Украинки массово выходят замуж за… другие страны: тут жить нельзя, а если можно, то не стоит
»Хочу выйти замуж и уехать из страны. За кого лучше выходить? Я в основном ориентируюсь на итальянцев и испанцев. Слышала, что немцы так себе… У кого какой опыт есть? Очень нужна информация, где лучше искать потенциальных мужей. Ведь ваша задача найти не бедного, не избалованного, со своим жильем, без детей, не старого, не больного, не страшного, не жадного, приятного в общении мужчину. Такие на дороге не валяются»
C женского форума. Современное «прощание славянки»…
Выйти замуж — не напасть, как бы замужем не пропасть
Большая светлая любовь, но чтобы с виллой на берегу моря и приличным счетом в банке. Времена меняются, а наши золушки неизменно ищут принца — богатого заморского жениха, который избавит их от серости и безденежья. Манит не только достаток, но и воображение, что там их будут носить на руках, дарить цветы и подарки.
«Раньше женщины хотели уехать, чтобы обрести финансовую стабильность, сейчас чаще обращаются потому, что хотят любви, которую не получают от украинских мужчин», — сообщили в брачном агентстве MissUA. После небольшого затишья, вызванного кризисом, у брачных агентств опять полно работы — увеличился спросиноземных женихов на украинских невест. Кстати, это общемировая тенденция, когда женихи — из более развитых стран, невесты — из менее. Количество брачных агентств также растет — только в Киеве их уже около 70.
Женихов из-за границы красивая и, как правило, образованная украинка привлекает смесью европейской внешности и азиатской покладистости. А еще — непереборчивостью. Молодая европейка редко согласится на брак с 50—60-летним. Наши девушки не видят в этом помехи. Впрочем, выбирают не они, выбирают их. В западных агентствах женщины несут расходы наравне с мужчинами. В наших — и платит, и «заказывает музыку» сильный пол. Девушкам же остается клясться в «любви верной, преданной, вечной». Только вечность у таких браков недолгая. По статистике, уже в первый год 2/3 из них заканчиваются разводами и сопутствующими проблемами.
«Любви в поисках мужа-иностранца нет ни на грош, — комментирует киевский коучер Мария Ляхова. — Девушки выходят замуж за страну. Они готовы выйти за любого, лишь бы уехать отсюда, где, они считают, ничего не могут достичь. Не хотят видеть возможностей, которые, между тем, есть. А еще думают, что за границей они решат свои проблемы. Но как практикующий психолог могу сказать: если мы не решаем свои проблемы в одном месте, мы их просто переносим в другое.
Уезжают, не понимая, чем грозит такое замужество в будущем, не смотрят так далеко. Им бы «вырваться», а там будь что будет: если разойдутся, как-то пристроятся. Даже, если это любовь (редкие случаи, ведь для того, чтобы любовь возникала, человека необходимо знать), разница в исторически сложившихся подходах к жизни рано или поздно скажется. И тогда станет невыносимо трудно от осознания ошибки: в чужой стране, вдалеке от родителей, от друзей, от родной культуры. Мы не приучаем наших детей к ответственности, к анализу своих действий, слов, мыслей, не бережем традиции. Нет такого целенаправленного воспитания ни в семье, ни в школе. Информации валом, как в мусорном ведре — что вытащишь, то и твое».
Американские слезы российских жен
Если в перестроечные 90-е годы украинки тысячами выезжали со студентами в Арабские Эмираты (сейчас больше в Турцию, Испанию, Италию), русские красавицы предпочитали Америку (с 1991-го по 2001-й за американским счастьем выехало 150 тысяч россиянок, в следующие десять лет — 75 тысяч). Некоторым девушкам удавалось найти своего принца и такую жизнь, о которой мечтали. И тут счастливые семьи были похожи, имели общие особенности: девушки знали язык страны, в которую выезжали, четко представляли, что их ожидает, супруги были «открыты» к культуре друг друга и, что называется, смотрели из одного окна. Однако большинство не вписались в «местный контекст».
Об этом документальная лента Михаила Фанштейна «Американские слезы российских жен». В фильме отмечается также, что если иностранец целенаправленно ищет славянскую жену, в большинстве случаев он не будет относиться к ней уважительно. Мужчины, которые выбирают жену по каталогу, — это, как правило, лузеры у себя на родине. Они ищут или сексуальную рабыню, или уборщицу, или красивую игрушку, за счет которой хотят самоутвердиться.
Случаются и преступники. Брачные агентства не предоставляют такой информации о своих клиентах — закон не обязывает. После нашумевшего убийства 18-летней Насти Соловьевой, вышедшей по настоянию родителей за 39-летнего американца, конгресс США принял закон «О регулировании международного брачного посредничества». Обязал брачные агентства, большинство из которых, как и в Украине, работают через свадебные сайты, при регистрации соискателей требовать полной информации об их психическом здоровье, о предыдущих браках и причинах развода, о несудимости. Новый закон — это первая попытка взять под контроль (к сожалению, пока только в США) нерегулируемую брачную интернет-индустрию.
Под брачные агентства маскируются аферисты
«В Украине в роли брачных агентств, фирм по трудоустройству нередко выступают лица, зарабатывающие на торговле людьми, и к нам обращаются потерпевшие, — говорит Екатерина Черепаха, директор департамента социальных программ Международного женского правозащитного центра «Ла Страда-Украина». — Дело в том, что брачные агентства в Украине, как и в России, не лицензируются, достаточно зарегистрироваться как ЧП или СПД. Проверить, чем такие службы занимаются в действительности, трудно.
Девушке, которая хочет выйти замуж за иностранца, следует узнать, как долго агентство работает в этой сфере и какие у него есть успешные примеры. Уточнить, гарантирует ли агентство защиту персональных данных (то, что они не будут гулять в Интернете), а главное, что клиент адекватен. На сегодня отдельный законопроект, который был подан в ВР и предусматривал обязательное лицензирование деятельности брачных агентств, депутатами пока не принят. Но в сентябре прошлого года в Украине утвержден закон «О противодействии торговле людьми», и в нем есть часть, регулирующая трудоустройство за рубежом и деятельность брачных организаций».
Екатерина Черепаха предупредила об особой опасности самостоятельных знакомств в Интернете с целью поиска потенциального супруга. Так, недавно в их правозащитную организацию обратилась пострадавшая, которая, списавшись через Интернет, поехала погостить у жениха-иностранца. У нее был билет в оба конца, но «внимательный и очаровательный», как ей показалось, мужчина оказался извращенцем. Он задержал ее, издевался над ней сам и приглашал товарищей. Девушке чудом удалось вырваться.
Определенные категории женщин обретают мужей-иностранцев через так называемые эскорт-агентства (предоставляющие в т. ч. и секс-услуги). Этот бизнес особенно налажен у украинок в Польше, пишет польский еженедельник Wprost. Украинка контактирует с посредником у себя в стране. При пересечении польской границы она уже знает, с кем должна связаться на той стороне, сколько и кому заплатить. Отрабатывает по прибытии в местном агентстве эскорт-услуг деньги, необходимые на организацию замужества. Люди из сферы секс-бизнеса имеют обширные контакты. Нередко владелец заведения устраивает брак проститутки с клиентом.
Поляк в цене
Однако более популярным способом эмигрировать за рубеж в последние годы стал фиктивный брак. Это альтернатива браку по расчету: один получает деньги, другой — вид на жительство. С тех пор как Польша вошла в состав Европейского Союза, цена за фиктивный брак с гражданами этой страны возросла с пяти до 20 тыс. злотых, а сама Польша стала европейским центром по заключению брачных союзов за деньги и транзитным государством для эмигрирующих в страны ЕС. Ежегодно здесь оформляется около девяти тысяч браков с иностранцами. Каждый четвертый брак может быть фиктивным, указывает польское издание Emigrant.
Интересно, что первыми до возможности своей легализации в этой стране путем заключения фиктивных браков додумались вьетнамцы. После скорого замужества и быстрого развода за первопроходцами подтягивалась вся родня, и закладывался семейный бизнес. По-другому дело обстоит у украинцев — они ищут работу. Количество украино-польских фиктивных браков резко возросло после 1 июля 2003 года, когда Польша, в соответствии с предписаниями ЕС, ввела визы для граждан Украины.
Тогда-то и расцвел рынок браков за деньги. В наивысшей цене (4 тыс. евро) женихи из больших городов, ибо только в таких агломератах, как Варшава, Познань или Краков, украинцы могут реально трудоустроиться. Супруги из безработных регионов вдвое дешевле, но именно в наибеднейших восточных приграничных районах легче найти кандидата. Хотя искать особо не требуется. Сайтов знакомств сотни, объявлений вроде «женюсь на украинке, дам возможность жить в Польше с пропиской и документами резидента ЕС» — тысячи. Процедура, указывают, простая: деньги, брак, а когда иностранец получает гражданство, — развод.
На практике все не так просто. Закон Польши «Об иностранцах…» (статья 55 пункт 1) не только дает чиновникам право проверять отношения молодоженов, но и обязывает. «Получение гражданства — долгий и тернистый путь, — делится со мной Марина, бывшая киевлянка, а теперь жительница Воломина (под Варшавой). — После регистрации заявления в канцелярии президента имеешь право на временное пребывание в стране в течение года.
Потом продлевают на год-два, в зависимости от заключения инспектора, и только после трех лет можешь подавать на гражданство, получение которого, бывает, затягивается до 10 лет. Сама эту процедуру прохожу, знакомые также, при том, что у меня замужество нормальное, не за деньги». Информацию подтвердили в киевском консульском отделении посольства Польши: получение гражданства возможно минимум через три года и шесть месяцев после заключения брака с гражданином Польши или шесть месяцев после получения статуса долгосрочного резидента ЕС (информацию можно найти и на сайте консульства).
Тем не менее бизнес фиктивных браков пока процветает, в нем участвуют даже преступные группировки. Одна из них была раскрыта в прошлом году в Варшаве. Участников посадили за решетку на пять лет.
Ожидается, что в Европейском Союзе предписания относительно иностранцев станут строже. Борющиеся с экономическим кризисом, ростом безработицы и социальным недовольством власти многих европейских стран сделали иммиграцию горячей политической темой, резюме которой: закрытие границ и охота на тех, кто незаконно находится на европейской территории.
Автор: Ксения Соколова, «Зеркало недели. Украина» №21
Tweet