старший лейтенант Александр Козолий;
- старший техник обслуживания радио-электронного оборудования, гвардии старший лейтенант Олег Павленко;
- старший воздушный стрелок, гвардии прапорщик Александр Ковалик;
- старший воздушный радист, гвардии прапорщик Виктор Ментус.
Автор: Serg Marco, petrimazepa.com
Tweet