Фирташ и Фурсин объявлены в розыск по делу Могилевича

Из осведомленных и заслуживающих доверия источников «Обозревателю» стало известно о том, что Следственный комитет при прокуратуре РФ вынес постановление о привлечении владельцев компании RosUkrEnergo (RUE) Дмитрия Фирташа и Ивана Фурсина в качестве обвиняемых по делу компании Highrock Holdings Ltd, собственником которой является бизнесмен Семен Могилевич.

Также, Следственный комитет объявил Дмитрия Фирташа и Ивана Фурсина в федеральный розыск и обратился накануне в суд с ходатайством о заочном аресте с целью объявления их в международный розыск.

По данным следствия они скрываются в Украине и отказываются выступить свидетелями в деле, которое СКП расследует в отношении Семена Могилевича (Сергея Шнайдера).

Между тем в офисах господ Фирташа и Фурсина заявляют, что следствие их ни о чем не уведомляло. В Следственном комитете при прокуратуре (СКП) РФ не комментируют сообщения об объявлении Фирташа и Фурсина в международный розыск. «Эту информацию мы не комментируем», – заявил официальный представитель ведомства представителю «Обозревателя». Вместе с тем в Басманном суде Москвы нам подтвердили, что к ним поступило некое ходатайство об ужесточении позиции следствия в отношении Фирташа и Фурсина, и оно будет рассмотрено в ближайшее время. Но представители суда отказались подтвердить, что оно предусматривает избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении владельцев компании RosUkrEnergo (RUE). По данным наших источников, ходатайство об аресте Фирташа и Фурсина было подано в суд еще 23 января. При этом якобы постановление о привлечении Фирташа и Фурсина в качестве обвиняемых следствие вынесло еще раньше – 10-12 января этого года. Как считают правоохранительные органы подозреваемые оказывали активное содействие Семену Могилевичу в уклонении от налогов, отбеливании капиталов и мошенничестве. Представители правоохранительных органов рассказали нашим источникам, что в ноябре, декабря и начале января Фирташ и Фурсин несколько раз вызвались на допрос, однако на повестки они не отвечали и связаться с ним не удалось. Поэтому обвинения предъявили заочно. После этого они были объявлены в федеральный розыск. Если ходатайство о заочном аресте Дмитрия Фирташа и Ивана Фурсина будет удовлетворено судом, то Генпрокуратура объявит его в международный розыск через Интерпол и приступит к подготовке запроса на их экстрадицию из Украины.

По мнению правоведов это будет не так просто сделать. По словам известного адвоката Артема Поплавского, в постановлениях СКП нет слов о том, что дело Семена Могилевича возбуждено еще и в отношении «иных лиц», к которым можно было бы отнести Фирташа и Фурсина.

«Выходит, так что им по «чужому» уголовному делу предъявили обвинения, а потом и объявили в розыск. Это является нарушением Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, предписаний Верховного и Конституционного судов», — отмечает адвокат. Но В России такая практика действует давно. По подобной схеме объявлен в розыск бывший владелец крупнейшего ритейлера сотовых телефонов «Евросеть» Евгений Чичваркин Жеребенков. Подобная история произошла и с генералом ФСКН Александром Бульбовым. 28 октября Верховным судом (ВС) было отменено решение Мосгорсуда о продлении Бульбову сроков содержания под стражей до 15 декабря, поскольку выяснилось, что СКП РФ предъявило ему обвинения по уголовному делу, возбужденному в отношении других людей. «В статье 156 УПК РФ говорится, что предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, – говорилось в решении ВС. — Но из представленных в кассационную инстанцию материалов видно, что уголовное дело в отношении Бульбова не возбуждалось».

Наши источники в Москве считают, что на самом деле «привязка» Фирташа и Фурсина к делу Могилевича – это лишь повод. А реально СКП интересуют совсем другие дела газовых трейдеров. Например, сделка в рамках которой RUE купил у Внешторгбанка 74,87% акций АНГК. Более того, под него был организован фиктивный приватизационный конкурс, на котором структуры Фирташа приобрели оставшиеся акции у администрации Астраханской области. Параллельно шли переговоры с Петром Родионовым, владельцем 50% акций «Печоранефтегазпрома» (вторая половина предприятия принадлежит группе «Газпром»). В итоге он согласился продать актив за смешную сумму — 35 млн долл., и Фирташ даже успел перевести эти деньги продавцу. К примеру, контрольный пакет сопоставимого по запасам Берегового месторождения «Газпромбанк» купил у «Итеры» с огромным дисконтом за 137 млн долл. Причины сговорчивости г-на Родионова банальны: он был объявлен в федеральный розыск и был вынужден вести переговорный процесс, находясь под жестким прессом за границей. Вообще же активы «Печоранефтегазпрома» вполне попадали под категорию «выведенные из «Газпрома». В качестве «гаранта» сделки, выступал тогдашний зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов, который в том числе курировал деятельность RUE. Ранее он занимался возвратом активов концерна, но почему-то «проигнорировал» пакет акций «Печоранефтегазпрома». Затем кто-то запустил процесс отмены сделки, который осложнился тем, что г-н Фирташ успел заплатить, но активы так и не получил. Возможно, теперь кому-то необходимо доказать, что возврат денег из России – очень сложный процесс.

Подробнее о Дмитрии Фирташе

Дмитрий Фирташ попал в бизнес по торговле газом в середине 90-х. Однако по-настоящему ему повезло в 2002 году, когда окружение украинского президента Леонида Кучмы выдвинуло его на роль транзитера туркменского газа вместо близкой к команде Рема Вяхирева «Итеры».

Характерно, что документы, которые проложили дорогу Фирташу в газотрейдерский бизнес, подписал бывший тогда премьер-министром Украины Виктор Ющенко. Именно он завизировал пакет документов, согласно которым право транзита туркменского газа по территории России получил венгерский офшор Eural TransGas (за ним и стоял непубличный тогда Дмитрий Фирташ). В конце 2004 года, когда дни Кучмы у власти были сочтены, ETG в этом бизнесе заменила компания RosUkrEnergo. В процессе преобразований «Газпром» сумел выторговать себе 50-процентную долю, а вторую половину от имени правительства Украины получил Raiffeisen Investment. Через полтора года под угрозой официального расследования со стороны минюста США г-ну Фирташу пришлось признаться, что Raiffeisen Investment представляет его интересы и интересы его младшего Ивана Фурсина (5% в RosUkrEnergo). В начале 2007 года он зарегистрировал на Британских Виргинских островах «Группу DF» (GDF – Group of Dmitry Firtash) – частная международная группа… с целью объединения активов Дмитрия Фирташа в энергетике, химической промышленности, энергетической инфраструктуре, а также активов в сфере недвижимости. В группу вошли Centragas (с его 50% акций РосУкрЭнерго), венгерская EMFESZ (газоторговая компания, поставщик энергетических услуг), австрийская компания Zangas (специализируется на строительстве газовой инфрастуктуры), а также OSTCHEM Holding (объединяет группу химических предприятий в Восточной и Центральной Европе. Кроме этого, Дмитрий Фирташ владелец баскетбольного клуба «Киев», представитель компании Eural Trans Gas в Туркмении, Узбекистане и Казахстане. Компания зарегистрирована в Будапеште, где Фирташ проживает основную часть времени. Президент филиала компании Highrock Holdings Ltd, собственником которой является бизнесмен Семен Могилевич. Фактический владелец украинских телеканалов К-1 и К-2. Фирташ в приятельских отношениях c бывшим первым помощником Президента Украины Виктора Ющенко, членом президиума партии «Наша Украина» Александром Третьяковым и экс-главой «Нафтогаза Украины» Юрием Бойко. Украинская пресса сообщает, что Фирташ сумел сблизиться с украинским Президентом, обеспечив перелет в Киев на инаугурацию Ющенко его американских родственников. Их доставка обошлась в 270 тысяч долларов.

Иван Фурсин, владелец одесского Мисто-банка, основной акционер Одесской киностудии. Фурсин стал известен после попытки захвата им и его Мисто-банком обувной фабрики «Киев». Тогда за Фурсина вступился его приятель, глава парламентской фракции «Наша Украина» Николай Мартыненко, против него пошла пропрезидентская партия «Пора». Это противостояние стало первым расколом в «оранжевой команде». Фурсина называют другом председателя фракции «Народной партии» Игоря Еремеева. Фурсин баллотировался в Верховную Раду по списку «народников», получив почетный номер 33, но партия не преодолела трехпроцентный барьер.

«Обозреватель»

You may also like...