ПЕРВОМАЙСКИЙ. ЖИЗНЬ В СТИЛЕ “ЭКШН”
Есть в Харьковской области город Первомайский. Кроме плодородной украинской земли есть там еще две достопримечательности. Химический комбинат и поселок-поселение управления исполнения наказаний Украины. Есть начальник милиции. Есть прокурор межрайонной прокуратуры. Это государственные служащие. Есть группа людей, которые преданы им всей душой. И есть остальное население. Ведь должен же кто-то создавать материальные блага, то есть работать.Почти все жители Украины смотрели иностранные фильмы в стиле “экшн”. Обычно в таких фильмах показывается небольшой городок где-нибудь посреди штата Техас или Калифорния. В этом городке имеется неформальный лидер, какой-нибудь местный капиталист, который удачно совмещает неформальное лидерство с государственной должностью.
Он или местный мэр, или судья или шериф… Вокруг него собирается группа людей ему преданных. Он им платит. Они выполняют его поручения. Жителям городка остается только радоваться окружающей их идиллии и молиться, чтобы их интересы не противоречили интересам или мэра или судьи или шерифа… Ведь он может давать своим людям разные поручения… А его люди и сами могут чего-нибудь вытворить. Они знают, что преданность характерна вознаграждением. Под крылышком “папы” они всегда безгрешны и неподсудны.
Имеется небольшое несоответствие с фильмом в стиле “экшн”. Ни начальник Первомайского РО УМВД Украины в Харьковской области Лошаков Н. А., ни прокурор Первомайской межрайонной прокуратуры Гладков Г. И. не являются капиталистами. Но они имеют власть. А она позволяет не только получать деньги, но и творить историю. Вот они, используя свои полномочия и преданных подчиненных, и творят разные истории в масштабах Первомайского района Харьковской области.
Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты.
И организовалась в городке Первомайский боевая группа из сотрудников и подучетного контингента и, говоря слова-ми народного киногероя Глеба Жеглова, “…с большим успехом принялись бомбить фраеров”.
За несколько лет Дмитрий Уваров “Увар” и Денис Карпенко “Каба”, 1979 и 1980 г. р., смогли нагнать страху на весь город. Они могли ворваться в дом, неважно – днем или ночью, избить выбранную жертву в присутствии маленьких детей и родных, похитить человека и силой удерживать его в выбранном ими месте, просто побить непонравившихся им людей. Жители города боялись жаловаться, потому что из не менее пятнадцати возбужденных дел, до суда дошли только два эпизода. Остальные закрыты, к примеру, за отсутствием состава преступления. Например, с утра пришел потерпевший с заявлением в милицию, а вечером его от души отлупили “Увар” и “Каба”. Пример соседа впечатляет…
Естественно, при подготовке материала, мы обратился в Харьковскую областную прокуратуру с просьбой сообщить, сколько уголовных дел возбуждено в Первомайском за последние четыре года, в скольких случаях отказано в возбуждении уголовных дел и на каком, по раскрываемости, месте находится в Харьковской области Первомайский район. Итак, с 2001 г. по 1 полугодие 2004 г. в Первомайском районе Харьковской области возбуждено 2345 уголовных дел. Отказано в возбуждении по 1135 заявлениям. Из 28 районов Харьковской области Первомайский занимает в 2004 г. 16 место по раскрываемости.
В том же ответе сообщается, что действительно, 28.06.2003 г. Первомайским РО возбуждено уголовное дело № 88030174 о факте ограбления Ахмедова В. Н. И, верно, оно было закрыто 22.08.2003 г. в связи с невозможностью установить лица, которые совершили преступление. Что и как расследовали в Первомайском РО непонятно, но жена Ахмедова, которую в собственном доме связали неустановленные лица, узнала двоих, присутствующих при грабеже. Это были оперуполномоченный уголовного розыска Первомайского РО УМВД Украины в Харьковской области Бойко А. В. И Дмитрий Уваров, которые, “…связав ее и надев наручники, беседовали в квартире 30-40 минут”.
24 мая 2004 года в адрес Харьковской областной прокуратуры был отправлен наш запрос, 16 июня 2004 г. постановление о закрытии дела № 88030174 отменено и возвращено на дальнейшее расследование в Первомайский РО. Сейчас конец июля. Единственными действиями по расследованию данного дела, по нашим сведениям, явилось представление о снятии с Бойко А. В. дисциплинарного взыскания. Взыскание сняли, видно крепко отличился.
Получается, что другом Уварова был оперуполномоченный уголовного розыска Первомайского РО УМВД Украины в Харьковской области Бойко А. В., государственный служащий, представляющий «…государственный вооруженный орган исполнительной власти, который защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств» (ст. 1 Закона Украины «О милиции»).
Зачем били Трапезникова?
2 ноября 2002 г. Трапезников с маленьким сыном и его знакомый Сухомлин А. В., тоже с сыном, отдыхали в кафе “Сакура” в Первомайском. Через некоторое время замечательная своим составом группа, состоящая из Карпенко, Уварова, Бойко и, отбывшего в местах лишения свободы 17 лет, Козикова А. тоже почтила кафе своим присутствием. Карпенко сразу поинтересовался у Трапезникова, а с чего он не желает здороваться с его другом Бойко? А Трапезников, парень с характером, сообщил, что Бойко как человек – не очень и как мент – не особо. Нет у него желания Бойко здоровья желать! Слово за слово, тут и закрепил свои слова Карпенко “…ударом кулака в область головы”. А сзади Уваров горло сдавил! Дальше – как при обычном избиении, повалили на пол и “…все присутствующие начали наносить ему удары ногами в различные части тела”.
Бьют людей очень по-разному. В зависимости от того – зачем?
Бьют:
– чтобы унизить,
– чтобы напугать,
– чтобы наказать,
– чтобы парализовать,
– чтобы ранить,
– чтобы причинить мучения.
Бьют, чтобы убить. Одним ударом. Так зачем били Трапезникова?
Вот Сухомлина, при попытке приостановить драку, сразу перевели в состояние “рауша”. Очнулся он уже в машине, куда оппоненты затолкали его и Трапезникова, с целью продолжить познавательную беседу отдыхом на пленэре. Местом продолжения дискуссии был выбран “турецкий вал” за Первомайским. Сухомлин остался в машине с Бойко А. В. Уваров Д. А., Карпенко Д. С. и Козиков А. отвели Трапезникова для продолжения объяснений на природу. Их “развлекательная программа” так не понравилась Трапезникову, что он предложил за ее прекращение 10 000 долларов США. С собой он таких денег не имел. Поэтому вся компания покатила на принадлежащую Трапезникову АЗС “Жемчуг”. Там, в операторском помещении, Уваров Д. А., взяв лежащий на столе кухонный нож, “позаимствовал” у Трапезникова золотой браслет, Карпенко Д. С. хорошо положил в карман плохо лежащие в кассе АЗС 4175 грн., а Бойко А. В. наблюдал за правомерностью действий оператора АЗС Глущенко С. Н. и Трапезникова Н. П. После чего, развеселая компания, заправив свое транспортное средство ВАЗ 2101 40 литрами бензина, естественно, в презент, укатила по своим “боевым” делам.
Дорогу осилит идущий…
Начиная заниматься бизнесом, Николай Трапезников, не представлял, с чем ему придется столкнуться. Недобросовестные конкуренты, несовершенное законодательство, налоги – это понятно. Но об открытом противостоянии с “держащими шишку” правоохранителями и примкнувшими к ним непорядочными гражданами он и подумать не мог.
Поэтому, когда произошел такой интригующий поворот его судьбы, Николай задумался над вечным вопросом – что делать? И поверил в Закон. Поверил в то, что не все правоохранители сращиваются с криминалом, не все люди соглашаются с тем, что их и за людей не считают… Он собрался с силами, выстоял в нескольких неформальных объяснениях, посоветовался с приходским священником и решил отстоять свои конституционные свободы законным путем.
Приговор. Именем Украины.
Очень уж “громкими” были похождения развеселой “гопы”, чтобы остаться без последствий. Было возбуждено уголовное дело, арестованы Уваров Д. А. и Карпенко Д. С. Вот Бойко А. В. стал свидетелем, и про Козикова А. упоминания отсутствуют. Расследовалось дело в “независимом” Лозовском РО УМВД Украины в Харьковской области.12 мая 2004 г. грянул суд.
По делу проходили два эпизода. Один описан выше. А по второй констатировал посещение милейшими ребятами Уваровым Димой и Карпенко Денисом на заре, в 4 часа утра, 28 июля 2002 г. квартиры семьи Яремко. Там они, слегка помяв, всего три ребра сломали, “…на почве ранее возникших неприязненных отношений…” хозяина квартиры руками, ногами и резиновыми палками, забрали его с собой. Как Яремко А. Б. встал с кровати в трусах, так и отправился в путешествие. Привезли его следопыты в нежилой дом и, уже оттуда, отпустили домой в 13 часов. Девять часов променада… Да здравствует активный отдых!
Судили дерзкую парочку в Первомайском. Судил их судья Саланевич Ф. В. Приговорил он каждому по три года лишения свободы… И аргументировал он столь необычный приговор в таком стиле:
“Угроза ножом Уварова по отношению к оператору Глущенко была направлена не для того, чтобы подавить его волю и волю Трапезникова, а для того, чтобы успокоить его, при этом завладение имуществом уже произошло”.
Гуманный и непредвзятый суд… Достижение судебной системы!
Все участники процесса подали апелляционные жалобы. Жалобы адвокатов Уварова и Карпенко сводились к тому, что их надо оправдать. Ну, подрались, с кем не бывает? Яремко А. Б., Трапезников Н. П. и Лозовской межрайонный прокурор Новиков Ю. А. наоборот, утверждали, что приговор следует отменить “…из-за неправильного применения уголовного закона и мягкости назначенного судом наказания”.
20 июля 2044 г. состоялось заседание Апелляционного суда Харьковской области. В своем решении этот суд отметил, что предыдущий приговор “…подлежит безусловной отмене…”. Своим решением он отказал в удовлетворении жалоб адвокатом обвиняемых, полностью удовлетворил жалобы прокурора и Трапезникова. А в них, между прочим, указывалось на причастность к событиям оперуполномоченного уголовного розыска Первомайского РО УМВД Украины в Харьковской области Бойко А. В.
А в это время…
Ничего не поменялось в жизни Первомайского с арестом Уварова и Карпенко. Кстати сказать, арестовали их не в Первомайском, а в Харькове. Они вполне удачно переехали.
8 ноября 2003 г., сотрудники Первомайского РОВД Хардиков В. Л. и Харченко А. С. ворвались в квартиру Рябинюка И. М. и потребовали от его матери повлиять на сына. Так, мол, и так, делает пельмени, деньги гребет, а мы с этого ничего не имеем. Пускай и нам, от щедрот своих, каждый месяц по 200 долларов США отстегивает. И закрепили сказанное, забрав с собой упаковочный инвентарь. Именно забрали, без протокола и описи. Обратился Рыбинюк И. М., правда, устно, к начальнику милиции. Он и облагодетельствовал. Указал Хардикову В. Л. на место и велел имущество вернуть. Так просто. Будто такие действия уголовным кодексом Украины не предусмотрены. Оказывается, с их стороны имелись всего лишь нарушения служебной дисциплины. По крайней мере, так утверждает заместитель начальника управления по работе с персоналом УМВД Украины в Харьковской области Тюрин. И они привлечены к дисциплинарной ответственности. Что, в понимании заместителя начальника УРП, является дисциплинарной ответственностью известно немногим. А Хардиков В. Л. сейчас занимается правоохранительной деятельностью в УБОП г. Лозовая Харьковской области. Может, такая она, дисциплинарная ответственность?
24 ноября 2003 г. начальник Первомайского РО Лошаков Н. А. подписал письмо, за № 15/171, которое послужило основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения требований Закона Украины “О метрологии и метрологической деятельности” на АЗС “Жемчуг”.
Проверка никаких нарушений не обнаружила. А Трапезников Н. П. обратился в суд. Ведь по закону внеплановую проверку проводят или по распоряжению Кабинета Министров Украины или по заявлению граждан. А кем считал себя Лошаков Н. А.?
27 января 2004 г. решением Первомайского городского суда Харьковской области действия начальника Первомайского РО УМВД Украины Лошакова Н. А. были признаны неправомерными.
Все бы хорошо, признаны и ладно. Но в запросе от 24 мая мы поинтересовались реакцией руководителей УВД Украины в Харьковской области на решение Первомайского городского суда. И нам ответили, что это решение будет рассмотрено на кадровой комиссии при заместителе начальника Управления. Неприятно это для руководителя РО. А поэтому, в середине июня обратился он в тот же Первомайский суд с просьбой восстановить пропущенные сроки апелляции. Дескать, в отпуске был, а потом, до 3 февраля лечился и не получал копию решения суда. В восстановлении сроков для апелляционного обжалования ему отказали 24 июня 2004 г., так как он “… ни ходом дальнейшего рассмотрения дела, ни решением суда не интересовался до июня 2004 года…”.
Трапезников, решивший идти до конца, снова подал заявления в суд. Иск о возмещении морального и материального вреда, нанесенного неправомерными действиями Лошакова Н. А. к Управлению внутренних дел Украины в Харьковской области. Потому что “…свои личные амбиции Лошаков Н. А. удовлетворяет в мундире работника милиции…”. И еще, в порядке частного обвинения, заявление в Первомайский городской суд. В нем он обвиняет Лошакова Н. А. в преступлении, предусмотренном Уголовным Кодексом Украины, а, именно, статьей 356 “Самоуправство”. Интересно, что теперь ответит начальник Управления по работе с персоналом областного УВД Яременко, сообщивший, что характеристика Лошакова Н. А. является оперативным документом.
Кто такой Лошаков?
Заявление по обвинению Лошакова Н. А. приняла к рассмотрению судья Первомайского суда Донец Л. А. Как и положено, назначила она заседание, в котором хотела рассмотреть дело на предварительном слушании. То есть выяснить вопросы, связанные с производством дела в суде. Но председатель суда Соколенко забрал у нее дело и передал судье Босняку М. М., который, вынес постановление о передаче дела в Первомайскую межрайонную прокуратуру для возбуждения уголовного дела по факту преступления, соответствующего ст. 365 УК Украины. То есть, по мнению суда, Лошаков Н. А. превысил власть или служебные полномочия. Санкция каждой из трех частей данной статьи предусматривает, в том числе, лишение права занимать определенные должности. Насколько оперативно узнает областное руководство МВД о событиях, происходящих на местах, можно понять из того, что Лошаков, обвиняемый в уголовном преступлении, по-прежнему управляет деятельностью Первомайского райотдела. Хотя срок ему грозит как минимум от двух до пяти лет.
Что дальше?
В 50-х годах прошлого века, в советских учреждениях исполнения наказания, по народному – “зонах”, прокатилась так называемая “сучья война”. Из осужденных после войны, ранее судимых уголовников, ставших, как объявлялось администрацией УИН “на путь исправления”, создавались так называемые “агитбригады”. Они переводились из “зоны” в “зону” с целью физического истребления последователей воровского “закона” и дискредитации воровского движения в целом. Под свои акции они подводили идеологическую основу, очень удачно подмеченную в книге “Черная свеча”, совместно написанной поэтом Владимиром Высоцким и журналистом Леонидом Мончинским. Слова “сучьего пророка” Мирона весьма символичны:
“-Мы ссучим все зоны, потом освободимся. На помощь к нам придут миллионы молодых, не помнящих родства, не знающих жалости, думающих только о себе. С их помощью мы ссучим весь мир”.
Не очень приятно видеть, что эти слова действительно претендуют на пророчество.
С. Рыбин, специально для «УК»
Tweet