Видеофиксация нарушений ПДД в Киеве: как это работает и что говорят юристы
В середине марта в Киеве заработали первые 20 камер фотовидеофиксации нарушений ПДД, еще 30 будут установлены в Киевской области до 1 мая. А постановления о штрафах («письма счастья» в народе) нарушители будут получать уже с 1 мая 2020 года.
В то же время ряд юристов по-прежнему утверждают, что автоматическое наложение штрафов незаконно и может быть успешно оспорено в суде. Обо всех деталях нововведения написал сайт Сегодня.
Как это работает
Необходимость введения системы автоматической фиксации (САФ) нарушений ПДД в министерстве обосновывают положительным зарубежным опытом. У нас упор сделан на фиксацию превышения скорости, как главного фактора ДТП — по статистике, высокая скорость является причиной каждой третьей аварии.
На аварийно опасных участках дорог и в местах концентрации ДТП на улицах городов установят стационарные комплексы автоматической фиксации, позволяющие круглосуточно проводить фотосъемку или видеозапись и выявлять водителей, превысивших скорость.
Как сообщается на сайте МВД, в Киеве камеры автоматической фиксации нарушений работают по следующим адресам:
- ул. Елены Телиги, 39
- Набережное шоссе, 4
- Днепровская набережная, перекресток с улицей Причальная
- ул. Братиславская, 18
- Чоколовский бульвар, 24
- Северный мост (в направлении левого берега)
- Северный мост (в направлении правого берега)
- Броварской проспект. (м. Левобережная)
- Броварской проспект / ул. Строителей
- Южный мост (в направлении левого берега)
- Южный мост (в направлении правого берега)
- проспект Героев Сталинграда, 25
- проспект Владимира Маяковского, 56
- проспект Владимира Маяковского, 65
- бульвар Дружбы народов, 27
- бульвар Дружбы народов, 36
- Столичное шоссе, 58 в направлении г. Киев
- Столичное шоссе 58, в направлении г. Обухов
- Харьковская площадь / проспект Бажана
- Харьковская площадь / проспект Бажана
Отмечается, что сейчас работает два сервиса для проверки информации по выявлению нарушения — через электронный кабинет водителя — e-driver.hsc.gov.ua и на сайте МВД mvs.gov.ua. В ближайшее время заработают мобильные приложения, которые будут в формате push-сообщений информировать о том, что есть информация о факте обнаружения превышения скорости. С 1 мая начнут приходить постановления в бумажном виде.
Полицейские будут обрабатывать информацию и выписывать постановления о штрафе. За превышение скорости более чем на 20 км/ч (+3 км/ч на погрешность прибора) – штраф 255 грн, за превышение более чем на 50 км/ч (+3 км/ч на погрешность прибора) – штраф 510 грн.
В случае уплаты штрафа в течение 10 дней со дня вступления в законную силу постановления можно внести всего 50% от общей суммы, то есть 122,5 грн, и постановление будет считаться выполненным. Общий срок оплаты штрафа – 30 дней с момента вступления в законную силу постановления.
Сами штрафы за нарушение ПДД, зафиксированные в автоматическом режиме, будут направляться исключительно на две цели: улучшение дорожной инфраструктуры и безопасность дорожного движения.
Каков алгоритм расчета допустимой скорости
Согласно ПДД, в населенных пунктах сейчас нельзя ездить быстрее 50 км/ч, вне населенных пунктов – быстрее 90 км/ч. Если на дороге есть разделительная полоса, можно ехать не более чем 110 км/ч, на автомагистралях – не более 130 км/ч. Но на самом деле все рассчитывается сложнее.
Как разъяснили в МВД, нарушением в городах будет считаться езда со скоростью более 73 км/ч: 50 + 20 + 3 км/ч = 73 км/ч, где 3 км/ч – это специально заложенная погрешность в работе прибора, а 20 км/ч – это так называемые водителями «бонусные» километры, после превышения которых согласно ст. 122 ч. 1 Админкодекса может быть наложен штраф.
Соответственно, для автодорог это 113 км/ч, при наличии на них разделительной полосы – 133 км/ч, на автомагистралях (в Украине она одна Киев — Борисполь) – 153 км/ч. Также, в Киеве есть дороги, где с 1 апреля до 1 ноября разрешенная скорость движения не 50, а 80 км/ч. То есть скорость движения, за которую не штрафуют, там составляет 103 км/ч.
Кто получит постановление о штрафе
Полиция может отправить постановление только тому, кто зарегистрирован в сервис-центрах МВД, как владелец транспортного средства. Это либо физлицо, либо руководитель юридического лица, на которое зарегистрирован транспорт.
Чтобы штраф получил тот, кто на самом деле был за рулем, владельцу автомобиля надо внести данные об этом водителе в Единый государственный реестр транспортных средств. Для юрлиц это, как правило, проблемы не составляет, так как во всех фирмах за каждым автомобилем закреплен конкретный водитель.
А вот для физлиц сложнее. Особенно, если в семье один автомобиль и на нем по очереди ездят и родители, и дети. Именно в этом, даже если в реестр занесены все домочадцы, юристы видят главный подвох: непонятно, кому выписывать штраф. Скорее всего, «письмо счастья» пришлют владельцу автомобиля.
Что касается «евроблях», обычно их ввозят подставные лица от имени частных фирм, нередко фиктивных. А ездят на них украинцы, числящиеся «сотрудниками» фирмы. В этом случае штраф выпишут на фирму. Но дойдет ли он туда – большой вопрос.
Что говорят эксперты
Специалисты по вопросам организации дорожного движения поддерживают введение автофиксации, но сомневаются, что власти смогли учесть все юридические нюансы.
По словам эксперта по вопросам законодательного обеспечения безопасности дорожного движения Владимира Караваева, кроме сертификации самих систем, нужен сертификат о том, что информация в них защищена от несанкционированного доступа. Также Караваев обратил внимание, что наш закон возлагает ответственность на владельца транспортного средства независимо от того, кто был за рулем в момент нарушения.
«В Польше владелец автомобиля-нарушителя, если он не был за рулем, обязан сообщить об этом, указав, кто, если не он, управлял транспортом. Если владелец этого не сделал, его штрафуют, но не за нарушение правил дорожного движения, а за «недонесение». В нашем законодательство такие нормы отсутствуют. Поэтому, когда автофиксация нарушений начнет работать, ожидаю лавину исков от нарушителей, и эти иски будут удовлетворены судами», – отметил Караваев.
В этом уверен и адвокат Вадим Володарский, специализирующийся на защите прав водителей. Володарский сослался на два действующих решения Конституционного суда Украины от 22 декабря 2010 года и от 26 мая 2015 года.
«В 2010 году КСУ решил, что для привлечения к ответственности, в том числе административной, совершение конкретного противоправного деяния необходимо привязать к конкретному лицу. В 2015 году КСУ указал, что составление постановления о штрафе непосредственно на дороге, когда водитель не имеет времени для обращения за правовой помощью – это нарушение его прав. При автофиксации нет ни протоколов, ни других документов, где водитель может высказать свое мнение о том, что он, допустим, не согласен с нарушением«, — напомнил Володарский.
Источник: Большой Киев