Иностранцам наши ПДД не писаны
Ежедневно дороги Украины принимают несколько десятков тысяч автомобилистов из разных стран мира. Сказать, что в своем поведении они кардинально отличаются от наших сограждан, можно с большим трудом: так же игнорируют ПДД, выпивают за рулем и создают аварийные ситуации. Но вот заставить их платить за свои нарушения удается далеко не всегда.
Согласно Кодексу об админправонарушениях (КоАП), иностранцы несут ответственность наряду с гражданами Украины. Но на практике — не все так просто. Процедура штрафования чужеземных нарушителей толком нигде не прописана, сами сотрудники ГАИ не всегда знают, как составлять протокол в таких случаях и куда его потом направлять. При этом, как свидетельствует статистика, около 10% ДТП происходят по вине водителей из других стран — в основном, России, Беларуси и Молдовы.
В Департаменте ГАИ объяснили, что иностранцу дается 10 дней на оспаривание взыскания и еще 15 — на оплату штрафа. Если же этого не происходит, за дело берутся государственные исполнители, которые должны заставить нарушителя оплатить счет. Вот только к тому времени — пойди отыщи лихача. Даже если бы каждый залетный гость регистрировался на период пребывания в стране, за то время, пока развернется карательная машина, его и след простынет. Понимая все это, стражи дорог предпочитают вообще не связываться с зарубежными гражданами.
Немного легче найти управу на автомобилистов, остановленных за серьезное правонарушение. В ряде случаев инспектор имеет право изъять удостоверение и отправить авто на штрафплощадку. Без своей машины «шумахер» вряд ли убежит на родину. Дело передается в суд по месту совершения ДТП, и в тот же день, если вина доказана, он получает квитанцию на оплату штрафа. Вот только в реальности рядовые гаишники почти не пользуются этим своим правом.
Еще одна проблема при общении с иностранными нарушителями — языковой барьер. Например, инспектор останавливает автомобиль, превысивший скорость. Белозубый американец протягивает ему свое удостоверение. Гаишник, знающий три слова на английском, умудряется разобрать имя и фамилию латиницей, но для составления протокола этого явно недостаточно. Ведь нужно разъяснить нарушителю его права, занести в соответствующую графу его возражения. А какой тут диалог, если гость страны только улыбается и кивает? Конечно, в случае серьезного нарушения или аварии инспекторы все же находят способ объясниться. В крайнем случае, даже вызывают переводчика. Хотя и тут возникает сложность — непонятно, кто должен предоставить «толмача» и оплатить его услуги.
Несколько проще обстоят дела с выходцами из стран СНГ. Язык они прекрасно понимают, но ведь совсем не обязательно сообщать об этом инспектору. У некоторых сообразительных граждан бывших братских республик хватает актерских способностей, чтобы сделать непонимающее лицо и отказаться подписывать протокол на иностранном (то бишь украинском) языке. Но даже если квитанция выписывается, платить по счетам нарушители не торопятся. В Феодосийском райсуде один ушлый автолюбитель из Минска даже добился отмены взыскания, сославшись на то, что гаишник составил документ с нарушениями — не предоставив официального перевода на его родной язык.
Нас не догонишь
Вовсе парадоксальная ситуация сложилась со штрафами, выписанными после автоматической фиксации нарушения «Визирами». Теоретически «письмо счастья» должно приходить по месту регистрации лихача. Но как быть, если он ехал транзитом и, следовательно, нигде не зарегистрировался? А никак, исполнить решение невозможно, квитанция о штрафе просто не найдет нарушителя.
То, что немалая часть штрафников, так сказать, скрывается за границей, в Госавтоинспекции поняли давно. Но только в последние полгода, после введения новых санкций, начали налаживать сотрудничество с Госпогранслужбой. В ближайшее время может появиться общая электронная база со списками должников. Если у путешественника остались долги перед государством, его не выпустят до их оплаты. Ну а в случае, когда нарушитель успел ускользнуть прежде, чем попал в базу, ему будет отказано в последующем въезде в страну. Не навсегда, конечно. Только пока не рассчитается.
Такая система работает практически во всех европейских странах. Немало украинских автотуристов и трудовых мигрантов попадали в такие неприятные истории на границе. При этом нарушители имеют возможность тут же уплатить штраф и отправиться домой.
У нас база еще не создана, а сотрудники ГАИ уже ожидают новой волны возмущения автомобилистов. Мол, и свободу передвижения ограничивают, и чуть ли не всех гражданских прав лишают. Ведь в итоге застрять на границе смогут не только приезжие, но и украинские путешественники. В ответ инспекторы советуют не нарушать правила дорожного движения или просто вовремя платить штрафы.
К сведению
Сотрудник ГАИ в отношении иностранца-правонарушителя может:
– изъять его водительское удостоверение и задержать самого автомобилиста до истечения срока, на который изымаются «права», или до момента выезда водителя с территории Украины — в зависимости от того, что наступит раньше;
– информировать орган, который выдал документ, о лишении права пользования этим удостоверением и просить ознакомить заинтересованное лицо с данным решением;
– если речь идет о международном водительском удостоверении, сделать в специально предусмотренном для этого месте отметку о том, что указанный документ перестал быть действительным на данной территории.
Марина Брыль, Вечерние вести
Tweet