Знаменитые киллеры, знаменитые жертвы. Часть 1

Говорят, что профессия проститутки – одна из самых древнейших в мире. Спорить не будем. Но известно, что наряду с профессиональным занятием «ночная бабочка» существует и не менее древняя специальность. Вы думаете, что это ремесло плотника, кузнеца или сапожника? Ошибаетесь. Эта профессия всем хорошо известна: киллер. ДРЕВНЯЯ ПРОФЕССИЯ

В нашей стране она приобрела популярность лишь в девяностые годы в связи с началом кровавого передела государственной собственности и криминальными войнами. О ней все чаще стали писать в СМИ, упоминать в фильмах и в книгах, говорить в кулуарах власти и в пролетарской среде.

Порой эту профессию обозначают такими словами как: “ликвидатор”, “исполнитель”, “чистильщик”, “стиратель”, “убийца” – это все литературная норма. Или: “мясник”, “мокрушник”, “тяжеловес”, “вайдот”, “могила” – уголовный сленг. Встречаются и другие названия данной профессии. Но чаще ее любят называть словом, заимствованным из английского языка, это слово – “киллер”. Глагол to kill если перевести с английского на русский означает “убить”, “убивать”, а существительное killer – “убийца по найму”.

Встречается еще слово “ассасин”. Так называют во многих странах коварных исполнителей заранее спланированных, тщательно подготовленных убийств. (Например, в Италии понятием assassino обозначают наемного убийцу, а assassinio – наемное убийство или просто любое убийство) Слово “ассасин” происходит от арабского “хашашин” – “опьяненный гашишем”. Так на Ближнем Востоке прозвали членов секты мусульман-шиитов, возникшей в XI веке на территории нынешнего Ирана. Ассасины вошли в историю еще во времена крестовых походов. Отчаянно сопротивляясь ордам завоевателей, вторгшихся на их территорию, опьяненные гашишем воины-смертники наводили ужас на закованных в латы крестоносцев. Впоследствии ассасинов стали использовать как наемных убийц. Именно в этом значении слово “ассасин” и перекочевало в наш сегодняшний лексикон.

Сто лет назад русские дворяне, говоря о наемном убийце, любили употреблять модное по тем временам слово “кондотьер”. От итальянского слова condottier. Что означало: “предводитель наемных дружин”, “наемный солдат”.

А сколько в мире существуют слов, выражений, фразеологизмов, обозначающих конечный результат профессиональной деятельности киллера – т.е. понятие “убить”. Например, возьмем русский уголовный сленг (“феню”). Вот где виден полет народной фантазии. Посудите сами: “вальнуть”, “грохнуть”, “задуть лампаду”, “замочить”, “заземлить (“наглухо”, “напрочь”), “коцнуть”, “молотнуть”, “мочкануть”, “поставить на куранты”, “помолиться при свечах”, “пришить”, “убрать”, “уделать”, “ушатать”, “шваркнуть наглухо” и прочее и прочее. А вот творения англоязычных зеков – уголовный жаргон (“флэш”). Убить по-ихнему – значит: “ударить наглухо”, “вырубить” (bump off), (“упрятать”) “глубоко на шесть” (“метров”) (deep six), “распылить” (dust off), “стереть” (erase, rub out), “задать”, “подарить работу”, “обеспечить делом”(give the business), “ударить” (hit), “слить” (hose down), “заморозить” (ice), “слегка вдарить” (rap), смыть (wash away). Занимательно, не правда ли?

Но перейдем от фразеологии к истории, и поговорим о самой профессии киллера.

Во все времена она играла важнейшую роль в политической жизни различных государств. Ведь там, где борьба за власть – там насильственная смерть. А где насильственная смерть – там киллер. Он порой мог в одночасье разрешить самую запутанную и самую противоречивую политическую проблему. Посудите сами: удар кинжалом – и трон свободен! Выпад шпаги – и смена власти в стране! Выстрел пистолета – и начало мировой войны! Поэтому спрос на убийц по найму оставался всегда неизменным у диктаторов, императоров, царей, королей, принцев, президентов и прочих царствующих особ. Не говоря о мелкой знати, типа: князей, графов, баронов, маркизов, виконтов и другой дворянской мелочи. Многие из них с помощью убийц творили свои кровавые и подленькие делишки, цель которых в основном сводились лишь к одному – хапнуть как можно больше денег и получить как можно больше власти.

Например, в средние века в Венеции киллеров привлекали к работе правительственные структуры. Так называемый Совет десяти – особый трибунал, созданный для предотвращения заговоров и преступлений против государства – чтобы отравить кого-нибудь нанимал не засвеченного исполнителя из другого города. Нанимали через посредника. Совершив убийство, ликвидатор получал деньги из казны и опять же через посредника. Заседания Совета, касавшиеся наемных убийц, регистрировалась в специальной книге с пометкой “совершено секретно”. Типа, “TOP SECRET”. Все присутствующие дважды клялись на Библии держать эти встречи в тайне. Им даже запрещалась признавать сам факт этих собраний…

Обычно обыватели воспринимают киллера как убийцу, устраняющего клиента за деньги и по временному договору с заказчиком. И заказчик – всегда определенный человек с “прессом бабок”. Да, это так, но ведь понятие “киллер” расшифровывается еще и как “убийца по найму”. Значит, нанять мокрушника на работу может любой хозяин, а хозяином может быть любая общественная организация или само государство. Например, как в случае с вышеупомянутым венецианским “Советом десяти”. Причем имеет право нанимать на долгое время, и за любую форму оплаты, порой даже нематериальную. Отсюда вытекает вывод, что заказчиком убийства или целого ряда убийств может являться не только определенный человек, но и террористическая, общественная, религиозная организация, как и само государство. А эквивалентом “бабок” может быть или экстремистская идея или долг пред отчизной.

Отсюда и образовались такие виды киллеров как: штатные, разовые и внештатные. Штатные киллеры работают на постоянной основе на правительственные структуры, типа, спецслужбы различных уровней, армия и МВД, им порой не больших платят денег, а служат они за идею. Бывают штатные киллеры (а то и целые бригады) и у мощных и хорошо вооруженных преступных группировок. На зонах есть “вайдоты” (“могила”) – палачи воровской власти в зоне, чинящие расправу над неугодными и провинившимися зеками по решению воровской сходки.

Разовые киллеры (камикадзе, шахиды, торпеды), вербуют или нанимают на единичную акцию террористические, криминальные, а порой и правительственные организации. Одноразовые наемники, убивая себя, убивают других людей (“клиентов”). (Простите за тавтологию!) Камикадзе направляет свой самолет с бомбами на корабль противника и, погибая сам, уничтожает его, шахид – направляет автомобиль КАМАЗ груженный взрывчаткой на больницу и, подрывая себя, уносит в могилу десятки а то и тысячи людей. Или взрывает себя в толпе людей, стараясь унести с собой в могилу как можно больше жертв. “Торпеда”, убивая вора в законе, в скором времени сам погибает от рук наемников. “Торпеда” – это зек-убийца или бандит, проигравший в карты, который по решению воровской сходки должен замочить вора в законе. Убив законника, киллер сам автоматически переходит в разряд заказанных. Дни его уже сочтены. Ведь за убийство вора в законе – самого главного и авторитетного в уголовной иерархии – по всем бандитским понятием, раскладам и рамсам полагается смерть лютая, смерть жуткая.

Внештатные киллеры – это убийцы, выполняющие заказы на временной договорной основе за определенную сумму денег. Они могут быть вольными художниками, верее стрелками, волками-одиночками. Это очень профессиональные люди.

Есть еще одна разновидность киллера – это “чистильщик”. Если грубо объяснить, то “чистильщик” – это убийца убийц. Он подчищает огрехи, ошибки, следы за другими ликвидаторами, часто устраняя самих ликвидаторов. РРР

В начале становления киллерского искусства убийцы использовали примитивное оружие: просто камни, заостренные камни, палки, дубинки, каменные топоры. Потом появились дальнобойное оружие: копья с заостренным камнем вместо наконечника и лук со стрелами – убивать стало проще. Но несмотря на простоту оружия, эффект от его применения был – клиенты неизменно лишались жизни и больше не воскресали ни при каких обстоятельствах.

Древние киллеры не брезговали и биологическим оружием. Глиняные горшки, наполненные скорпионами, чей укус смертелен, горшки со змеиным ядом, ядом пауков.

Развитие металлургии привело к созданию более сложного оружия с острыми бронзовыми лезвиями и наконечниками. А примерно к 1000 году нашей эры стали ковать оружие из железа, наносящего более серьезные раны. В 1044 году изобрели взрывчатое вещество – порох. Так появились первые киллеры-взрывники или саперы.

В средние века жертвами киллеров становятся знатные рыцари и вельможи. Применяются оружие ближнего боя – мечи, и оружие дальнего воздействия – арбалеты и лук со стрелами. Кстати полуметровые луки из вяза и тиса, что применяли англичане против французов в столетней войне, выпускали метровые стрелы с такой силой, что они поражали цель на расстоянии 180 метров и пробивали самые прочные латы с 45 метров. В шестнадцатом веке на смену луку приходит нарезное оружие. Это шаг вперед для киллеров. Они получают в свое распоряжение оружие, обладающее большей точностью боя, чем распространенная в то время аркебуза.

Середина шестнадцатого века. Итальянский мастер-изобретатель Камилл Ветелли из города Пистойя изобретает “маленькое ружье, допускающее стрельбу с помощью одной руки”, то бишь “пистолет”. Виват, Ветелли! Киллеры всех стран говорят ему большое спасибо и ликуют: проще стало поржать клиентов!

В средние века, особенно в эпоху Возрождения, в Италии, киллеры не забывают и о традиционном оружии предков – яде. Отравление возводиться в ранг искусства – как живопись, архитектура или скульптура. Немного мышьяка, болиголова или чемерицы, добавленных в вино – и вопрос благополучно решен. Бесшумно и чисто в отличие от ножа или пистолета.

Не брезгуют средневековые “мясники” использовать в своих гнусных делах и удавку – традиционное, экологически чистое и бесшумное оружие, очень компактное, гибкое, правда, слишком контактное и требующая нормального физического здоровья. Удавка – это общее название бесшумного оружия, а вариантов его великое множество: веревка, шнур, струна, ремень, шарф, платок, пояс и т.д. и т.п.

Девятнадцатый век. Во время гражданской войны в США впервые появляются винтовки с примитивными оптическими прицелами. Наступает эпоха элитных убийц по найму – снайперов. В 1861 году в армии Северян полковником Берданом создается первый полк снайперов.

В 1836 году появляется револьвер американца Самуэля Кольта и его знаменитое высказывание, что Бог сделал людей неравными, а “Кольт” уравнял их в правах.

Двадцатый век. В 1913 году русский оружейник В.Федоров изобретает первый автомат. Автомат заметно облегчает наемный труд ликвидаторов, они успешно осваивают и применяют техническое новшество.

1920-е годы. Бригадный генерал Джон Томпсон изобретает для американской армии автомат “Томми”. Но ни военные, ни правоохранительные органы не захотели брать на вооружение “Томми”, зато он пришелся по нраву американским гангстерам, которые с помощью автомата стали чинить кровавые разборы конкурентам. Оружие просто превосходно вело себе при бандитских конфликтах: стреляет пулями 45-го калибра, выдает 800 очередей в минуту, магазин на 100 патронов можно разрядить в свою жертву за 8 секунд. “Чикагский пулемет” (так прозвали его бандиты) легок, скорострелен и быстро перезаряжается.

Судьбу “Томми” через много лет повторили другие пистолет-пулеметы. Например, “Скорпион”. Чехи изобрели его для своего спецназа, но потом, как и в случае с автоматом “Томпсон”, его взяли на вооружение бандиты, сначала чешские, а потом и российские. Киллеры по достоинству оценили миниатюрные размеры оружия, его надежность, высокую точность и скорострельность. Ведь из “Скорпиона” можно вести огонь с двух рук, а можно с одной, благо масса оружия с патронами – всего два килограмма. Приспособлен малыш и для скрытого ношения. Длина всего 27 см. – немногим больше, чем у классного армейского пистолета. Универсален, неприхотлив по отношении к 9-ти миллиметровым патронам: будь то короткий Браунинга, или советский пистолетный, или Парабеллум. Рожок вмешает 20 патронов. При использовании глушителя темп стрельбы возрастает до 950 выстрелов в минуту! Автоматик – просто класс!

Или, например, компактный автомат “Агран-2000”. Это оружие производится несколькими странами блока НАТО. До 1992 года “Агран” стоял на вооружении американского спецназа. А затем в США его поменяли на более совершенный вид огнестрельного оружия. В России этот пистолет-пулемет появился около десяти лет назад, и долгое время считался оружием весьма редким и экзотическим. Тогда его завозили из Прибалтики в Санкт-Петербург. Поэтому впервые это оружие оценил питерский криминалитет и остался им весьма доволен.

Когда в 1997 году в Питере во время обыска на квартире одного преступного авторитета был найден автомат этой марки, то в городе долго обсуждали столь незаурядное событие. Говорят, даже умудренные опытом оперуполномоченные изучали экзотический ствол с большим интересом. А впервые изъятый в 2000 году “Агран” в Татарстане произвел там настоящий фурор. К сожалению, это означало, что российские бандиты начали осваивать новые образцы автоматические оружия.

Первая скандальная “премьера” этого смертоносного “малыша” состоялась в 1998 году в Москве. Из него убили вице-президента АО “Русское золото” Нодари Гелашвили, которой, кстати, работал раньше замначальником столичного УБЭПа. Затем в этом же году в Санкт-Петербурге скорострельный “Агран-2000” “засветился” в заказном убийстве депутата Госдумы Старовойтовой. А в 2001 году в Москве из “Аграна” застрелили 1-го заместителя префекта Зеленоградского округа Леонида Облонского. После этих покушений данный вид оружия окончательно прописался в российской криминальной среде и перестал быть “чужаком” у киллеров. Потом он стал весьма редко появляться в криминальных сводках в графе: “заказные убийства”, а в 2006 году автомат снова громко завил о себе. В Москве в ресторане “Желтая субмарина” киллеры одной преступной группировки расстреляли трех человек другой конкурирующей группировки. После бойни бандиты бросили на месте преступления пистолет Макарова и три(!) новеньких автомата “Агран”. Выбросили без всякого сожаления, словно одноразовые зажигалки.

Аналитики подметили одну интересную тенденцию, связанную с этим видом оружия. Оказалось, что этот пистолет-пулемет любят использовать кавказские ОПГ. Объясняется это тем, что в свое время для вооружения сторон в “горячих точках” сепаратистами закупалось не только российское, но и иностранное оружие. Какая-то часть его попадала в местную криминальную среду. В результате, нередко на вооружении, например, чеченской или ингушской бригады не было даже привычного “калаша”, а на разборку или на заказ брали заморский “Агран”.

Участь спецназовских “малышей” разделили автоматы и пистолет-пулеметы других стран. Например, “Узи” (Израиль), “Беретта” (Италия), “Калашников”, “Клин”, “Каштан”, “Кипарис” (СССР), “Ингрэм” (США), “Хекклер и Кох” (Германия) и др. Изобретенные и предназначенные для воинских частей и спецподразделений, они успешно прижились у современных киллеров. Это оружие предназначено для скрытого ношения, оно занимает мало места. Допустим под курткой, плащом, пальто. Можно носить в чемоданчике или дипломате. Стреляет быстро и не надо часто перезаряжать, что очень удобно для киллеров.

Полюбилось российским киллерам и снайперская винтовка Драгунова (СВД). Это оружие фигурирует в большинстве заказных убийств с применением “плеток” (т.е. снайперских винтовок (уголовный жаргон)). СВД была принята на вооружение Советской Армии в конце 60-х годов и вскоре появилась в странах коммунистического блока. Также она выпускалась по лицензии в Китае, Румынии, Иране. Винтовка зарекомендовала себя с лучшей стороны своей надежностью и точностью.

Винтовка рассчитана под патрон 7,62 мм., мощный патрон, восходящий еще к 90-м годам XIX столетия и, подобно большинству винтовочных патронов того времени, сохраняющий убойную силу далеко за 1000 метров. В магазин СВД входит 10 патронов! Для киллера это целое состояние, ведь порой ему достаточно всего одной, но точно попавшей в цель пули. А если промазал – не беда! Еще 9 зарядов в запасе! Со второго или с третьего выстрела уж точно настигнет клиента, если конечно не косоглазый или безнадежно близорукий.

В двадцатое столетие появляются и автоматические пистолеты с аж 20-ю патронами в магазине, типа “Глок”, “Беретта”, “Зиг-Зауэр”, “Кольт”.

Русские вообще изобретают самый мощный пистолет в мире! Он называется “Гюрза”, или СПС (Самозарядный пистолет Сердюкова). Помните сцену в “Бригаде”, когда опер Каверин приходит в гости к одному знакомому киллеру. Так вот этот убийца и демонстрирует зрителям хваленую “Гюрзу”. Киллер стреляет в мишень “по-македонски” – с двух рук и из двух различных пистолетов – “Гюрзы” и “Стечкина” (АПС) и затем поясняет профану Володе, что из “Стечкина” он бьет по нервам, отвлекает, а из “Гюрзы” поражает цель. По поражающему действию бронебойная пуля “ядовитого” пистолета превосходит все мировые аналоги. Она поражает на расстоянии 100 метров бронежилет 3-го класса или стальную каску. Пистолет идеально сбалансирован и точен. Мощный патрон и магазин большой емкости аж на 18 патронов обеспечивает высокую надежность и эффективность стрельбы.

А недавно российские оружейные конструкторы изобрели еще круче пистолет чем “Гюрза”. Он называется “Пернач”.

В двадцатом столетии появляются и приспособления и для бесшумной стрельбы – глушители, пламегасители, специальные бесшумные патроны, что тоже на руку убийцам. Приборы для обнаружения и поражения жертвы в темноте или ночью – прицелы с инфракрасными лучами, приборы, бинокли, дальномеры. А для миллиметровой точности – прицел с лазерным прицелом. Не надо целиться, навел красное пятнышко на клиента и стреляй! Гарантия стопроцентного попадания в нужную точку!

Итак, оружие совершенствуется – совершенствуется в своем мастерстве и киллеры. Они убивают своих жертв, но делают это не по своей воле, а по воле заказчика. В каждом покушении и убийстве есть своя подоплека или подводное течение, которое порой не видно вооруженным взглядом. В любом убийстве всегда таился, таится, и будет таиться какой-нибудь мотив. Исполнение заказа – это верхушка айсберга, а мотив – его основание. Это аксиома. Немотивированное убийство – это следствие психического или невротического заболевания человека. Такие люди не отдают себе отчета, когда убивают, они убивают просто так в порыве безумной ярости, гневе, агрессии, при буйном помешательстве или находясь в сумеречном состоянии. Замкнуло в мозгу – вот и хватается псих за нож! Летит вперед, режет всех подряд, кромсает. Или берет ружье и палит по прохожим. К таким людям относятся маньяки, психопаты, законченные алкоголики и наркоманы. Яркий пример немотивированного убийства, причем массового, это случай произошедший в 1999 году в чинной и благопристойной Швейцарии. Здесь психически неуравновешенный мужчина напал на здание парламента швейцарского кантона Цуг. Преступник, вооруженный огнестрельным оружием, ворвался в зал заседаний и открыл стрельбу по парламентариям. Затем он бросил в зал несколько гранат. По данным полиции, погибли 14 человек, ранения получили несколько десятков.

Сначала мотивы древнего человека были весьма просты – устранить клиента за шкуру мамонта, за сухую большую пещеру, за еду, за огонь, за каменный наконечник, за самую привлекательную женщину племени. Потом началось расслоение среди древних людей – появились зажиточные соплеменники, богатые вожди, влиятельные старейшины, авторитетные и обеспеченные жрецы. Появились накопления, власть. Цена вопроса возросла. Теперь убивали за главенство в племени, за богатство, за спорные территории, за подчинение других племен. Теперь лакомыми объектами для исполнения древних киллеров стали вожди, старейшины и самые авторитетные воины племен, как чужих, так и своих.

И чем дальше в лес (изменение общественно-экономических формаций), тем больше дров (мотивов для убийств) А вместе с этим рост заказных убийств, увеличение числа киллеров и рост киллерского мастерства.

Но обо всем по порядку.

МИФЫ, СКАЗКИ, РОМАНЫ, ФИЛЬМЫ

Первое упоминание о киллере мы находим в мифологии Древней Греции. Прославленный греческий герой Геракл, сын бога Зевса и простой женщины Алкмены служит у царя Микен Еврисфея и время от времени исполняет его деликатные поручения. Типа, там кого-нибудь замочить, или какого-нибудь изрубить или задушить. Список жертв наемного убийцы обширный: царь Диомед, амазонки, кентавры, огромный вепрь, немейский лев, лернейская гидра, стимфалийские птицы и многие др. Гидру герой убивает стрелами, смоченными ядом. Сам Геракл был заказан своей женой – Деянирой. Орудие убийства – отравленный хитон, а мотив преступления – ревность. Это, кстати, было не первое покушение на Геракла. Его хотели убить еще в младенчестве с помощью ядовитых змей, но затея благополучно провалилась: малыш не растерялся и передушил мерзких тварей.

Колхидская царевна Медея тоже убивает своего неверного мужа Ясона с помощью отравленной одежды. Мотив все тот же – равность. Медею можно понять. Ведь ради Ясона она пошла против своего отца и помогла греческому герою украсть Золотое руно.

Следующее упоминание о ликвидаторе можно обнаружить в поэме знаменитого древнегреческого литератора Гомера “Илиада”. Итак, 1250 год до нашей эры. Знаменитая Троянская война. Сын троянского царя Приама – Парис – из засады исполняет лучшего бойца греков грозного и непобедимого Ахилла. Ахилл положил на поле боя немало троянцев и сильнейшего их воина Гектора, брата Париса. Орудием убийства в этом случае являлся превосходно изготовленный лук и отравленная стрела. Лук применялся при ликвидации как дальнобойное оружие: Парис прекрасно осознавал, что в ближнем бою ему не исполнить искусного грека. Через несколько тысячелетий это оружие заменит снайперская винтовка.

Если брать русские народные сказки, то киллером в них выступает Иванушка-дурачок или богатыри. Обыкновенно они служит у царя, причем коварного и алчного и, а царь поручает им разного рода кровавые ребусы: то отрубить головы Змей Горынычу, то порубить поганых татар, то сжечь Бабу-ягу, то прикончить Кощея. Орудия убийства: меч-кладенец, лук со стрелами, секира, лопата и горящая топка, голые руки – ведь руками Иван ломает конец иголки, и тем самым умерщвляет Кощея.

А если замахнуться нам на брата нашего Вильяма, то есть Шекспира?.. Неувядаемая пьеса “Гамлет”. Там киллер Лаэрт исполняет принца Датского, Гамлета, мечом, смазанным ядом.

А как не вспомнить известную комедию Лопе де Вега “Собака на сене”. Там несчастливые соперники Теодоро в борьбе за сердце божественной Дианы де Бельфлор – маркиз Рикардо и граф Федерико, обуреваемые дикой ревностью ищут на улицах Неаполя наемных убийц, чтобы заказать секретаря графини. И вот о чем они говорят:

Федерико

Он должен умереть.

Рикардо

Бесспорно. Хоть и узнала она.

Федерико

Как это сделать?

Рикардо

Как? Известно!

Здесь этим многие живут,

Без фальши: золотом берут

И кровью возвращают честно.

Велеть такому молодцу –

Он вам прикончит живо.

Заказчики неожиданно натыкаются на подгулявшего слугу Теодоро – Тристана и еще троих его приятелей. Плут и хитрец Тристан прикидывается киллером по кличке Гектор. Заказчики торжествуют:

Небо слышит нас

И посылает то, что надо.

В великом возбуждении они обступают Тристана.

Рикардо

У вас такой неустрашимый вид

И мужественный взор, что граф и я

Хотели бы узнать, способны ль вы

Зарезать человека.

Плут-слуга соглашается.

Мне нужно имя и задаток.

Заказчики раскошеливаются на 300 эскудо (предоплата – 50 эскудо).

Рикардо

Вы знаете графиню Бельфлор?

Тристан

Да, в этом доме кое с кем я дружен.

Рикардо

Вы можете убить ее слугу?

Тристан

Готов убить всех слуг и всех служанок

И даже лошадей ее кареты.

Вот она кульминация заказухи! Сообщается имя клиента.

Риккардо

Так вот: вы истребите Теодоро.

Итак, заказ сделан, аванс уплачен. Псевдокиллер Гектор якобы соглашается замочить клиента, но в результате не только не исполняет деликатную работу, а еще и надувает глуповатых дворян, выудив из тех в последствии изрядную кучу денег (маркиз Рикардо доплачивает поверх оговоренной суммы ее 1000 эскудо и золотую цепь, теперь уже – за внезапно ставшего, не без помощи все того же Тристана, графа Теодоро).

А потом уже сама графиня Диана Бельфлор, желая сохранить тайну внезапного величия любимого секретаря, хочет устранить Тристана, но Теодоро встает грудью за своего слугу, так много сделавшего для него. (В отечественном фильме “Собака на сене” режиссера Яна Фрида убрана эта циничная сцена. Дабы не разрушать положительный образ графини).

Вот вам и комедия, дорогой читатель. По большому счету она более похожа своими убийственными, нешуточными страстями на криминальную историю, чем на комическую пьесу.

А всеми любимый в детстве роман Александра Дюма “Три мушкетера”? В наше время издатели бы присвоили этому произведению ярлык криминальный роман, а не приключенческий или исторический. Ведь там полно киллеров, заказчиков, политических убийств, море крови и разборок. Самая крутая заказчица и убийца в романе – миледи. Она же – леди Винтер, баронесса Шарлота Бакстер, графиня де ля Фер и прочая и прочая, всех имен и не упомнишь. Авантюристка, шпионка, киллер. По заказу кардинала Ришелье она организует ликвидацию герцога Бекингемского. Чтобы досадить своему злейшему врагу – д’Артаньяну, с помощью яда устраняет его возлюбленную – Констанцию, камеристку королевы. Затем хочет и его отравить, но не получается. Тогда она подсылает к нему двух киллеров. Но снова неудачно – мушкетер остается жив. Чтобы обезопасить себя от дальнейших покушений со стороны миледи д’ Артаньян с помощью друзей ловит ее и приговаривают к казни, то есть устраивают самосуд. Палач из Лилля за символическую плату (символическую, потому что она и ему досадила: погубила его брата) отсекает голову миледи мечом. Мораль: сама напросилась!

Но оставим нашего великого французского сочинителя и перейдем к не менее эпохальному писателю, теперь американскому, Марку Пьюзо и к его нетленному роману “Крестный отец” – криминальной библии для многих современных преступных авторитетов и мафиози во всем мире. Фразы героев такие как: “Я сделал ему предложения, от которого он не смог отказаться”, или “Мистер Корлеоне слишком щепетилен: он никогда не попросить об одолжении того, кто однажды ему отказал” или “Это был всего лишь бизнес” стали крылатыми. Там герои – целый клан убийц Корлеоне. Самый главный из них – это крестный отец дон Вито Корлеоне.

Сюжет романа начинает раскручиваться с такой “постановы”. На одном из мафиозных сходняков дону предлагают вступить в долю по продаже наркотиков. Но Крестный против проникновения “отравы” в Нью-Йорк. Тогда его заказывают. ( Вам это ничего не напоминает? Правильно, вы угадали, это одна из сюжетных линий сериала “Бригада”. Там тоже одни влиятельные люди предлагают Саше Белому заняться наркобизнесом, и авторитет, так же как и дон, никак не хочет подписываться под это дело, он за – чистый криминал: зачем медленно сживать со свету человека, если гуманнее всего его просто замочить!) На Корлеоне покушаются двое киллеров, но, несмотря на многочисленные ранения и благодаря молниеносной реакции, он выживает. Младший сын дона – Майкл Корлеоне, учащийся ВУЗа в Нью-Гемпшире, получает свое первое, отнюдь не студенческое задание: ему поручают убрать на “стрелке” работающего на врагов капитана полиции Макклоски и мафиози Солоццо по прозвищу Турок. Орудия убийства – малокалиберный пистолет – прячут в бачке унитаза. “Перетерев пару тем”, Майкл отправляется в туалет пописать. Оттуда он возвращается вооруженным. Майкл блестяще справляется с заданием, одним выстрелом он пронзает Солоццо в висок, а вторым и третьим – поражает шею и макушку копа, затем студент скрывается на Сицилии. Там его пытаются достать наемные убийцы, но вместо Майкла взрывают его красавицу-жену. На других членов семейства Корлеоне также охотятся киллеры. Майкл возвращается в США. И тут убивают старшего сына дона – Санни. Его машину расстреливают из автоматов. Майкл становиться доном и, мстя за брата и отца, заказывает своих коллег из других мафиозных кланов Нью-Йорка – Татталья, Барзини и др., а также предателя-зятя Карло Рицци, предателя-бригадира Тессио и убийцу его первой жены – Фабрицио.

Этот роман прекрасно экранизировал известный американский режиссер Френсис Форд Коппола. Дона Корлеоне сыграл Марлон Брандо, а его сына Майкла – Аль Пачино. Фильм имел бешеный успех у зрителей всего мира и стал по праву классикой мирового кинематографа. Коппола привнес что-то свое, “свеженькое”, в строгий текст романа. У него Майкл Корлеоне сидит в театре и наслаждается искусством в то время, когда безжалостно истребляют конкурентов по криминальному бизнесу (Эту сцену тоже скопировали создатели “Бригады”)

Стоит еще упомянуть и книгу Фридриха Дюрренматта “Ущелье Вверхтормашки”. Там фигурируют двое киллеров работающие на мафиозный синдикат. Одного зовут Джо-Марихуана, а другого Джимми-Большой. Они провозглашены в книге самыми знаменитыми киллерами Североамериканского континента. Оба высокие и худощавые, но если первый пользуется известностью, то второй – дурной славой, первый – моралист, второй – эстет. Джо-Марихуана обязан своим прозвищем манере засовывать в мертвые уста каждой своей жертвы самокрутку с марихуаной, – не потому, что сам курит марихуану, а потому, что хочет дать знать всем, что покойник плохой человек. Кроме того, он прикреплял к груди своих жертв записку, в которой сообщал, на каком основании их прикончил. Однако никогда не указывал истинную причину, известную только синдикату, а называл ту, которой – при его репутации – было достаточно, чтобы брать кого-то в перекрестье нитей оптического прицела: изменял жене, не чтил мать, атеист, скупердяй, педераст, коммунист и т. д. Из-за этого журнал “Тайм”, объявивший Джо-Марихуану человеком года, написал, что тот по своим моральным принципам, в сущности, мог бы пристрелить всех, живущих в Соединенных Штатах.

В противоположность Джо Большой Джимми не популярен, более того, полиция долгое время сомневается, что такой вообще существует, считая, что речь идет о нескольких преступниках. Для Джимми жертвы безразличны, его интересует только сложность задачи. Его жертв находят в запертых изнутри кабинках общественных туалетов, в охраняемых полицией больничных палатах, якобы спящими в салонах первого класса самолетов или же сникшими в своих креслах сената или конгресса. Исполнив свою задачу, он укрывался в каком-нибудь борделе и сидел там часто неделями, время от времени отпуская какое-нибудь замечание или проговариваясь во сне, так что полиция мало-помалу утвердилась во мнении, что Большой Джимми действительно существует.

Помимо эпохальных произведений о наемных убийцах в настоящее время выпускаются и дешевое криминальное чтиво, посвященное ликвидаторам. Оно просто наводнили наши прилавки и развалы. “Братство киллеров”, “Поцелуй киллера”, “Ошибка киллера” и т.д. и т.п. – вот неполный перечень книжек типа pocket-book заполнившие книжные магазины и лотки. Правда есть и интересные книги о реально существовавших киллерах. Например, трилогия адвоката и писателя Карышева об убийце N 1 Александре Солонике и книга о лидере ореховских бандитов – Сильвестре.

В последнее время снимают много фильмов про киллеров, как и у нас, так и за рубежом. Например, многим зрителям известны такие супербоевики как: “Профессионал” (в главной роли Жан-Поль Бельмондо), “Девять ярдов”, “Шакал” (Брюс Виллис), “Никита”, “Леон” (Жан Рено), “Честь семьи Прицца” (Джек Николсон). Недавно на экраны России вышел американский боевик “Мистер и миссис Смит” (в главных ролях Брэд Питт и Анджелина Джоли), где рассказывается о семейной паре киллеров. Мистер и миссис Смит работают на конкурирующие фирмы, и каждый скрывают от своей милейшей половины истинную свою профессию до тех пор, пока их не заказывают друг другу. И тогда они объединяются против своих работодателей…

А как обойти вниманием легендарного актера и мастера айкидо Стивена Сигала. В многочисленных своих фильмах “Нико” – I, II, III, и т.д. он волею обстоятельств или из чувства мести, а иногда и по правительственному найму – разницы никакой – всегда становится непревзойденным киллером. В этих боевиках Сигал – просто киллерский смерч, торнадо или цунами, эдакая совершенная машина для убийств! На своем пути его герои безжалостно и с особой жестокостью мочат, валят, уничтожают, крушат различных отморозков и беспредельщиков всеми доступными средствами и всеми видами оружия. Одного он убивает обломком кия, втыкая со всей силы в горло, другого – с помощью голой руки, третьего – обезглавливает мечом, четвертого мочит ножом, пятого – обломанной ножкой от хрустального бокала, а шестого – штопором для бутылок. А также, для поражения живой силы противника, он использует самодельную взрывчатку, помповые ружья с убойным калибром, пистолеты и стрелковое оружие различных модификаций, кредитки со встроенным лезвием, бильярдные шары, завернутые в платок, мясницкие тесаки, сковородки и прочую кухонную утварь. Жестокими приемами ломает неприятелям руки, ноги, ребра, шеи, позвоночники, челюсти… Душит их, калечит… А так он добрый, пушистый, мягкий. Просто рубаха-парень!

В ходе нашего обзора не стоит забыть и про шедевры мирового кино, снятые известным штатовским режиссером и актером Квентином Тарантино – “Криминальное чтиво” и “Убить Билла”, часть I, часть II. (В главных ролях – Брюс Виллис, Ума Турман, Джон Траволта, Самуэль Джексон). В “Криминальном чтиве” с иронией и симпатией показаны двое жестоких ликвидаторов мафиози Уоллеса – Винсент и Джуэл. Негр Джуэл любит пофилософствовать, поразглагольствовать, подискутировать процитировать Библию (Езекиль 25:17), но, тем не менее, делает свою работу БЛЕСТЯЩЕ – убивает сразу четверых парней по заказу босса. Правда, делает это вполне буднично, деловито и без эмоций. В конце фильма он раскаивается в своих грехах и бросает свою грязную работу. Бледнолицый Винсент вызывает еще большую симпатию у зрителей, чем покаявшийся напарник. Он пригож собой, превосходно танцует твист, интеллектуален, хороший, обаятельный собеседник, не зануда, преданный Уоллесу человек (устоял против чар красавицы-жены босса!). Правда, все же немного нехороший. Курит травку, ширяется наркотиками, отправляет на тот свет людей – но все же он милый! Душка! Правда не везет танцору Винсету (в отличие от праведника Джуэла) – его в конце фильма убивают, причем из его же оружия.

А в фильме “Убить Билла” главный герой женщина-киллер (играет Ума Турман). Типа Фаина Каплан наших дней. Она работает в спецотряде женщин-убийц, но затем по каким-то невыясненным причинам (предала, изменила, солгала, вышла из рядов киллерского профсоюза) ее ликвидируют свои же подельницы по приказу ее бывшего босса, учителя и по совместительству любовника Билли. Ликвидируют отступницу во время репетиции свадебного торжества(!) – вот, сволочи! И в таком священном месте как церковь(!) – безбожники! Убивают беременную(!) – полные отморозки! А валят вместе с будущим мужем, священниками и гостями – крошат безоружных людей из автоматов(!) как капусту. Полнейшие твари! Но вопреки смерти отступница выживает и не только выживает, но и начинает мстить. Причем делает это беспощадно, жестоко и хладнокровно.

Одну свою бывшую подругу – негритянку – она пригвождает к кухонному шкафу метко брошенным ножом. Другую – японку – рубит самурайским мечом, а заодно с ней и полусотню охранников. Потом для героини наступают тяжелые времена. Ее заживо заколачивают в гроб враги и закапывают на кладбище, но она благодаря древней китайской технике “цигун” освобождается от пут, пробивает кулаком доски и выбирается на свободу. Ну, держись, теперь подонки! Обуреваемая дикой яростью киллерша нападает на третью свою подругу – одноглазую. Противники бьются на самурайских мечах. В пылу борьбы мстительница вырывает у соперницы ее единственный глаз и на правах победителя размазывает ногой по полу. И на закуску – битва с коварным Биллом. Мстительница наносит Биллу пять едва уловимых глазу ударов (“техника пяти прикосновений”) и в результате сердце злодея разрывается изнутри на части, наступает летальный исход. Итак, подонки наказаны, героиня жива, справедливость восторжествовала. Вот такой лихой сюжетец.

Что касается наших лент, посвященных наемным убийцам, из них можно выделить несколько. Например, “Шизофрения”, где в главной роли снимался замечательный актер Александр Абдулов, или “Брат”-1 с замечательным молодым актером Сергеем Бодровым и др.

В “Шизофрении” герой Абдулова, немой, но меткий зек, работает на наши спецслужбы и отстреливает разных там авторитетных предпринимателей и бандитов.

В “Брате” (режиссер Алексей Балабанов) главный герой – демобилизовавшийся из армии молодой парень по имени Данила Багров приезжает в Петербург к своему старшему брату, наемному убийце по кличке Татарин. Данила уверяет всех (и брата в том числе), что “служил при штабе писарем”. Тем не менее, писарчук становиться отменным киллером и по заданию брата лихо валить известного кавказского авторитета по кличке Чечен, а также кучу других влиятельных бандитов, их шестерок и конкурирующих киллеров. По тому, как лихо Багров справляется с заказами и творчески подходит к их выполнению, можно судить о том, что герой явно служил не писарем в армии, а был вполне квалифицированным ликвидатором, и участвовал в Чеченской войне (выясняется и этот факт по ходу картины). Данила убивает своих жертв хладнокровно и под бодрую музыку лидера “Наутилус” Вячеслава Бутусова.

Можно еще упомянуть фильм режиссера Егора Кончаловского “Антикиллер”, снятого по одноименному роману мастера детективного жанра Д.Корецкого, где герой оперуполномоченный УГРО Корнев по прозвищу Лис (играет Гоша Куценко), ликвидируя по ходу ленты убийц и беспредельщиков, сам становиться киллером, вернее антикиллером – убийцей убийц. Или ставшую популярную в народе 15-ти серийную “Бригаду” (режиссер Сидоров, в главной роли – С. Безруков). Там куча заказных убийств и куча киллеров.

А также ленту “Мусорщик” (в главной роли А. Гуськов) Там сексапильная блондинка-киллерша приезжает в незнакомый город, чтобы вычислить и исполнить легшего на дно знаменитого киллера. Тот работает простым дворником (прикидывается) и не о чем не подозревает. Красотка вычисляет клиента, входит к нему в доверие и … влюбляется, как и тот в нее. Но заказ должен быть исполнен во что бы то ни стало и профессиональные чувства берут верх. Блондинка пытается действовать. Но не тут-то было. Хитрый мусорщик опережает российскую Никиту, и та погибает.

Печальный финал…

Совсем недавно (в 2004 году) киноконцерн “Мосфильм” выпустил на широкие экраны фильм “Всадник по имени смерть”, снятой по мотивам автобиографической повести известного эсера-террориста Б. Савинкова “Конь бледный”. В фильме герой по имени Жорж является руководителем боевой организации эсеров. Он – прирожденный киллер и его профессия – убивать людей. Его ничего не интересует в этом мире, ни любовь, ни деньги, ни друзья – только смерть другого человека. Даже гибель товарищей его не пугает и не останавливает на пути к цели – он ликвидирует Великого князя (по книге – губернатора) в Большом театре выстрелом из револьвера. С помощью пистолета Жорж решает и свои личные проблемы. Чтобы удержать подле себя понравившуюся женщину по имени Елена он убивает ее мужа, драгунского офицера.

Жутко становится зрителю от спокойного цинизма профессионала террориста Жоржа. Он так думает о любящей его Эрне, которая готовит бомбы рискует жизнью при возможном случайном взрыве: “Один мой товарищ уже погиб на такой работе.

В комнате нашли его труп. Вернее, клочки от его трупа: разбрызганный мозг, окровавленную грудь, разорванные ноги и руки. Навалили все эти ошметки на телегу и повезли в жандармский участок. Эрна рискует тем же. Ну, а если ее в самом деле взорвет? Если вместо льняных волос и голубых удивленных глаз будет красное мясо? После этого невольно ожидаешь выражение какого-то чувства, хотя бы сожаления. Но Жорж хладнокровно продолжает: “Тогда Ваня приготовит снаряды”.

Так же холодно и цинично Жорж думает об убийстве вообще: “Я захотел и убил. Кто судья? Кто осудит меня? Кто оправдает? Мне смешны мои судьи, смешны их строгие приговоры. Кто придет ко мне и с верою скажет: убить нельзя, не убий. Кто осмелится бросить камень? Нет грани, нету различия. Почему для террора убить – хорошо, для отечества – нужно, а для себя – невозможно? Кто мне ответит?” Жорж ни во что не верит. Его ведет только его собственное “я хочу!”

Вместе с Жоржем его спецгруппа – боевики Ваня, Генрих, Федор и специалистка по взрывному делу Эрна. Каждый из них идет на убийство людей по различным причинам, но все они орудия в руках Жоржа. Он спокойно ведет их к гибели во имя “я хочу!”

(Продолжение следует)

Олег Мазурин

You may also like...