Как вычисляют кредитных мошенников
Все чаще мошенники оформляют кредит на поддельный или чужой паспорт или на лиц без определенного места жительства. К 1 декабря 2007 года объем проблемных кредитов украинских банков достиг, по данным НБУ, 6 682 миллионов гривен – по сравнению с 4 456 миллионами в начале того же года. Об этом рассказывает директор коллекторской компании «XPOINT» Василий Голда.
По его словам, обычно бездомных приводят в порядок, придают им более или менее приличный вид и отправляют на получение кредита. Кроме того, их предварительно готовят по вопросам, которые могут быть заданы при оформлении кредита. После получения товара в кредит человека «отпускают туда, где он был найден, и впоследствии установить его местонахождение крайне сложно». «А если и удается найти этого человека, то взять с таких людей нечего. Найти же тех, кто составил подобную схему, просто не представляется возможным», – отметил В.Голда.
Еще одним распространенным видом мошенничества является оформление кредита при отсутствии стабильных доходов. Часто кредиты оформляют люди, не имеющие постоянного места работы, те, кто работает на «вольных хлебах». «Сделать документы с места работы сегодня не составляет никакого труда, поэтому они без проблем предоставляют банку убедительный пакет документов для оформления кредита. Такие люди, как правило, не продумывают мошенничество заранее. Оформляя кредит, они убеждены, что будут его платить. Но впоследствии обстоятельства не всегда складываются в их пользу», – отмечает директор «XPOINT».
Еще один вид проблемных кредитов – оформление займа «на друзей». Заемщики обращаются к друзьям или знакомым за помощью в оформлении кредита, обещая делать все выплаты вовремя, но потом по каким-либо причинам своевременная выплата по данному кредиту прекращается. При этом сотрудники банка при общении с должником – другом, на которого был оформлен кредит, – сталкиваются с некоторыми трудностями. «Человек может просто не помнить, что помог кому-то оформить кредит, и конечно же, платить за товар, которого он никогда не видел, ему не хочется. Хоть такие ситуации и не являются проблемными с юридической точки зрения – есть кредитный договор, подписанный должником – тем не менее они доставляют немало хлопот сотрудникам служб безопасности банков», – подчеркнул В.Голда.
Основными мерами для борьбы с мошенниками, по словам главы «XPOINT», прежде всего является усиленный контроль на точках кредитования. «Если банк выдает кредиты через свои точки потребительского кредитования, то на местах должен сидеть хорошо подготовленный персонал. При оформлении кредита необходимо связаться с местом работы клиента, проверить адрес его регистрации и т.п. Скоринговые системы, которыми пользуются банки, позволяют отсеивать многих мошенников на первом этапе оформления кредита. Оформляя новые кредиты и приобретая новых клиентов, банки ведут учет отказов в кредите, учет невозвратов, просроченных платежей, состоявшихся случаев мошенничества. В дальнейшем это позволяет отсеивать проблемных клиентов», – отметил он.
Также необходимо использовать внешние базы данных – это базы БКИ (Бюро кредитных историй), коллекторских агентств и т.д. В разных банках – разная система по борьбе с задолженностью. Как правило, отмечает В.Голда, контроль оплаты по кредитам исполняет один департамент, а сбором задолженности занимаются другой. В технологии возврата задолженности по кредитам у каждого банка своя политика.
«Кроме того, существуют разные типы клиентов. И если, к примеру, оплату задерживает VIP-клиент, то очевидно, что в данный момент он просто не может совершить оплату, поскольку находится, например, в другой стране. Такому заемщику сотрудник банка напомнит об оплате гораздо позже, чем новому клиенту. Что касается мошенников, то практика показывает, что ими оказываются люди, оформляющие кредит в данном конкретном банке первый раз. Таких клиентов необходимо держать на усиленном контроле с самого начала. «Однако необходимо учитывать, что выявление факта мошенничества не позволяет решить проблему задолженности. За тот месяц, что у него есть до первого срока погашения кредита, он вполне может исчезнуть, и найти его будет практически невозможно», – считает В.Голда.
Уменьшить количество мошенников, по его мнению, поможет эффективная работа банков. Фиксируя все факты мошенничества в единой базе, они уменьшают риск повторного мошенничества, совершенного тем же лицом. По факту обнаружения мошенничества банк может подать документы на открытие уголовного дела. Дальше работу ведут правоохранительные органы.
О результативности работы отечественных БКИ, по словам главы «XPOINT», говорить пока рано. «Есть проблемы на законодательном уровне и в технологии обмена информацией. Есть эффективно управляемые БКИ, они располагают определенным пакетом информации, но его все равно нельзя считать достаточным. Во всем мире на развитие работы БКИ уходит в среднем 10 лет. БКИ – достаточно эффективный инструмент в борьбе с мошенниками и с недисциплинированными плательщиками, однако в существующем сегодня виде бюро кредитных историй не совсем эффективно при потребительском кредитовании: в этом секторе для принятия решения очень важна скорость и быстрый доступ к информации. Для других видов кредитования – где на принятие решения о выдаче кредита уходит несколько дней – БКИ вполне подходит», – подытожил В.Голда.
По данным Ассоциации украинских банков (АУБ), в 2007 году украинцы получили потребительских и ипотечных кредитов на сумму 143 млрд.грн. К 1 декабря 2007 объем проблемных кредитов украинских банков достиг, по данным НБУ, 6 млрд. 682 млн.грн. по сравнению с 4 млрд. 456 млн.грн. в начале 2007 года.