Темная история ядерщика Амири
15 июля в Тегеран прибыл иранский физик-ядерщик Шахрам Амири (Shahram Amiri). Американские власти, все это время отвергавшие обвинения в похищении Амири и утверждавшие, что он прибыл в страну по доброй воле, не возражали против возвращения ученого на родину, о чем 13 июля официально заявила глава Государственного департамента США Хиллари Клинтон.
За три дня до этого, как сообщили американские СМИ со ссылкой на заявление государственного радио Ирана, ученому удалось пройти в иранский сектор пакистанского посольства в Вашингтоне, которое представляет Исламскую Республику в США с момента разрыва дипломатических отношений между двумя странами в 1979 году. Он попросил убежища у сотрудников посольства, еще раз подтвердил, что был похищен ЦРУ и объявил о своем намерении вернуться в Иран.
Американские власти, все это время отвергавшие обвинения в похищении Амири и утверждавшие, что он прибыл в страну по доброй воле, не возражали против возвращения ученого на родину, о чем 13 июля официально заявила глава Государственного департамента США Хиллари Клинтон.
ПОХИЩЕНИЕ, ПОБЕГ И ВОЗВРАЩЕНИЕ
3 июня 2009 года Амири исчез в Саудовской Аравии. Его имя американская пресса связывала с работами по ядерной программе Ирана. Многие заокеанские СМИ утверждали, что физик работал в Технологическом университете имени Малика Аштара, находящимся под контролем Корпуса стражей Исламской революции, и мог быть причастен к ядерным исследованиям военного назначения. По сведениям же некоторых изданий, он занимался всего лишь проблемами использования радиоактивных изотопов в медицине.
Только через несколько месяцев со дня пропажи ученого иранские власти объявили о его исчезновении. Они заявили, что это дело рук ЦРУ, которое, по их утверждениям, похитило физика с помощью саудовских спецслужб. Министерство иностранных дел Исламской Республики Иран (ИРИ) неоднократно выступало с требованиями вернуть ученого на родину. Глава МИД Ирана неоднократно выступал по этому вопросу по иранскому телевидению.
Осенью прошлого года Госдеп США выступил с заявлением о беспочвенности обвинений Тегерана по поводу американского участия в исчезновении иранского ученого-ядерщика. Помощник главы Бюро ближневосточных дел (Bureau of Near Eastern Affairs) Джеффри Фельтман (Jeffrey D. Feltman) в ходе телефонной конференции с журналистами из нескольких арабских городов в странах Персидского залива категорически отверг обвинения Тегерана в том, что Вашингтон был замешан в исчезновении иранского ученого, отправившегося в июне в Саудовскую Аравию для совершения малого паломничества, называемого «умра».
«Мы ничего не знаем об этом человеке, – заявил Фельтман. – США не имеют к этому никакого отношения, и мы надеемся, что впредь иранцы воздержатся от подобных обвинений, не имеющих под собой никакого основания». Однако несколько позднее в американской прессе появились сообщения о том, что Амири сам решил уехать в США и добровольно сотрудничал с ЦРУ.
7 июня этого года телевидение ИРИ показало запись, якобы свидетельствующую о том, что ядерщик был похищен американскими спецслужбами, а не намеренно вступил с ними в контакт. Агентство Associated Press сообщило, что перед телекамерой выступил некто, очень похожий на пропавшего физика, и зачитал свое обращение.
Главный персонаж этого весьма запутанного дела тогда поведал, что он был похищен 3 июня 2009 года в саудовском городе Медина в результате операции, проведенной спецслужбами США и Саудовской Аравии. Ему якобы ввели сильную дозу какого-то снотворного, посадили в машину и в бессознательном состоянии увезли в неизвестном направлении, видимо, как он предположил, в одну из резиденций ЦРУ. По словам ученого, он очнулся от наркоза только на борту лайнера и понял, что летит в Америку.
Человек с пленки рассказал также о том, что сотрудники ЦРУ жестоко пытали его и подвергали психологическому давлению. В этом, по его словам, принимали участие и сотрудники спецслужб Израиля. Якобы именно под этим воздействием он и был вынужден заявить о том, что вывез из Ирана ноутбук с секретными данными по ядерной программе и передал их американской разведке.
Но в тот же день появилась другая видеозапись. В ней признания иранского физика-ядерщика носили прямо противоположный характер. Он заявил, что приехал в США по собственному желанию. Здесь он намеривался учиться и повысить уровень своего образования. На этой пленке Амири заявлял, что его жизнь в Америке течет безо всяких осложнений и он очень доволен своим нынешним положением.
А 29 июня по иранскому телевидению была показана еще одна видеозапись, которая окончательно запутала всю эту историю с похищением физика. Она свидетельствовала о том, что ученому удалось сбежать от охранявших его агентов ЦРУ и спрятаться в штате Вирджиния. Амири заявил, что «никогда не предавал Иран» и обратился к властям своей страны с просьбой помочь ему возвратиться домой.
В аэропорту Тегерана ученый был встречен как герой. Он был увенчан венком из цветов. Его встречал целая делегация из представителей иранского МИДа и ряда правительственных чиновников, а также его жена и сын. Амири выступил перед камерой иранского телевидения на моментально организованной пресс-конференции и заявил, что является обычным научным сотрудником и не принимает никакого участия в реализации ядерной программы. Он еще раз подтвердил, что был похищен агентами ЦРУ. По словам ученого, сотрудники ЦРУ пытались заставить его вести агитацию против Ирана и даже предлагали 50 млн. долл., если он согласится остаться в Америке.
Вашингтон и руководители ЦРУ всегда отвергали заявления о том, что спецслужбы Америки каким-то образом причастны к пропаже Амири. Правда, некоторые СМИ, ссылаясь на некоего анонимного представителя Белого дома, заявляют о том, что США якобы получили от иранского физика-ядерщика «полезную информацию».
В день прибытия Амири в Тегеран влиятельная американская газета Washington Post со ссылкой на нескольких сотрудников администрации Белого дома сообщила, что за информацию об иранской ядерной программе ученому было выплачено 5 млн. долл. Однако, как отметила газета, в настоящее время он не сможет воспользоваться полученными деньгами, поскольку в США в рамках международных санкций, введенных против Ирана, действует запрет на банковские переводы в эту страну.
По этому поводу в аэропорту физик еще раз подчеркнул, что сотрудники американских спецслужб принудили его признаться в том, что он передал им компьютер с секретной информацией. Однако, как заявил Амири, он надеется, что с помощью Аллаха сможет доказать свою полную невиновность и уличить американцев во лжи.
История исчезновения физика и его возвращения домой покрыта мраком и вызывает множество вопросов. Однако, как сообщили некоторые иранские диссиденты, проживающие в различных западных странах, весьма популярному в арабских странах телеканалу «Аль-Арабия», что в адрес жены и сына Амири после его исчезновения постоянно поступали недвусмысленные угрозы. А почти перед самым возвращением ядерщика в родные пенаты его семья якобы получила весьма категоричный ультиматум. Близкие физика были предупреждены о том, что если ученый не возвратится в Иран, то все его родственники будут подвергнуты самым жестким репрессиям.
СПЕЦАМ НЕПОНЯТНО
Как и в случае последнего шпионского скандала в Америке, когда ФБР арестовало 10 российских нелегалов, а федеральная прокуратура сняла с них большую часть обвинений и они были практически моментально обменяны на четырех российских граждан, отбывавших наказание за измену родине, в зарубежной прессе появилось множество версий подлинной подоплеки исчезновения иранского физика и его возвращения в Тегеран. Специалисты снабжали журналистов самыми различными предположениями, начиная с того, что никакого похищения на самом деле не было и заканчивая тем, что иранские власти просто вынудили ученого вернуться домой, используя его родственные чувства и любовь к семье.
Высказывались предположения, что ЦРУ якобы взяло Амири в разработку значительно раньше того момента, когда он исчез в Медине, предложило щедро оплатить его информационные услуги и приехать в Америку. Однако как только он прибыл в США, высокая денежная компенсация обернулась постоянными и бесконечными беседами с сотрудниками ЦРУ, которые пытались получить от физика все необходимые сведения об иранской ядерной программе. В интервью одной из наиболее влиятельных газет США Los Angeles Times бывший сотрудник ЦРУ на условии анонимности поведал: «Когда вы зарубежный информатор, к вам относятся совершенно по-особенному, но если вы приезжаете сюда, наступает разочарование. Вас заставляют работать на результат».
Один из сотрудников российских спецслужб в беседе с обозревателем «НВО» сказал, что «в том деле, как и в случае с нашими нелегалами, царит полная темнота». «Предполагать можно практически все. Вашингтон официально заявляет, что Амири добровольно снабжал американскую разведку информацией о ядерной программе Ирана, за что ему федеральное Казначейство якобы перечислило 5 миллионов долларов».
Сам Амири настаивает на том, что был похищен в июне 2009 года в Саудовской Аравии. Однако здесь сразу же возникает естественный вопрос – как он мог получить доступ в Интернет и пожаловаться на свою горькую долю. ЦРУ никогда не предоставляло таких преференций находящимся в их «распоряжении» специалистам.
Вполне можно предположить, что главному шпионскому ведомству Америки так и не удалось окончательно завербовать перебежавшего на их сторону иранского специалиста и убедить в преимуществах жизни за океаном.
Здесь можно провести некоторую аналогию с бывшим офицером КГБ Виталием Юрченко, который возвратился в СССР в определенной мере именно по этой причине и по личным мотивам, главным из которых была любовь. Юрченко был завербован ЦРУ в 1985 году в Риме, но через несколько месяцев вернулся в Советский Союз.
В 1999 году бывший заместитель руководителя контрразведки в ЦРУ Пол Редмонд (Paul Redmond) на международной научной конференции по проблемам разведки в холодной войне, в которой принимали участие профессиональные разведчики из разных стран, в том числе из России и других государств бывших членов Варшавского договора, а ее председателем был бывший президент США Джордж Буш, заявил, что его подчиненные пыталась получить от Юрченко все известные ему сведения, даже информацию о местонахождении шведского подданного Рауля Валленберга, «пропавшего в застенках НКВД». «Мы его не вербовали, так что не могли в личном порядке помочь ему приспособиться к местной обстановке»,– заявил тогда Редмонд.
Можно сделать и другие предположения. Амири мог разочароваться в Соединенных Штатах, поскольку его представления о сладкой жизни в этой стране не пришли в соответствие с реальностью. Возможно, его замучило чувство вины перед своей родиной. Вполне вероятно, что он сильно скучал по жене и сыну, которых ЦРУ не переправили в Америку вместе с ним, как это обычно делалось, и т.д.
Но если судить по той торжественности встречи, которую Амири устроили иранские власти, нельзя исключать и того, что он был отправлен в США для того, чтобы дезинформировать Белый дом США о ядерной программе Тегерана, включив в его сведения достаточно много реальных фактов, но скрыв самое главное.
Кстати, в 1980-х многие чиновники американской разведки и Белого дома тоже полагали, что Юрченко вышел на контакт с ЦРУ по заданию своего руководства. Он разоблачил аналитика АНБ Роналда Пелтона (Ronald Pelton) и офицера ЦРУ Эдварда Ли Ховарда (Eduard Lee Howard), которые действительно работали на СССР. Некоторые американские аналитики тогда предположили, что эта операция была проведена КГБ, чтобы отвлечь внимание спецслужб США от еще более опасного для Америки своего агента – сотрудника контрразведки ЦРУ Олдрича Эймса (Aldrich Ames).
В деле Амири, как в свое время констатировал автор многочисленных романов о разведчиках и шпионах, который достаточно долго работал в английских спецслужбах МИ-5 и МИ-6, Джон Ле Карре, «в мире разведки существуют оттенки только серого цвета». Возможно, как и в случае с российскими нелегалами, недавно возвратившимися на родину, тайна Амири будет оставаться за кадром еще долгие годы», – заключил эксперт.
Владимир Иванов, Независимое военное обозрение
Tweet