Энергетическая диверсия в Украине: как это происходит
Тепловыделяющая сборка с болтами внутри – не сборка, а хлам. Причем хлам, опасный для жизни и здоровья целой нации.Ситуация так и не стала предметом публичного обсуждения, ибо «Энергоатом» просто скрыл неполадки, имеющие серьезный характер. Хотя достаточно только вдуматься: в реактор попали посторонние предметы, которых там быть просто не должно! «УК» предупреждает!.. «УК» неоднократно освещала деятельность ГП НАЭК «Энергоатом» и отдельных должностных лиц этой компании. Демонстрирующих устойчивую склонность к нарушениям законов. И рискующих не только государственными деньгами, но и безопасностью атомных станций.
Старое руководство «Энергоатома» правительством смещено, на смену пришла новая команда. Но насколько успешно новое руководство борется с нарушениями в данной отрасли, мы и попытаемся разобраться сегодня.
По традиции мы отчитываемся перед читателями о результатах проведенных журналистских расследований.
Резонансный материал, повествующий о контрабанде «Энергоатомом» несертифицированного энергетического оборудования с территории Приднестровья, был по настоянию «УК» приобщен к материалам уже возбужденного на тот момент очередного уголовного дела по факту мошенничества со стороны должностных лиц ГП НАЭК «Энергоатом». И по факту нарушений проводятся необходимые следственные действия (остается надеяться, что проводимые действия будут результативными).
Но впечатляет другое обстоятельство: это уголовное дело до сих пор не расследовано с получением значимых процессуальных результатов. Любой юрист, специализирующийся на уголовных преступлениях, касающихся хозяйствующих субъектов, пояснит, что если по факту мошенничества с участием хозяйствующего субъекта не определен круг обвиняемых, то это говорит лишь об одном: круг мошенников крайне обширен, и всех садить одновременно правоохранители просто не рискуют. Это, как говорится, «не мелочь по карманам тырить» – не та ситуация.
Если мошенничество совершила цыганка, под видом гадания вытащившая сотню долларов, то событие преступления (особенно, если ее поймали с поличным) очевидно. И дело без особого труда идет в суд. Одной цыганкой меньше, одной больше – кто будет особо беспокоиться? Но если мошенничество совершили – в сообществе – несколько высопоставленных чиновников крупного предприятия, считающихся узкопрофильными специалистами – никто садить целый табун знатоков той же энергетической отрасли не рискнет. Не та ситуация, «не так поймут». Это случай, когда социальный и профессиональный уровень правонарушителей якобы их оправдывает.
Так уголовное дело и лежит: мошенники есть, дело есть, эпизоды ширятся и добавляются, а все остается на прежних позициях. Отметим, что подобных дел против «Энергоатома» несколько, и по всем наблюдается подобная картина попустительства и бездеятельности.
По эпизоду с поставкой контрабандного оборудования, правда, «Энергоатом» пытается на скорую руку «слепить» несколько «отмазок»: мол поставляемое оборудование – несущественное, куплено лишь несколько десятков электромоторов, использующихся в оборудовании, не влияющем на безопасность станций. Однако, от ответственности за контрабанду это не освобождает, ибо преступление является преступлением само по себе, по формальному составу, независимо от умысла, каким бы благим он ни был. И то, что не произошла авария – не оправдание, а просто везение.
Потому, надеемся, что следственный органы в скором времени исправят это досадное недоразумение: толпа высокопоставленных жуликов гуляет на свободе, не встав на путь исправления и раскаяния. Множа свою вину повторяющимися эпизодами преступных действий.
Кстати, о правоохранителях: имея информацию о наличии преступного сговора между «Энергоатомом» и некоей иностранной оффшорной конторой Remington Worldwide Limited Ltd на предмет согласованного завладения денежными средствами «Энергоатома», мы неоднократно информировали Службу безопасности Украины об имеющейся информации об этом. СБУ уже имеет по этому поводу несколько томов материалов и доказательств, добытых в порядке самостоятельно проведенных оперативно-розыскных материалов.
Когда же, по нашему мнению, в распоряжении СБУ оказалось более чем достаточно информации об уже совершенных с участием фирмы-нерезидента и еще только готовящихся преступных действиях в Российской федерации, Молдове, Беларуси, Казахстане, Литве, Чехии и ряде других стран, мы спросили: господа, когда же будут результаты ваших действий по задержанию преступников?
Ответ «рыцарей плаща и кинжала» говорит сам за себя:
Служба безопасности Украины сделала вид, что не поняла адресованного вопроса, рекомендовав нам обратится в правоохранительные органы (что же тогда СБУ?). При этом посоветовав придерживаться подследственности – хотя СБУ обязана принимать и расследовать все заявления о преступных действиях, независимо от подследственности и прочих формальных моментов, на что прямо указывают статьи 94, 97 Уголовно-процессуального кодекса Украины.
Здесь ситуация еще заворотистей. Если в первом случае Прокуратура возбудила уголовное дело, то здесь СБУ такое дело не возбуждает, упорно отмалчиваясь. Либо не хочет (или не может) работать. Либо, скажем так, в данном деле имеется некий материальный интерес, определенное участие в «проекте» на неких взаимовыгодных условиях с потенциальными фигурантами скандальных уголовных дел.
Следует ли говорить, что такая ситуация Государство и общество не устраивает?
Еще один пример. В 2004 году в технологических блоках реакторов были выявлены посторонние предметы (дополнительные стержни), что прямо признано самим «Энергоатомом» и еще несколькими независимыми органами и экспертами:
Ситуация так и не стала предметом публичного обсуждения, ибо «Энергоатом» просто скрыл неполадки, имеющие серьезный характер. Хотя достаточно только вдуматься: в реактор попали посторонние предметы, которых там быть просто не должно! Могло это повлечь катастрофические последствия или не могло – важно одно: атомный реактор – не проходной двор и не площадка для сбора металлолома. И не объект для экспериментов. Когда «экспериментировали» 20 лет назад на Чернобыльской станции – тоже думали – ничего страшного…
Это та ситуация, о которой говорил Жванецкий: велосипед с отсутствующими деталями – не велосипед, а сырье, которое велосипедом может стать. Как видим, совместная комиссия – по аналогии с высказыванием классика юмора – установила, что это всего лишь следствие нарушения технологии изготовления продукции и недостатки в системе управления качеством…
Здесь то же самое: тепловыделяющая сборка с болтами внутри – не сборка, а хлам. Причем хлам, опасный для жизни и здоровья целой нации.
Ссора «Энергоатома» с ООО «Твел» (поставщик топливных элементов подобного «качества») не произошла не только потому, что обеим сторонам не нужен был скандал (мало ли какие еще нарушения были бы выявлены в результате нагрянувших проверок)? Сейчас не сталинские времена, и за это к стенке никого не поставят, но и премии лишаться никто не хотел…
Ссора также не произошла в силу особого положения ООО «Твел» на рынке поставки топливных элементов. И с учетом положения людей из «оранжевой команды», которые за ООО «Твел» стоят и стояли (об этом более детально и обстоятельно – в другой раз, в отдельном журналистском расследовании).
Характерно, что новый менеджмент «Энергоатома» далек от «оранжевой» расцветки, однако, с оранжевоприближенным «Твелом» поддерживает самые теплые отношения . Более того, стороны заявили о совместных дальнейших действиях и бизнес-проектах (Какие мелочи! Ну поставили некачественные элементы разок-другой, это чепуха; зато есть «откат» и темные политические «мутки» – это главное).
Нам возразят: но хорошо, что хорошо кончилось; зачем прошлое ворошить?
Во-первых, еще ничего не кончилось (если бы кончилось, мы бы с вами не обсуждали эти вопросы, потому как последствия «кончания» могли бы оказаться масштабнее Чернобыля). И при подобном подходе к выбору контрагентов и поставке оборудования (по принципу «якось воно буде») что-то обязательно случится. Вопрос времени и масштабов.
Впрочем, почему мы говорим в будущем времени? Ранее мы неоднократно анализировали состояние атомных станций в Украине, и результаты статистического обобщения и анализа – более чем впечатляющие .
На эти публикации, в свое время, мало кто из власть имущих обратил внимание. Однако, в последнее время на «Энергоатоме» произошло несколько серьезных аварий («мелкие» пожары, хотя и – на удивление – систематические не в счет). Достаточно посетить информационный ресурс ГП «Энергорынок» (покупателя электроэнергии «Энергоатома») и просто обратить внимание на статистические данные по «Энергоатому» за август, сентябрь этого года. Данные впечатляют: каждый день то с одним, то с другим энергоблоком происходят серьезнейшие неполадки.
Некоторые блоки стали, как говорится, «намертво», так как из-за откровенного разгильдяйства инженерно-технических работников было сожжено оборудование на многие миллионы долларов США (что неудивительно, с учетом того, какими путями и с каким деловым подходом «Энергоатом» это оборудование покупает).
Казалось бы, сожжено – и ладно, бывает, надо чинить и работать дальше. Однако руководство не торопится восстанавливать энергоблоки в рабочем режиме (даже путем препятствования ремонтно-подрядным организациям), что, между прочим, приводит к текущим потерям, «упущенной выгоде» еще (дополнительно к понесенным затратам) на десятки миллионов долларов ежемесячно…
А поскольку объемы выработки электроэнергии жестко регламентированы и запланированы (электроэнергия – специфический продукт, потребляемый одновременно с производством), и система работает по единому плановому графику – «Энергоатом» обязан дать в рынок определенное доведенное количество электроэнергии. Выработка повышается за счет эксплуатации работающих блоков, не обращая внимания на неполадки, в данный момент не влияющие на работу блока. То есть, если в блоке что-то протекает, травит, вибрирует и шумит, но он работает, его в ремонт не выводят, ибо в ремонте «мертво» лежат другие блоки, и компенсировать остановку мощностей нечем.
Естественно, что латание мелких неполадок работающего на ходу блока ни к чему хорошему не приведет, и маленькие проблемки и поломки рано или поздно перерастут в большие проблемы, серьезную аварию (о которой пока мало кто думает).
Мы все еще смотрим на ситуацию оптимистически, ибо серьезных аварий на АЭС в данное время не наблюдается. Не благодаря, а вопреки действиям руководства и работников «Энергоатома» (вкупе с контрагентами), занятых мошенничествами, планированием и воплощением противоправных схем финансовых «откатов» через оффшорных фирмы, да поставкой «условно годных» топливных элементов…
Но долго ли будут продолжаться идиллия и очковтирательство? Найдет ли Правительство и правоохранительные органы возможность и волю пресечь творящийся бардак и форменную диверсию, направленную против государства и нации?
Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»