Таксистам Украины включили счетчик
Пытаясь хоть как-то облагородить такси к началу Евро -2012, власти бросаются в крайности. АМКУ обвинил перевозчиков в сговоре и требует снизить цены. Местные чиновники, наоборот, объявили войну за качество перевозок, что, по идее, будет способствовать их удорожанию. Так что вопрос – по каким же ценам будут возить украинцев и болельщиков таксисты – остаётся открытым.
У киевлян появился шанс ездить на такси дешевле и комфортнее. В начале апреля АМКУ, начавший проверки столичного рынка пассажирских перевозок в феврале этого года, огласил первые итоги рейдов. «Улов» оказался нешуточным. Контролёрам удалось раскрыть сговор таксистов.
В картель, якобы, вошло 11 крупных перевозчиков, которые оккупировали наиболее привлекательные стоянки такси, не пуская туда конкурентов, в том числе, и «силовыми методами», и установили завышенные тарифы для пассажиров. Какие именно компании контролируют киевский рынок такси и какой должна быть «честная» цена за езду под «шашечкой» в Антимонопольном комитете пока не уточняют, ведь проверки не закончены. Но обещают наказать нарушителей по всей строгости закона.
По идее, попав под «колпак» антимонопольщиков, таксисты должны уже в ближайшее время снизить цены. Насколько большие скидки удастся выбить у них контролёрам, пока неизвестно, ведь перевозчики давно жалуются, что их бизнес и так убыточен и, наоборот, ещё в конце прошлого года предупреждали о возможном повышении тарифов.
В качестве аргумента в свою пользу они озвучивают следующую статистику: только за последние полгода минимальный тариф (до 5 км) в столице и городах – миллионниках упал с 35 грн до 28-29 грн, а расценки при оплате по счётчику – с 3 грн/км до 2,4-2,6 грн/км. «Такие расценки не включают амортизационных расходов, поэтому таксисты просто «убивают» свои машины и через 2-3 года работы уходят с этого рынка», – поясняет руководитель проекта «Таксопорт» Анатолий Галазюк.
Именно высокой текучестью водителей он поясняет снижение качества обслуживания пассажиров. Ведь отрасль массово наводнили непрофессионалы, которые на волне кризиса потеряли работу по специальности, и теперь «проедают» собственную машину. Крупные диспетчерские службы считают, что ситуация могла бы измениться в лучшую сторону, если бы тарифы выросли хотя бы до 3,5 грн/км. Анатолий Галазюк полагает, что в идеале километр проезда должен продаваться по цене литра бензина. Это, якобы, позволит содержать такси в должном техническом состоянии и обеспечить клиентам комфортную езду. Главная интрига этого сезона – чем же закончатся торги между перевозчиками и контролёрами для кошельков среднестатистических украинцев.
Антимонопольный комитет оказался далеко не единственной структурой, обратившей пристальное внимание на рынок таксомоторных перевозок. Попытку отрегулировать отрасль предпринимают и местные власти. В частности, в КГГА в начале марта создали специальную рабочую группу, которая будет реформировать столичное такси.
На первом этапе чиновники задумали провести аттестацию перевозчиков – проверить их водительское мастерство, наличие лицензий, оценить насколько соответствует нормам транспорт, оборудован ли он счётчиками и платёжными терминалами и пр. Власти рассчитывают отловить нелегалов, которых, по оценкам общественного совета при столичной городской администрации, в городе порядка 85% от общего числа таксистов (2 тыс. авто). Кроме того, таким образом хотят подтянуть общий уровень такси к Евро-2012, ведь если иностранный турист рискнёт проехаться в среднестатистическом киевском такси, то испытает настоящий культурный шок, – опасаются чиновники.
Благородные, на первый взгляд, намерения властей не оценили даже работающие легально и постоянно жалующиеся на конкуренцию со стороны «грачей» перевозчики. Директор службы такси 1554 Антон Боголюбов считает, что аттестация приведёт к росту тарифов, а это чревато недовольством пассажиров.
«Один потребитель готов платить за чистоту в машине и профессионализм водителя, для другого же важнее низкая цена. Если всех таксистов заставят возить пассажиров по высшему разряду, эконом-предложений на рынке просто не останется», – говорит он. Массу нареканий вызывают и требования установить счётчики и платёжные терминалы.
По сути, эти нормы действуют уже давно, однако на практике так и не выполняются, ведь за дополнительное оборудование таксисту нужно заплатить порядка $3 тыс. «Установка того же терминала связана и с законодательными сложностями – их разрешают ставить только юридическим лицам имеющим банковский счёт, а в службах такси работают частные предприниматели», – добавляет Антон Боголюбов. Но больше всего в подобной автоматизации таксистов пугает тот факт, что она позволит контролёрам отслеживать статистику поездок и доходы перевозчиков.
Анатолий Галазюк считает попытки городских чиновников навести порядок в перевозках логичными, но пока нереальными. «Подобные инициативы будут эффективными лишь в случае комплексного реформирования национального законодательства, регулирующего этот рынок», – уверен эксперт. Подобные попытки приверженцами «правильного» рынка предпринимаются с прошлого года. Тогда Министерство инфраструктуры, ссылаясь на обязательства Украины перед УЕФА подтянуть к началу чемпионата обслуживание туристов, в том числе и транспортное, под европейские стандарты, разработало проект закона о таксомоторных перевозках.
Согласно документу, службы такси должны контролироваться местными властями, причём региональные чиновники могут регулировать как количество перевозчиков, так и их ценовую политику. Это позволило бы уменьшить конкуренцию в отрасли, ведь сейчас по дорогам Украины колесит порядка 200 тыс. такси, тогда как для нужд страны вполне хватило бы вдвое меньшего количества. В итоге те, кто сможет удержаться на рынке, автоматически получат возможность диктовать пассажирам свои условия, но взамен должны будут повысить качество обслуживания.
Понятно, что такие реформы выгодны в первую очередь крупным диспетчерским службам, заинтересованным в повышении тарифов. Учитывая и без того напряженную социальную обстановку в отрасли, чиновники так и не решились подать скандальный документ на рассмотрение Верховной Рады. Поэтому, несмотря на то, что до Евро-2012 осталось не так много времени, глобальных реформ в отрасли не предвидится. И вопрос – по каким же ценам будут ездить в такси украинцы и иностранные туристы – остаётся открытым. Судя по всему, тарифы будут зависеть, в первую очередь, от наглости водителей и сговорчивости их пассажиров.
Автор: Татьяна Гармаш, КОНТРАКТЫ
Tweet