Сговор таксистов против киевлян
За последние три недели минимальная стоимость проезда в киевских такси повысилась с 20–22 до 30 грн. Это стало следствием недавних договоренностей крупнейших участников рынка о ведении согласованной хозяйственной деятельности на рынке таксомоторных перевозок. Суть договоренностей сводится к материализации давней мечты таксистов о вытеснении с рынка мелких конкурентов. Антимонопольный комитет, которому наверняка будут интересны такие согласованные действия, пока на инициативу столичных таксистов никак не отреагировал.
Новая ценовая эра на рынке такси Киева связана, по информации «ДС», с договоренностями крупнейших городских служб такси, среди которых «Эталон-такси», «Гепард», «Элит-такси», «Браво», «Семерка», «Твист», «Премьер» и др. От их имени 2 декабря четыре профильные ассоциации подписали меморандум о сотрудничестве, который предусматривает ведение таксистами единой тарифной политики.
Документ предполагает зафиксировать цену проезда на уровне 2,5 грн. за 1 км, стоимость минимального заказа — 30 грн., а в спальных районах — 25 грн. Один из главных лоббистов меморандума владелец «Эталон-такси» Александр Савицкас считает данный шаг прогрессивным. «Многие службы заявляют минимальную стоимость проезда около 20 грн., но не указывают ни включенный в нее километраж, ни цену 1 км сверх него. В итоге клиент, зачастую выбирающий службу, ориентируясь только на стоимость «минималки», платит больше, чем рассчитывал.
Поэтому, предлагая поднять цену минимального заказа с одновременной фиксацией стоимости 1 км пробега, мы делаем ценообразование более прозрачным», — говорит г-н Савицкас. Хотя председатель. Профессионального союза таксистов Украины Василий Попик опасается, что новые расценки вызовут неприятие со стороны АМКУ и других регулирующих органов.
«Это может быть расценено как явный корпоративный сговор», — считает он. Тем временем новые тарифы на проезд в такси уже стали фактом: с начала декабря стоимость «минималки» у многих столичных служб выросла до 30 грн. По различным оценкам, повышение состоялось у полусотни служб, в основном из числа подписантов.
Впрочем, новые ценовые реалии — не самое главное новшество, которое в будущем ожидает рынок. Крупнейшие его участники также договорились вести единую кампанию по ограничению количества информационно-диспетчерских служб, которые «не имеют достаточной материально-технической базы и сотрудничают с нелегальными перевозчиками». Для этого с 10 декабря ими был создан единый реестр информационно-диспетчерских служб.
К его участникам выдвигается ряд требований: наличие отдельного помещения (должно быть выполнено до 1 марта 2010 г.), цифровых телефонных стационарных линий (до 31 декабря), профессиональной радиосвязи (до 1 марта), использование лицензированного программного обеспечения, согласованного с профильными ассоциациями (до 10 декабря) и пр. Наиболее трудновыполнимым требованием можно считать обязательное наличие у информационно-диспетчерских служб своих радиочастот.
«Их число ограничено. Соответственно, это сократит и количество диспетчерских служб. А ведь на дворе XXI век. Радиосвязь уже давно потеряла актуальность, и многие сейчас пользуются мобильной», — объяснил свое несогласие с данной новацией Василий Попик. Впрочем, стороны признают, что выполнение всех вышеперечисленных требований пока носит добровольный характер.
Но у них есть шанс стать обязательными. Ведь с весны текущего года в парламенте находится принятый в первом чтении законопроект депутатов от БЮТ о лицензировании информационно-диспетчерской деятельности. Если он вступит в силу, то крупнейшие службы такси будут настаивать на том, чтобы при разработке лицензионных требований за основу были взяты положения их меморандума.
По данным «ДС», соответствующее письмо еще в ноябре было отправлено в Госкомпредпринимательства. При таком развитии событий для мелких информационно-диспетчерских служб, общее число которых в городе превышает полторы сотни, не останется места на рынке, и они будут вынуждены укрупняться под эгидой компаний, инициировавших принятие меморандума.
Алексей Грибановский, ДС
Tweet