«Это стало последней каплей». Как житель села Заудье получил три уголовных дела, добиваясь ремонта дороги
В конце декабря житель села Заудье в Харьковской области Эрванд Алексанян – Алик, как зовут его соседи и он сам, поджег двери облгосадминистрации. Так он хотел привлечь внимание к проблеме в своем селе: техника компании, которая добывает газ в Заудье, разбила дорогу, а местные власти бездействуют. В издании «Ґрати» разбирались в «дорожном деле» небольшого села под Харьковом.
Село Заудье — в 30 километрах от Харькова. Здесь нет амбулатории, школы и даже продуктового магазина. В селе живет не больше ста человек. Сюда не доезжает автобус. Он останавливается в соседнем селе Терновая, откуда нужно идти пешком еще два километра.
«Маршрутка из Харькова и школьный автобус отказываются заезжать сюда из-за плохой дороги. А зимой, когда грязь на дороге замерзает, в село не могут заехать ни полиция, ни скорая», — объясняет Ольга Солонецкая. Вместе с мужем Эрвандом Алексаняном она переехала в Заудье из Харькова совсем недавно, в ноябре прошлого года.
Эрванд работает таксистом в Харькове, Ольга занимается детьми. В семье их трое: младший — пятилетний Артур — болеет астмой. «Здесь низменность, влажный воздух — то, что нужно Артуру», — говорит Ольга.
Заудье расположено на правом берегу реки Уды. Единственный способ попасть в село — старый бетонный мост, но дорога через мост уже много лет в разбитом состоянии.
Через Заудье регулярно ездят машины буровой компании «Укрбурсервис», которая занимается добычей газа. Село стоит на Денисовском газоконденсатном месторождении, которое начали разрабатывать еще десять лет назад компании, связанные с нынешним министром МВД Арсеном Аваковым.
Несмотря на то, что в Заудье добывают газ, само село не газифицировано. А единственную дорогу разбивают Уралы и бульдозеры, груженые буровыми установками.
Местные жители около десяти лет жаловались на это местной власти. Но в поселковом совете каждый раз отвечали, что денег на ремонт дороги нет. Тогда заудчане попытались уговорить газодобывающую компаниею проложить себе отдельную дорогу, и до недавнего времени все их просьбы игнорировали.
«Это стало последней каплей»
16 декабря около 20 жителей Заудья решили протестовать.
Вместо разговоров, они перекрыли дорогу и потребовали, чтобы машины газодобывающей компании перестали по ней ездить. Через несколько часов к ним приехал представитель «Укрбурсервиса» и пообещал, что на следующий день рабочие засыпят дорогу щебенкой и расчистят ее грейдером.
«На самом деле привезли не щебенку, а строительный мусор — битый кирпич, куски стен с арматурой, и просто высыпали его», — рассказывает Ольга Солонецкая.
Когда Алексанян попытался проехать по этой «отремонтированной» дороге, то застрял. Тогда он вызвал полицию и оформил ДТП.
Тем временем машины, груженные буровыми установками, продолжали ездить.
Через неделю жители Заудья решились на второй протест. Эрванд перекрыл дорогу своей машиной. Но приехала полиция и эвакуировала ее. Акция не принесла никаких результатов.
После неудачных протестов Эрванд сказал Ольге: «Поехали к Зеленскому». И утром 24 декабря они уже ждали в приемной Офиса президента. Через несколько часов заудчанина принял Владимир Зеленский. Президент выслушал его, но сказал, что это не в его компетенции, и отправил назад в Харьков, к главе облгосадминистрации Алексею Кучеру.
Через пару дней Эрванд и Ольга пришли в обладминистрацию.
«Сидим в коридоре, мимо нас чиновники ходят, а я говорю: Алик, посмотри, они все в чистых туфлях, ни у кого нет зимней обуви», — рассказывает Ольга.
Представитель обладминистрации вышел к ним только в конце рабочего дня. Он извинился, сказал, что ему поздно сообщили о посетителях, и пообещал, что завтра их примут. Так они вернулись в Заудье.
Утром 27 декабря раздался телефонный звонок — представитель обладминистрации сообщил Эрванду, что с ним свяжется кто-то из Чугуевского районного совета. Следом позвонил чиновник из Чугуева и сказал, что готов выслушать Эрванда, когда вернется к работе после больничного.
Но Алексанянов это не устроило. Вместе с женой и пятилетним сыном они снова поехали в обладминистрацию и снова просидели там весь день.
Эрванд сказал, что не уйдет, пока его не примут, и семья его поддержала. В конце рабочего дня вышли охранники и сказали: «Наше руководство разрешило вам здесь ночевать».
«Это стало последней каплей», — говорит Ольга. Эрванд отвез жену и сына домой. Он сказал: «Я их сожгу», взял канистру бензина и вернулся в обладминистрацию. Около полуночи облил бензином двери здания и поджег их. После поджога никуда не ушел и остался ждать полицию.
Пожар потушили охранники обладминистрации. Эрванда задержали бойцы Нацгвардии.
«Смотрите, какой фейерверк будет»
На следующий день после инцидента следственная судья Киевского районного суда Харькова Светлана Колесник все-таки не стала арестовывать Алексаняна, а отпустила его под личное обязательство. Эрванду объявили о подозрении в хулиганстве.
Но после заседания, еще в судебном зале, он поссорился со следователем и прокурором, настаивая, чтобы ему вернули его вещи
«Конфисковали у меня автомобиль, куртку, деньги, телефон… Я говорю: как мне домой ехать 30 километров? Дождь на улице, я в одном свитере. А прокурор отвечает: мы тебе подарили свободу», — рассказывает Эрванд.
После этих слов он взял табуретку, прикрыл дверь и сказал, чтобы кто-то вызвал полицию. Никто не отреагировал. Эрванд спустился вниз, сообщил охране, что, если ему не вызовут полицию, он ударит камнем того, кто выйдет из суда. Это подействовал и полицию все-таки вызвали. Алексаняна отвезли в райотдел, а потом домой в Заудье.
На следующий день после суда в Харьковской обладминистрации открестились от Эрванда. Там заявили: «Алексанян ни разу официально не обращался к главе обладминистрации Алексею Кучеру». Тогда 29 декабря Алексаняны вместе с детьми устроили под обладминистрацией пикет.
У дверей здания они поставили две бутылки с лимонадом — с них сорвали этикетки и вставили салфетки, сымитировав «коктейли Молотова». К ним сразу же вышли охранники, затем приехали полицейские и взрывотехники. Эрванда снова отвезли в райотдел, а потом — домой.
30 декабря полицейские приехали к Алексанянам домой и вручили Эрванду подозрение. За поведение в суде мужчине инкриминировали угрозу или насилие в отношении работника правоохранительного органа, подразумевая прокурора, с которым он поссорился. Затем приехал еще один экипаж полиции и отвез его на встречу с заместителем главы обладминистрации Александром Скакуном. По словам Эрванда, чиновник пообещал, что дорогу в Заудье отремонтируют сразу после праздников.
Действительно, 8 января в Заудье появились ремонтные машины и рабочие Харьковского облавтодора. Грейдером почистили грязь, засыпали дорогу асфальтной крошкой и разровняли ее катком. Сделать полноценную асфальтированную дорогу пообещали уже весной.
Тем временем Алексей Кучер, глава Харьковской обладминистрации, раздавал журналистам комментарии. Он утверждал, что Алексанян обратился к нему только после поджога, а администрация приняла его и быстро отреагировала на требования.
«Вся эта история исключительно провокативная», — говорил Кучер.
На утро после окончания ремонта дороги в село снова поехали машины газовой компании. В этот раз жители не стали долго ждать и решительно вышли на протест — дорогу перекрыли.
После словесной перепалки с рабочими Эрванд, который снова был в первых рядах протестующих, опубликовал у себя в фейсбуке видео, где он сидя в своей машине поясняет ситуацию: «Ну, представьте, эти псы сегодня с утра снова, ничего не меняется, точно так же: КамАЗы, краны…».
«Я обещал, что спалю ваши газовые установки? Обещал. Так держите, господа, я сейчас еду и буду палить вас… Вы сомневаетесь? Смотрите, какой фейерверк сейчас будет», — обратился он уже к руководству газодобывающей компании.
Дальше Эрванд позвонил в полицию и заявил, что сожжет машины «Укрбурсервиса».
Его угрозы услышали — приехали полицейские и задержали мужчину. В этот раз ему объявили о подозрении в подготовке к умышленному уничтожению или повреждению чужого имущества путем поджога.
«Пусть не ждут от меня пощады»
17 января перед началом судебного заседания в Киевском районном суде Харькова, где Алексаняну должны избрать меру пресечения, мужчина отвечал на вопросы журналистов.
«Если машины не перестанут ездить и ломать дорогу, я не то чтобы подожгу, я их подорву», — грозился Эрванд.
Поддержать Эрванда приехали его односельчане. Они хотели выступить в суде в качестве свидетелей и заявить о невиновности Алексаняна.
«Алик сделал дорогу! Вот я прошелся сегодня и — посмотрите — чистый! — пенсионер Василий показывал свои ботинки и брюки, на которых действительно нет грязи. — А раньше мы только в резиновых сапогах ходили».
Василий в защиту Эрванда рассказал свою историю с дорогой, когда в декабре ему пришлось вызвать скорую для своей жены: «Грязь позамерзала, одни кочки. Скорая до моста подъехала и стоит. Ну мы и везли бабушку на санках. Тянем, ноги по снегу волокутся… Нас за людей не считают!».
Однако суд слушать односельчан Эрванда отказался.
Прокурор Максим Сагун просил арестовать Алексаняна на два месяца, так как подозреваемый официально не трудоустроен, фигурирует в других уголовных производствах, что «свидетельствует о его антисоциальной настроенности».
«Сейчас, перед началом судебного заседания Алексанян дал СМИ пояснения о том, что в случае его освобождения из-под стражи он будет продолжать доводить свой преступный умысел до конца с целью выполнения его требований, которые он считает законными», — заявил Сагун.
Эрванд не признал вины и отрицал, что он не замышлял повредить чужое имущество.
– Не было ничего такого, — разводил руками Эрванд.
– Но вы же угрозы такие высказывали, — возразила ему судья Валентина Божко.
– Высказывал, — подтвердил Эрванд.
– В этом вам и предъявлено подозрение, — резюмировала судья.
Алексанян с подозрением не согласился.
«Написано, что я на ходу прыгал и останавливал машины, засыпал в бак песок. Я не мог этого делать, я стоял на месте. Они застряли в грязи, которую сами же и сделали», — комментировал он текст подозрения.
«Я сказал, что подпалю, но еще никого не подпалил, — настаивал Алексанян. — Если кто-то хочет лишить моего ребенка жизненно необходимого, пусть не ждет от меня пощады. Однозначно. И этот кто-то — это государственный чиновник, который владеет компанией… Это знаменитый Арсен Аваков. Все эти газовые точки принадлежат ему. Государство уже сделало мне дорогу, я добился уже всякими путями, уже уголовное дело на меня возбудили. Ну, так нельзя! Сделали дорогу, а он через два дня делает то же самое. Это недопустимо!».
Он объяснил, что с середины ноября вызывал полицию три десятка раз.
«Я говорю: вот машины, вот дорога. Фиксируйте, пожалуйста. Фиксируют. И что? За это, оказывается, административное нарушение!», — возмущался в суде Алексанян.
Открытые уголовные производства в отношении Эрванда его защита, которую представляет адвокатка Ирина Плотникова, трактовала как уголовное преследование со стороны органов власти и досудебного расследования. Однако прокурор ответил, что в Украине предусмотрено достаточно правовых процедур, с помощью которых можно отстаивать свои права. «Никому не разрешается защищать свои права путем совершения других правонарушений», — отметил он.
Заслушав стороны, судья Божко отправила Алексаняна в СИЗО на два месяца с возможностью выйти под залог в 168 тысяч гривен. Таких денег у семьи Эрванда нет. Единственная возможность выйти раньше — оспорить решение в апелляционном суде.
Тем временем в Заудье приехал представитель «Укрбурсервиса», чтобы выслушать замечания местных жителей и передать их руководству компании. Работники предприятия начали расчищать для себя отдельную дорогу. Она будет идти параллельно той, которую в начале января отремонтировал Харьковский облавтодор и за которую так боролся Эрванд и односельчане.
«Ґратам» не удалось узнать позицию руководства компаний, которые добывают газ в селе Заудье. В приемной «Укрбурсервис» сказали, что комментарий может дать только заместитель директора по производству Роман Иваницкий, но он уехал в командировку. В компании «Энергии-95» сначала обещали соединить с директором, как только он будет на месте, но затем перестали отвечать на звонки. А в Введенском поселковом совете, в состав которого входит село Заудье, сказали, что из-за смены руководства не могут найти компетентного чиновника для комментария о ситуации с дорогой.
Автор: Анна Соколова; Ґрати