У АвтоВАЗа пропала тысяча автомобилей почти на 200 миллионов
Внутренняя проверка сбытовой системы АвтоВАЗа выявила общую недостачу в тысячу машин у ряда дилеров. Гендиректорами этих компаний являются сотрудники тольяттинского автогиганта. В их отношении возбуждены уголовные дела.
Проверка сбытовой сети, инициированная самим автопроизводителем, показала, что у пяти дилеров имеется недостача в 1 тыс. машин суммарной стоимостью 188 млн рублей, пишет «Коммерсант».
Примечательно, что генеральные директора этих дилерских центров – представители АвтоВАЗа, руководители местных управлений по продажам. В их отношении возбуждены уголовные дела по статье «злоупотребление полномочиями». В этом случае им светит наказание в виде лишения свободы сроком до 4 лет. В качестве «опции» рассматривается вариант возбуждения по статье «присвоение или растрата». В этом случае максимальное наказание – от 5 до 10 лет лишения свободы.
Банкротство дилеров
У АвтоВАЗа есть и другие проблемы с дилерской сетью. Так, дилерский холдинг «Лада-Сервис», которому принадлежит 76 автосалонов по всей стране, может потерять 12 из них. С начала года в арбитражных судах зарегистрированы заявления о признании банкротами ее дочерних компаний. Сложные дела и с самой сетью в целом. Ее текущий долг – около 4 млрд рублей, а ее стоимость за год упала до $75 млн. Не исключено, что АвтоВАЗ, который сам находится в крайне тяжелом положении, продаст «Лада-Сервис».
Большая проверка
АвтоВАЗ начал инвентаризацию своей дилерской сети и управлений региональных продаж с середины лета. Вчера, 21 октября, итоги мероприятия были направлены в отделение милиции тольяттинского УВД. Результаты проверки следующие. В компании «Саратов-Лада», подразделении «Лада-Сервис» – недостача 408 машин на сумму 80 млн рублей. Исчезли машины и в компаниях холдинга «Автотрейд», включая «Автотрейд-Белогорье» (202 машины на 40 млн руб.), волгоградский «Автодилер» (121 машина на 24 млн руб.), «Автотрейд-Липецк» (94 машины на 16 млн руб.), «Автотрейд-Оскол» (147 машин на 28 млн руб.).
До мая 2009 года автопроизводитель сразу отгружал автомобили и ПТС (паспорт транспортного средства) в управления региональных продаж. А дальше машины уходили к дилерам только после 100-процентной оплаты в адрес завода или УРП (управлений региональных продаж). Один из дилеров сообщил изданию, что поскольку «руководителем УРП и дилерской компании часто являлся один человек, то он распоряжался машинами почти по собственному усмотрению».
Утечка машин у АвтоВАЗа происходит уже не в первый раз. Причем нынешняя – не самая масштабная. В начале года с завода «испарилось» 4147 отгруженных машин со складов обанкротившейся компании «Элекс-Полюс», некогда одного из крупнейших автовазовских дилеров. За пропавшие машины компания так и не расплатилась с заводом.
На предприятии, похоже, устали от того, что продукция исчезает в неизвестном направлении, и поменяли схему работы. Хотя автомобили, как и прежде, уходят в УРП, паспорта на машины отправляют дилерам только после того, как концерну оплачивается полная стоимость машин. Но и это, возможно, не окончательная схема. Григорий Хворостянов, вице-президент по стратегии АвтоВАЗа, на прошлой неделе заявил, что на заводе рассматривают отказ от УРП в рамках оптимизации структуры сбыта.