Залет нормальный. Проект серийного производства «ангелов» погрузился в банкротство

В мае Хозяйственный суд Киева открыл дело о банкротстве разработчика первого украинского вертолета — КТ-112 — ООО «Конструкторское бюро «Вертикаль». Наибольшие неприятности от этого события ожидает Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение, которое пару лет назад прокредитовало вертолетостроителей на 30 млн грн. и косвенно уже признало отсутствие надежд на возврат этих средств в бюджет. 

По сведениям «ДС», инициирующим кредитором выступил Альфа-Банк, долг перед которым составляет почти $1,6 млн. Финансисты добивались своего еще с января 2010 г., но рассмотрение их иска неоднократно переносилось. Первое определение по сути дела было принято только в мае, после чего процесс банкротства КБ «Вертикаль» обрел вполне официальные очертания. Информация об этом, по данным «ДС», должна быть опубликована в июне. Ее размещением в официальной прессе займется распорядитель имущества, которым суд назначил арбитражного управляющего Сергея Кицула. Он же будет принимать заявки от других кредиторов.

Таким образом, проект по созданию серийного производства первого отечественного вертолета потерпел фиаско. Он был задуман в далеком 1999 г. основателем и президентом КБ «Вертикаль» Сергеем Тюриным. В 2000–2001 гг. конструкторское бюро, на то время имевшее в активах только эскизный проект летательного аппарата под названием «Ангел», вело переговоры со столичными властями о программе «Киевское небо». В ее рамках предполагалось выделение финансирования от города в размере порядка 50 млн грн. на создание первой партии вертолетов. Но местные депутаты к таким перспективам, несмотря на поддержку проекта тогдашним мэром Александром Омельченко, отнеслись с прохладцей, несколько раз провалив голосование по этому вопросу. Вторая попытка договориться с горадминистрацией была предпринята в 2004 г. На тот момент «Вертикаль» уже собрала несколько опытных образцов своей техники и предлагала создать совместное предприятие с паритетным распределением долей по их серийному производству — ЗАО «Киевский вертолетный завод». Правда, и в этот раз безуспешно.

Намного удачнее с 2005 г. продвигались переговоры с властями страны. Проекту явно благоволил Виктор Ющенко, несколько раз лично посещавший экспериментальные полеты вертолета. Результатом живого интереса главы государства стало выделение КБ «Вертикаль» в 2007 г. Государственным инновационным финансово-кредитным учреждением (входит в состав Государственного агентства Украины по инвестициям и инновациям) 30 млн грн. кредита в рамках госпрограммы по реализации инновационных проектов в экономике. На эти средства планировалось построить завод по серийной сборке легкого вертолета КТ-112 «Кадет» (прежнее название «Ангел») и его модификаций, для чего в пгт Бородянка было зарегистрировано ООО «Авиационный завод «Тюссе». Более того, в 2008 г. свет увидел указ Виктора Ющенко о всестороннем содействии, дальнейшей финансовой поддержке и госзаказе на вертолет, а Кабинет Министров внес аппарат в перечень приоритетов в Стратегии развития отечественной авиапромышленности на период до 2020 г. В результате только до 2010 г. госзаказ должен был составить около 115 млн грн.

Все это время основатель и президент КБ «Вертикаль» Сергей Тюрин уверенно говорил о том, что вертолет будет вот-вот сертифицирован, и строил обширные планы по его выпуску в пгт Бородянка. К 2012 г. предполагалось начать серийное производство машин на уровне нескольких сотен в год. Но завод под Киевом так и не был построен. «Никто денег не вкладывал. Нет их и сейчас», — коротко резюмировал в разговоре с «ДС» представитель ООО «Авиазавод «Тюссе». Финансовые проблемы вертолетостроителей уже признали и в Государственном инновационном финансово-кредитном учреждении. С конца 2008 г. они ежеквартально обращались с исками в хозсуд к «Вертикали» в связи с неуплатой процентов по займу.

Судя по всему, именно под влиянием указанных обстоятельств в 2009 г. Сергей Тюрин сделал еще одну попытку привлечь деньги, написав письмо на имя руководства «Корпорации Ивченко» с предложением о вступлении конструкторского бюро в объединение. Это позволило бы вертолетостроителям заручиться определенной индульгенцией в отношениях с кредиторами и прежде всего с государственными. Однако в корпорации подобную идею восприняли прохладно, после чего банкротство детища Сергея Тюрина стало лишь делом времени. Надежды на возврат госзайма туманны и в учреждении пока официально не комментируются. Но за чиновников эти перспективы красноречиво описали в Генпрокуратуре, которая недавно завела уголовное дело о нецелевой растрате выделенных ООО «КБ «Вертикаль» почти 30 млн грн.

Алексей Грибановский, Деловая столица

 

You may also like...