ЕВРОПА НЕ СОБИРАЕТСЯ ДАВИТЬСЯ УКРАИНОЙ
“Нет кандидатуры Украины на вступление в ЕС. Европейская комиссия подтверждает неизменность своей политики в отношении Украины – ею остается политика соседства”, – говорит пресс-секретарь ЕК Франсуаза Ле Бей. По ее словам, Еврокомиссия еще даже не решила, является Украина европейской страной или нет. Председатель Комиссии Жозе Баррозу уточнил: “Перспективы новых присоединений к Союзу нет, за исключением тех, о которых Европейский Совет недавно уже принял решения”. В том же духе высказались Париж и Берлин.С чего это вдруг Европа вылила такой холодный душ на горячие “оранжевые” головы, которые так пылко поддерживала в их “европейском выборе”? Причин может быть много, но главная, с точки зрения европейцев – та, что Евросоюз сейчас просто не сможет выдержать присоединение Украины. Председатель внешнеполитического комитета Европейского парламента Элмар Брок говорит предельно откровенно: “Приняв Украину, мы подавимся”. Несколько более дипломатично выразилась член Еврокомиссии, ответственная за вопросы внешней политики, Бенита Ферреро-Вальднер: ЕС “должен задуматься по поводу своих возможностей продолжать прием”, а принятие Украины будет “контрпродуктивно”. По мнению многих экспертов и политиков, ЕС уже и так перегружен: не успев еще внутренне “переварить” вступление десяти не слишком развитых стран Центральной и Восточной Европы, а также заключив соглашения о вступлении с Румынией и Болгарией (намеченное на 2007 г.), Евросоюз недавно принял решение начать переговоры на эту тему с Турцией… Какая уж тут Украина! Поэтому даже на инаугурации нового украинского президента Евросоюз устами высокого своего представителя по вопросам внешней политики Хавьера Соланы изо всех сил советовал Ющенко “не ставить сейчас” вопрос о вступлении.
А может быть, перспектива вступления Украины в ЕС вообще блеф? Приманка, дабы отвратить ее от ненавистной России? Некоторые обозреватели полагают, что дело обстоит именно так. Тогда это вторая возможная причина европейского отказа. Присоединение Украины – “это, если разобраться, ходатайство, которым никто в Союзе, за исключением Польши и стран Балтии, не хотел бы заниматься ни сегодня, ни в будущем”, – утверждает немецкая газета Frankfurter Rundschau. Тот же Солана, кстати, предложил новому президенту Украины “не делать сегодня ошибок”, то есть, образно говоря, не лезть в бутылку, именуемую единой Европой, а спокойно посвятить себя “решению насущных задач” внутри страны. Фактически ничего нового Ющенко, как президент Украины, не услышал: его предшественник довольствовался примерно такими же увещеваниями и советами, хотя никакой “проевропейской” революции не совершал. Обидно. Но тут перед нами всплыла и третья, вполне формальная причина для отказа: неготовность Украины к вступлению. В ЕС разработаны вполне конкретные требования (“копенгагенские критерии”), только удовлетворяя которым европейская страна может претендовать на членство в Евросоюзе. Так вот, Украина им не удовлетворяет ни в политическом, ни в экономическом плане.
И поэтому весьма символичным стало то, что главный визит из европейского турне новоизбранного Ющенко – в Брюссель – был отменен. Из-за катастрофически плохой погоды в европейской столице. Особенно неблагоприятной она оказалась для Украины…
Однако погода погодой, а с Украиной надо что-то делать – это в ЕС понимают. Но что именно? Допустить к переговорам о вступлении вместе с Турцией – смерти подобно (в результате их совместного вступления население ЕС увеличится более чем на четверть, а совокупный ВВП Союза – всего на несколько процентов). Оставить в прежнем положении, т.е. продолжать “динамить” – некрасиво получится, да и она, чего доброго, опять к России потянется. А тут еще Европарламент ситуацию обострил: заявил о “ясной европейской перспективе” Украины и о том, что вопрос о вступлении скоро может быть поставлен на повестку дня… Ясное дело, погорячились парламентарии. Или вот польский президент Квасьневский – тот вообще требует от Брюсселя назначить точную дату начала переговоров о вступлении. С ним тоже все ясно: Польша спит и видит Украину (которую считает своей младшей сестрой) в Евросоюзе. Вот бы они тогда показали вдвоем всем этим высокомерным западным европейцам! А на самом деле, через их дуэт гораздо большее влияние на Европу стали бы оказывать США… И в итоге Брюссель теперь ломает голову, как выйти из всей этой неловкой и даже небезопасной ситуации. А заодно пытается (в который уже раз!) определить географические границы Европы. То есть, понять, докуда можно расширять ЕС без риска превратить его в какой-нибудь ЕААС (Европейско-азиатско-африканский союз), который тут же развалится от внутренних противоречий и диспропорций.
Границы Европы расширяются, но похоже, что Украина находится все-таки вне этих границ. Зато у ЕС есть свое подобие нашего “ближнего зарубежья” – т.н. “новые соседи” Союза. К таковым относятся оставшиеся “неохваченными” страны Восточной и Южной Европы, некоторые государства Северной Африки и Ближнего Востока. Туда же записали и Украину, и в принципе, были довольны таким решением проблемы. Одна беда: “новым соседом” Украина стала еще при Кучме. Теперь же, по идее, страну победившей оранжевой демократии необходимо поднять на более высокий уровень отношений… Нет, не подняли. В последний день января главы МИД 25 стран-членов Евросоюза одобрили проект Плана действий ЕС по активизации сотрудничества с Украиной. Его еще предстоит согласовать с самой Украиной, однако уже ясно, что прорыва в отношениях этот документ не сулит. Ни о какой перспективе вступления в Союз речи не идет: план разработан в рамках все той же политики “нового соседства” ЕС, причем, нынешняя его редакция практически не содержит отрадных для Киева новшеств по сравнению с прежней, разработанной “под Кучму”.
Конечно, в Киеве недовольны такими “европейскими перспективами”. Но делать нечего: музыку европейско-украинских отношений отныне заказывает Брюссель. Это раньше, при Кучме, Самостийная могла шантажировать ЕС своими поворотами к России – ведь там ей были рады всегда. Теперь же у власти в Киеве – “западники”, и отношения с Москвой у них известно какие… А значит, судьба Украины полностью находится в руках Брюсселя, да еще Вашингтона. Любые задержки на пути ее интеграции в экономическую, политическую и военную структуру Запада отныне будут обусловлены не ее собственными сомнениями и колебаниями, а исключительно волей “принимающей стороны”. Сидеть на двух стульях больше не получится – придется отдаться на милость победителя. А Запад вчистую выиграл битву за Украину. Однако победитель почему-то не спешит воспользоваться плодами своей победы. Почему? Да просто Украина как таковая не особенно-то ему и нужна – проблем с нею много. Лишь бы она не была с Россией – и пусть живет… Теперь еще, возможно, мы станем свидетелями борьбы за Украину между ЕС и США. Вашингтон будет стремиться максимально сблизить ее с Польшей, своим верным союзником и “засланным казачком” в ЕС. А европейцы, естественно, постараются не допустить того, чтобы на них давили посредством всяких там “новичков”. Поэтому не они, а американцы – парадокс! – будут ратовать за скорейшее вступление Украины в ЕС.
Впрочем, возможно, евробюрократы скоро найдут какое-то “псевдосоломоново” решение украинского вопроса: им нужно приблизить Киев, но не настолько, чтобы он стал требовать членства в Союзе. Вообще же, в объединенной Европе так повелось: если какой-то злободневный вопрос не решается ко всеобщему миру и удовольствию, то его начинают “обтекать”, используя резиновую интеграционную терминологию – в духе нашего “расширить и углубить”. В этом смысле тезис о “европейских перспективах” Украины – замечательная находка. Речь, вроде бы как, идет о вступлении в Европу, но – в перспективе. А в какой – не важно, это другой вопрос. Хорошо также понятие “Европейское экономическое пространство”, изобретенное в свое время Жаком Делором, знаменитым “интегратором”, возглавлявшим Еврокомиссию. Это “пространство” – абсолютно бесформенное образование, этакая безразмерная тара, в которую предполагалось запихать все страны, имеющие близкие отношения с ЕС, но не могущие или не хотящие быть его членами. Украину можно было бы обласкать и даже слегка приблизить, не выходя за границы этого “пространства”, например, облегчив визовый режим, предоставив статус страны с рыночной экономикой и даже начав переговоры о создании с ней зоны свободной торговли. Одним словом, побольше приманок. На что, собственно, и сориентирован новый “План действий”.
Кстати, если вести дело к созданию зоны свободной торговли с Украиной, то Евросоюз убил бы сразу и второго зайца – ЕЭП, которое еще недавно было готово сманить к себе Украину, но теперь, без ее участия, очевидно, потеряет смысл своего существования. И что характерно: у партнеров Украины по ЕЭП и СНГ никто ничего теперь не спросит – хотя европейские политики и уверяют, что будут учитывать интересы России.
Есть, правда, один неблагоприятный фактор, который пока придется учитывать геополитическим победителям: это исторически сложившиеся связи и симпатии народа. На майдане Незалежности митинговала далеко не вся Украина, и тем более далеко не всем ее гражданам, вышедшим бороться с прежней властью, был настолько близок и симпатичен Запад, чтобы ради него порвать с Россией. Просто Кучма достал всех, а Россия, на свою беду, сделала ставку на его преемника. Вот и случился на Украине “европейский выбор”. Однако его последовательность – под вопросом. По мнению директора киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, украинцы, как и все в этом мире, стремятся жить лучше – а значит, не против жить в Европе. Но в то же время он утверждает, что “когда люди начинают вникать в суть дела и понимать, что членство в ЕС предполагает полноценную границу между Украиной и Россией, границу с визами и таможнями, то количество желающих оказаться внутри ЕС резко уменьшается… То есть, отсутствие границы Украины с Россией для них более важно, чем членство в ЕС”.
Впрочем, эксперты полагают, что симпатии и исторические связи украинцев – фактор не критичный. Это вопрос времени: еще лет десять самостийности и незалежности при активной прозападной обработке – и симпатии эти изменятся. Даже на востоке страны. Лет 10-20: именно такой срок дают Украине и европейские эксперты – для полной адаптации и переориентации в пространстве. К тому времени Евросоюз окончательно “адаптирует” Центральную и Восточную Европу, начнет “переваривать” Турцию, и можно будет приступать к Украине. Конечно, и в эти переходные годы Запад не оставит Самостийную в покое: будет проводиться политика дальнейшего отчуждения ее от России. Это значит, что между двумя странами будут возникать новые конфликтные ситуации и политические скандалы, усиливаться непонимание, укрепляться граница. Продолжится вытеснение с Украины (хотя и в очень деликатных формах) русского языка, культурного влияния России и православия, зато в массовое сознание будет внедряться идея “европейской идентичности” и культурной близости украинского народа к католико-протестантской Европе. Только после длительного периода такой “евротерапии” Украина будет готова к вступлению в ЕС.
Андрей Миловзоров Утренняя газета
Tweet