Тайна «задранного носа». Истинная причина катастрофы под Донецком до сих пор неизвестна
В среду 22 августа исполнилась годовщина катастрофы российского самолета Ту-154, рухнувшего под Донецком. Тогда погибли 170 человек. Как уже стало печальной традицией, люди, потерявшие своих родных, безуспешно в судах пытаются добиться компенсации. Пока что они получили лишь деньги за потерянный багаж – смешные 200 рублей за килограмм. Тем временем эксперты говорят, что причиной сваливания самолета стало явление «подхвата» – когда на больших высотах машина самопроизвольно задирает нос вверх. Это было известно испытателям еще 30 лет назад, но до сих пор не отражено в технических документах. На Украине в Донецке состоялись траурные мероприятия, посвященные годовщине катастрофы самолета Ту-154, совершавшего рейс «Анапа–Санкт-Петербург». В Донецк приехали родственники погибших. Всего катастрофа унесла жизни 160 пассажиров и 10 членов экипажа. Однако за официальными мероприятиями и речами чиновников может скрыться вся та несправедливость, с которой столкнулись семьи погибших.
Быстро осознав, что помощи им ждать не от кого, родственники пассажиров создали общественную организацию «Прерванный полет». Ее возглавил петербуржец Виталий Юсько. Он потерял под Донецком 10-летнюю дочь Юлю, сестру и двух племянников. «Мне выплатили всего 14 тысяч рублей, – рассказал «НИ» Виталий Юсько.
– Это материальный ущерб за багаж. По 200 рублей за килограмм багажа. Те ценности, которые находились в клади, не учитывались. Свои минимальные суммы выплатила и авиакомпания ГТК «Россия» (преемница компании «Пулковские авиалинии»), но они далеко не соответствуют моральному вреду, который был тем, кто потерял своих близких в катастрофе». Сейчас пострадавшие пытаются отстоять свои права в судах. «Процесс намечен на 4 сентября и будет проводиться в Москве, – сообщил «НИ» адвокат родственников погибших Игорь Трунов.
– Однако СОГАЗ по-своему трактует страховой момент и минимизирует суммы компенсаций». Ранее в Петербурге суд уже назначал компенсации, но суммы, по словам адвоката, были смешные. «В этом процессе участвовали и иностранные граждане, в частности из Финляндии, их родственники также находились на борту Ту-154, -– продолжает Игорь Трунов.
– И им присуждались те же мизерные суммы, что и россиянам. Это от 70 до 350 тысяч рублей. В то же время в страховом договоре жизнь и здоровье пассажиров были оценены примерно в 380 тысяч долларов. Есть и заключение экспертов, где говорится, что жизнь человека в России оценивается более чем в 300 тысяч долларов. Но судебная система это не воспринимает».
Игорь Трунов уверен, что размер компенсаций связан с числом катастроф: авиакомпании не спешат обновлять дорогостоящий парк самолетов, многие из которых устарели, потому что им не в тягость нынешние выплаты семьям погибших. «Летают на хламе до тех пор, пока жизнь человека ничего не стоит», – резюмировал адвокат.
Тем временем не утихают споры вокруг причин трагедии. Напомним, что катастрофа произошла днем 22 августа 2006 года. В районе Донецка на пути самолета встал мощный грозовой фронт. Пилоты приняли решение лететь напрямую. Они попытались подняться выше облаков, но не смогли. Самолет вошел в режим сваливания и рухнул. Специалисты Межгосударственного авиационного комитета, проведя расследование, пришли к выводу, что виноваты только пилоты. Однако независимые эксперты утверждают, что вина пилотов минимальна.
«Катастрофу определил тот момент, когда самолет вышел на так называемый «подхват» – на больших высотах самолет типа Ту-154 самопроизвольно задирает нос вверх, – рассказал «НИ» эксперт по авиабезопасности, близкий к расследованию. – Подобное поведение Ту-154 стало известно еще 30 лет назад, во время испытаний самолета. Вот только это явление не прописали хорошо ни в нормативных документах, ни в практике обучения летчиков».
По мнению эксперта, катастрофа произошла из-за целого ряда опасных факторов, а не одной причины, как указано в отчете МАК. «Эти факторы возникли на многих стадиях – при подготовке рейса, при его начале, при его обеспечении наземными службами, – говорит эксперт по авиабезопасности. – Недостатки были и в неблагоприятных условиях полета, и в негативных особенностях самолета данного типа». Конечно, сыграло свою роль и эмоциональное состояние командира экипажа. «Оно, по словам свидетелей, возникло еще до вылета из Питера, – продолжает эксперт.
– Но причины его появления никто не выяснил. Сыграло и то, что на втором сиденье в этой ситуации оказался молоденький второй пилот. Его на этот сложный рейс явно назначили указом сверху». Также сказалось и отношение диспетчеров. «Территория украинская, и действовали диспетчеры пассивно, – утверждает эксперт.
– Потому что у диспетчеров всегда при пролетающих мимо них самолетах преобладает одна мысль, чтобы те быстрее улетели. Тогда будет проще воздушное пространство. Кстати, перед российским самолетом на этом участке пролетал грузинский экипаж. Он еле прошел этот фронт. Я видел письмо штурмана этого экипажа, которое тот прислал в Ространснадзор. И они докладывали Донецку, что очень сложная погода, высота облачности была почти 13 тысяч метров, значительно выше прогноза, а это предел для Ту-154 с такой загрузкой. Почему об этом не было сообщено россиянам, неизвестно».
Однако, скорее всего, новое расследование проводиться не будет, и тайну гибели 170 человек так и не выяснят.
ЕВГЕНИЙ ШИПИЛОВ, АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА, «Новые Известия»