ДИКИЕ ТАНЦЫ
В Калуше продолжается следствие в отношении группировки молодых парней, которых подозревают в серии изнасилований школьниц. Ужасают не только масштаб преступления, но и то беспредельное уверование во вседозволенность, с которой действовали фигуранты дела. Поражает и безропотность жертв…Назвались «крутыми»…
– В середине октября в милицию пришли старшеклассница Ирина и ее мама – принесли заявление об изнасиловании. Девушка, не достигшая совершеннолетия, была подавлена, краснела, на глаза все время наворачивались слезы. Да это и неудивительно. Все понимали, что приходится переживать бедняжке и ее близким. Но работа такова, что для установления реальной картины случившегося мы должны знать детали, – говорит Николай Кручкевич, начальник отдела уголовного розыска Калушского горрайотдела милиции, что на Ивано-Франковщине. – Потерпевшая описала внешность обидчиков, назвала некоторых по именам, которые услышала, когда они разговаривали между собой. Некоторых назвала по кличкам. Но самое ужасное выяснилось не сразу. Оказывается, Ире пришлось пережить боль и унижение 12 раз в течение пяти месяцев! И это была далеко не первая жертва группировки зарвавшихся подонков, которые возомнили себя «хозяевами жизни».
Все началось в мая 2003 года, когда 17-летняя Катя танцевала с подружками на дискотеке. В зале было душно. Девочка вышла на улицу глотнуть воздуха и оказалась лицом к лицу с двумя парнями. «Привет, пошли-ка с нами», – сказал один и взял Катю за плечо. Она гневно отстранилась, но это только раззадорило незнакомцев. Подхватив «добычу» под руки, они поволокли ее к машине. Катя вспоминает, что сначала она просила отпустить ее, потом кричала, пыталась вывернуться. Вокруг было полно людей, но соучастия никто не проявил. Не отреагировал на ее мольбы о помощи и водитель автомобиля. Когда один из парней грубо ударил Катю по лицу, она с ужасом поняла, что шофер заодно с похитителями.
Машина остановилась возле высокого дома. Девушку втащили в квартиру на первом этаже и изнасиловали. Перед тем, как отпустить, незнакомцы долго и внушительно втолковывали ей, что люди они серьезные, от милиции откупятся в два счета, а вот ей, проговорись она хоть словом, больше не жить. Видишь, дескать, что мы с тобой сделали? Сделаем и все остальное. Подобно своим ровесницам, девушка насмотрелась «ужастиков» про «крутых» и «беспредельщиков», поэтому поверила. Страшно также было думать, что в таком небольшом городке, как Калуш, весть о ее унижении мигом разнесется по микрорайону. Беременности не боялась – насильники были в презервативах. Поэтому смолчала.
Через несколько недель та же самая машина догнала ее на улице, и грубые Руки опять затащили в салон. Этот кошмар повторялся приблизительно раз в месяц: видели – хватали – насиловали. К уже знакомым лицам присоединялись незнакомые. Потом «бригада» нашла себе еще одну «игрушку».
«Я не хочу жить…»
В январе этого года Катя познакомилась с 15-летней Марийкой. Вместе они пошли на день рождения к подружке, а оттуда – с компанией на дискотеку. В момент, когда приятельницы потеряли друг друга из виду, к Марийке подошли двое парней и сказали, что Катя зовет ее на улицу. Накинув пальтишко, Марийка вышла. Подруги не было, а те же парни, которые обманули ее, вдруг начали толкать в машину, за рулем которой сидел ухмылявшийся водитель…
В квартире, куда привезли девочку, сидели еще трое. Вшестером и поиздевались всласть…
– Я потеряла сознание от боли, – рассказывала потом Марийка. – Пришла в себя только дома. А как туда попала, и не помню. То ли сама назвала адрес, то ли его кто-то знал… Родители работали в ночную смену. До утра я промучилась и решила ничего им не говорить. Три дня еле двигалась, болело все тело. Я все время уговаривала себя: «Не думай, не думай об этом!»
В апреле, когда Марийка дома была одна, в двери позвонили. Не подозревая плохого, девочка открыла квартиру и увидела на пороге тех, кого мечтала забыть. Ее вытащили прямо из дома и привезли в другую квартиру. Насиловали пятеро. Шестой, с виду совсем мальчишка, держал за руки. Когда ее отпустили, Марийка, пошатываясь, пошла в ванну. Глаз выхватил бритвенный станок. Будто в тумане, она полоснула себя лезвием по запястью и сползла по стене. Порез, к счастью, вышел неглубокий, но крови вытекло немало. Испуганные этой картиной, парни кое-как перевязали рану и разбежались. Остался только хозяин дома – мальчишка по имени Иван: школьник, кандидат в мастера спорта. Скорее всего, старшие товарищи подбили его на «мероприятие», поскольку в распоряжении Ивана была квартира (отец жил отдельно, мать уехала на заработки за границу). До утра он не выпускал пленницу, держал ее за руки, пытался успокаивать. Наверное, сам ужасно боялся, что даром это не пройдет. Но когда прошел день-другой, а милиция так и не появилась на пороге, успокоился.
Родители, конечно же, увидели свежий шрам на запястье дочери. Но сколько ни просили, ни умоляли Марийку объяснить, что с ней случилось, слышали в ответ только одно: «Я не хочу жить…» В мае двое мучителей встретили ее в городском парке: «Ну что, пошли с нами?» Машины рядом не было, возле Марийки находилась подружка, поэтому девочка резко отказала негодяям. В качестве «урока» ее избили палками. А в июне снова поймали на улице – началась новая череда издевательств. Бедняжка делала еще две попытки вскрыть себе вены. Не зная объяснений поступкам дочери, родители винили во всем подростковую депрессию и, как могли, пытались вывести ее из этого состояния. В последний раз над Марийкой измывались в октябре.
– К этому времени, – рассказывает Николай Кручкевич, – у нее уже была еще одна сестра по несчастью – та самая девочка, которая стала свидетельницей избиения Марийки в парке и пыталась встать на ее защиту.
Пересилить страх
В конце июля Марийка с Ирой отдыхали на берегу Лимницы – самой чистой, а для местных – и самой красивой в Европе речки. Возле пляжниц остановилась машина. Парни, среди которых были те, кого так ненавидела Марийка, затащили подружек в салон и повезли на берег соседнего озера. Там изнасиловали обоих. После озера была квартира. Ирина вспоминает «старого дядьку». Как после выяснилось, это был 20-летний дважды судимый «Ежик», примкнувший – от нечего делать – к «забавам молодых» (сейчас он пребывает в розыске).
1 сентября Иру забрали, когда она возвращалась из школы. Потом это стало повторяться вновь и вновь… Однажды в компании, которая находилась в квартире, куда ее в очередной раз завезли, Ира узнала парня из соседнего дома. Рванулась к нему за защитой, а он сделал то же, что и все остальные. На мольбы о снисхождении насильники отвечали смехом, крики глушили громкой музыкой, попытки сопротивления пресекали пощечинами. В конце концов Ира не выдержала – пересилила животный страх перед мучителями, который испытывала подобно другим девушкам, и решилась обо всем рассказать.
– Поначалу потерпевшие были страшно подавлены, – вспоминает Роман Гринив, замначальника Калушского горрайотдела милиции. – Они продолжали дрожать и никак не хотели поверить в то, что их мучителей призовут к ответу. После того, как пятеро подозреваемых были задержаны, девушки немного ожили, перестали бояться выходить на улицу. Понимая, как тяжело им переживать огласку – а в небольшом городке ее не избежать – мы постарались сделать все, чтобы помочь им психологически реабилитироваться – переговорили с родителями, встретились с классными руководителями, руководством школ.
– В настоящее время четверо подозреваемых арестованы, – рассказывает Ярослав Наливайко, следователь по особо важным делам УМВД Украины в Ивано-Франковской области. – Ивана, учащегося в одиннадцатом классе, суд выпустил под залог. Чтобы сын смог обрести свободу, отцу пришлось заложить квартиру. Конечно, он не верит, что его положительный мальчик мог быть замешан в таком деле. Но некуда деться и от факта, что парень оставался без регулярного присмотра. Беда нашей области в том, что либо отец, либо мать вынуждены уезжать на заработки за границу, дети рано становятся самостоятельными. И порой понимают это не так, как полагалось бы.
Сейчас устанавливаются личности предполагаемых соучастников преступлений. Увлекшись своими жестокими «играми», парни втягивали в них многих друзей и знакомых. Поэтому общее число подозреваемых в изнасилованиях, по предварительным данным, достигает 15 человек. Большинство из них предпочли скрыться из города. Есть также версия, что в деле косвенным образом могла быть замешана девушка, которая «подсказывала» «беспредельщикам» имена жертв. Все пострадавшие были положительными, прилежными, тихими и стыдливыми девочками, которых действительно легко было запугать.
Вины не признают
Самому старшему из арестованных идет 22-й год, самому младшему – 18-й. Этого отрока по имени Борис, воспитывающегося в приличной семье предпринимателей и заочно учащегося в техникуме, считают одним из зачинщиков «беспредела». Говорят, благодаря родительской доброте мальчик мало в чем себе отказывал. По крайней мере, его мобильный телефон с фотокамерой для многих служил предметом зависти. Именно на эту навороченную «трубку» и были сняты отвратительные сцены насилия.
«Кино» делали в сауне при спортивном зале, где молодчики иногда подкачивали мускулы, и куда затащили одну из жертв. В памяти телефона снимки остались, и при разоблачении послужили уликами.
Биографии приятелей Бориса яркими фрагментами не пестрят. Острых Конфликтов с законом калушские «орлы» не имели, характеристики положительные. В жизни чувствовали себя уверенно, любили «оттянуться» на полную катушку и, очевидно, не испытывали нищеты. У каждого была своя «мобилка»; однако же у одной из жертв телефон не погнушались отобрать. В качестве «назидания» однажды ограбили мальчика-девятиклассника. У каждого была своя барышня – «для любви», которой с друзьями «не делились». Зачем затеяли жестокие «игрища» с невинными девочками? На этот вопрос ответа пока нет…
Арестованные свою вину отрицают полностью, в дела вступили нанятые родителями адвокаты.
– В ходе расследования уголовного дела, – говорит Р.Гринив, – мы установили еще двух потерпевших. Но и это, как мы предполагаем, не полный список жертв. У нас есть информация, что подозреваемые совершали вояжи по загородным селам и силой забирали девочек с дискотек. В одном случае жестоко пострадала 13-летняя школьница. Кроме этого, двое – Борис и Максим (последний находится в розыске), подозреваются в избиении человека. Приятели заявились в одно из расположенных под Калушем сел, спровоцировали ссору с местным жителем и измолотили его битами.
Трагическая закономерность
В преступлениях сексуального характера, как правило, фигурируют люди, социально опустившиеся. Со случаем, подобным тому, что произошел в Калуше, правоохранители области не встречались в своей практике никогда. Ведь речь – о благополучных, неглупых молодых людях, которые прекрасно отдавали себе отчет в своих действиях. Сегодня следствие детально разбирается во всех обстоятельствах серии преступлений; оперативники ищут тех, кто пытается укрыться от ответственности. У правоохранителей нет сомнений в том, что дело будет доведено до суда.
Виктория Ветрова, специально для «УК»