Подрастает поколение лудоманов. Наши дети в опасности!
Украинскую молодежь поразила болезнь ХХI века – игромания. 33% украинцев играют в азартные игры минимум раз в месяц, а заядлыми игроманами уже стали 3% граждан Украины. Но больше всего специалисты озабочены тем, что почти 5% подростков проводят все свободное время в игровых и компьютерных клубах. Теперь все больше украинцев «подседает» на азартные игры: лотерею, игровые автоматы, казино и компьютерные игры. Так, по данным Института социологии НАН Украины, 33% украинцев играют в азартные игры минимум раз в месяц, а заядлыми игроманами уже стали 3% граждан Украины. Но больше всего специалисты озабочены тем, что почти 5% подростков проводят все свободное время в игровых и компьютерных клубах вместо того, чтобы заниматься спортом, общаться с друзьями или родителями. Как следствие, у детей замедляется развитие, ухудшается зрение, а также развивается сколиоз, гиподинамия и ожирение. К сожалению, родители в это время заняты своими делами. Чтобы выяснить, насколько нехимические зависимости (игромания, компьютерная и телезависимость) поразили украинскую молодежь, Государственный институт развития семьи и молодежи провел исследование «Молодежь Украины: июнь-2007» (опрошены 1800 респондентов во всех регионах Украины). О его результатах «Дню» рассказала директор института Лидия Смола.
— Лидия Евстахиевна, расскажите, пожалуйста, почему ваш институт провел исследование именно по вопросу распространения нехимической зависимости молодежи?
— Зарубежные исследования показывают, что в мире сложилась постоянная тенденция роста количества игроманов. Если в 2005 году мировой рынок онлайновых игр насчитывал более 3,5 миллиона игроков, то в конце 2006 года игроманами стали более 100 миллионов людей. Так же стремительно развивается игровой рынок в Украине. Недавно одна из российских компаний инвестировала более 20 миллионов долларов в производство игровых автоматов в Украине. Ежегодно ожидается выпуск пяти тысяч автоматов нового образца. По оценкам экспертов, теперь украинский игровой рынок насчитывает более 100 тысяч игровых автоматов. Этот показатель отвечает уровню таких стран, как Германия и Италия. Все это заставило нас выяснить ситуацию, которая сложилась с распространением игромании в Украине (ее официальное название — «лудомания», от лудос — игра).
— О чем же свидетельствуют результаты исследования в Украине?
— Исследования показали, что в Украине треть молодежи вообще не пользуется компьютерами — как правило, они живут в селе, остальные пользуются. 38% непосредственных пользователей компьютеров отметили, что они нужны им для работы, а 11% — для игр. Если сопоставить с данными зарубежных психологов, то там почти такая же ситуация — компьютерными играми поражено 10% людей в мире.
Чтобы определить причины лудомании, мы поинтересовались как молодежь проводит свой досуг и какую часть их жизни занимает активный спорт. Результаты, которые мы получили, просто поражают. По данным исследования, 14% детей вообще не занимаются спортом и физической культурой, кроме уроков физического воспитания. Еще 34% не принимают участия в кружках и не занимаются никакими видами творчества. Вместо этого они проводят свободное время у телевизоров и за компьютерными играми (каждый третий подросток). Как утверждает большинство подростков, они выбирают «компьютерный мир» из- за того, что нет тем для общения с ровесниками или родителями.
Тревожным является тот факт, что 5% городской молодежи, в частности, подростки 14—17 лет, ежедневно все свое свободное время проводят за игровыми автоматами. Хотя это не очень большая цифра, но если проанализировать данные зарубежных ученых, зависимостью от игры страдает до 1,5% населения всех стран мира, а показатель более 1% считается очень опасным.
— В чем здесь кроется опасность?
— Во-первых, игровая зависимость провоцирует у детей агрессивное поведение. Так, в США год назад молодой студент «переиграл» на автоматах и, как следствие, начал стрелять в своих одногруппников. Однако игромания влияет не только на психику человека, но и на его физическое здоровье: сколиозы, заболевания дыхательных путей и тому подобное. Игры за компьютером у них отнимают навыки живого общения, которые чаще всего формируются во время игр с ровесниками на свежем воздухе. Именно так у детей формируются социальные роли и отношения, так они учатся разрешать конфликты…. Вместо этого в игре проблема исчезает по одной модели — благодаря выстрелам. Как показало исследование, 21% подростков в компьютерных играх отдают преимущество исключительно стрелялкам. Еще 21% любят играть в стимуляторы спортивных игр — т.е. дети не двигаются, а играют в футбол только напрягая зрение, еще 18% выбирают познавательно-развивающие игры, а 16% играют в так называемые стратегии.
Также компьютерные игры не содействуют духовному развитию личности, не дают возможности наладить социальные связи. В последнее время в мире распространилось выражение «дети-ентер», т.е. те, которые умеют больше общаться с компьютером, чем со сверстником. Нехимические зависимости очень обедняют эмоциональную палитру ощущений, у детей происходит обесценивание моральных ориентиров. Наше исследование подтвердило тезис Фукуямы о том, что дефицит общения заменяют информационные технологии.
— Как много времени подростки посвящают компьютерным играм?
— Среди тех, кто пользуется компьютерными играми, 9% подростков проводят за ними более 4 часов в будни, а 3% — 6 часов. В выходные дети проводят за компьютерами более 6 часов. Трудно представить, где они берут время на питание, умывание и другие бытовые дела. Для 7% подростков спортивные игры замещают игры на мобильных телефонах, приставках и тех же компьютерах.
— Как бы вы охарактеризовали образ современного подростка?
— Образы нынешней молодежи существенно отличаются как по месту проживания, так и по социальным условиям воспитания. Конечно, среди подростков есть определенная общность, прежде всего в том, что они очень быстро воспринимают любые нововведения, быстро реагируют на изменения, которые происходят в обществе, при этом у них не сформирована четкая система ценностей. По данным прошлогоднего исследования, 74% молодежи на вопросы, чего бы вы хотели достичь в своей жизни, ответили — иметь счастливую семью.
— Каким образом, по вашему мнению, можно избавить молодежь от нехимических зависимостей и какова роль родителей в этом?
— Ныне многим подросткам сложно представить, что с родителями можно поделиться своими проблемами. Безусловно, государство не должно стоять в стороне от этой проблемы… Ставится вопрос о выводе компьютерных клубов, игровых автоматов подальше от школ, а также о необходимости регулировать присутствие в них несовершеннолетних. Однако все, как всегда, должно начинаться с семьи. Родители довольно часто, занимаясь своими делами, сажают детей у телевизора, чтобы не мешали. Зато им не надо переводить ответственность за своих детей на государство или школу. У родителей должны быть общие интересы с детьми, они должны вместе проводить время. Если ребенок проводит в выходные почти 9 часов у телеэкрана, напрашивается один вывод: или родители этого не видят, или им все равно, потому что они заняты своими делами. В этом аспекте важно поднять такую проблему, как ответственное отцовство, ведь рождение ребенка — это очень серьезный шаг.
КОММЕНТАРИЙ
Екатерина ОВЧАРЕК , психолог Украинского института позитивной кросс-культурной психотерапии и менеджмента:
— Еще три года назад психиатры вообще не изучали проблем игровой или компьютерной зависимости. Теперь этот вопрос стоит особенно остро, ведь современные дети развиваются очень быстро. Они познают мир значительно быстрее, чем прошлые поколения, которые были менее связаны с техникой. С одной стороны, дружба ребенка с техникой — это хорошо, но чаще всего она становится не средством развития, а побегом от реальности. Когда дети взрослеют, они окунаются в будничность лишь наполовину, полагаясь на технику: нажал кнопку — и проблема исчезла.
В раннем возрасте дети осваивают технику вместе с родителями, а в подростковом и школьном — самостоятельно. Но на любом этапе родители должны руководить процессом познания мира их детьми. Ведь человек рождается с рациональным и эмоциональным началом. Если ребенок полностью погружен в виртуальный мир, он смотрит на его структуру как на механизм, а не организм. Поэтому желательно держать в доме домашних любимцев, чтобы приучать детей различать живые и искусственные организмы, при чем в живых структурах действуют принципы гармонии и баланса, для которых важна эмоциональная составляющая. Например, если разобрать механизм часов и сложить его заново, он будет работать в обычном режиме. С человеческим телом подобные эксперименты не проходят — мешает принцип гармонии и баланса. Поэтому ребенок должен понимать, что кроме механических структур — компьютеров, игровых автоматов, существуют эмоциональные составляющие жизни.
Детям, которые много времени проводят за компьютером, свойственна эмоциональная дисгармония: вместо позитивных эмоций зарождается жестокость, неразвитые моральные добродетели. Если родители уделяют ребенку время, помогают ему познавать мир в игровой форме, он не остается один на один с жизнью. Часто родители пускают воспитание ребенка на самотек, таким образом их роль в воспитании минимизируется, а ребенок пытается получить эмоциональный заряд от компьютера, но ведь механизм не способен заменить общение с людьми. В подростковом возрасте отсутствие этих эмоций компенсируют игровые автоматы. Для игроков важен не так результат, как сам процесс, который приносит им адреналин, азарт и наивное понимание того, что у тебя непременно все получится. Но это всего лишь средства эмоционального удовлетворения, которые завлекают человека тем, что он теряет ощущение времени и пространства, свойственные реальному миру. Виртуальный мир привлекает тех людей, которые чувствуют себя одинокими. Раньше общество объединяла церковь, партия, а сейчас человек живет сам по себе, забывая о духовной сбалансированности. Поэтому родители должны понимать, что этой гармонии нельзя достичь без воспитательной работы с детьми.
Сделать это очень просто — ходить с ними на прогулки, на детские спектакли, привлекать к творческим кружкам. Также рекомендуется дозировать время, когда ребенок играет за компьютером или смотрит телевизор — не более одного часа. При этом не нужно, чтобы ребенок воспринимал это как награду, мол, убери в комнате, а потом посмотришь мультик. Тогда компьютер и телевизор будут восприниматься как запретный плод, а это намного опаснее…
№38, пятница, 29 февраля 2008
Инна Филипенко, «День»