Украинские дороги как зеркало нации

Украинские дороги можно условно разделить на отвратительные и бесполезные. К числу отвратительных можно смело отнести абсолютное большинство украинских дорог, которые временами язык не повернется назвать дорогами, скорее направлениями. К бесполезным можно отнести дороги хорошего качества, которые ведут в Межигорье.

 Ну или к хатынкам чиновников рангом немного поменьше. Кроме того, что такие дороги никуда не ведут, так их еще и регулярно перекрывают для провоза очень, очень дорогих нам вождей. Оставшееся мизерное количество действительно приличных дорог является всего лишь исключением, которое подтверждает правило. В любом случае, если по всему телу человека образовались тромбы, хорошее кровообращение в пятке его никак не спасет.

Украинским дорожникам мешает все – хроническое недофинансирование, тяжелогруженые фуры, которые убивают дорожное полотно. Да и вообще любые автомобили, которые ездят по дорогам. Ладно бы только автолюбители, сама природа ополчилась против них. Она безжалостно уничтожает все труды дорожных рабочих, причем с каждым годом погода становится все хуже, и хуже.

Есть от чего прийти в отчаяние и засадить бывшие скоростные магистрали картошкой или гречкой. Но, к сожалению, передвигаться-то как-то надо. Железнодорожные маршруты, которые появились еще при царе, очень дорогие нам теперешние вожди закупорили при помощи быстроходных «Хюндаев».

 

По оценкам экспертов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), убытки от количества аварий для экономики Украины оцениваются в $5 млрд. в год. Больше всего смертей на дороге происходит на Житомирщине, а аварий – на Донбассе. Киев оказался самым безопасным для автомобилистов.

 

Благо, что грузовые перевозки передаются в надежные руки, чтобы была возможность вывозить на Запад металл и сырье. С авиацией у украинцев тоже не сложилось. Господин Коломойский наигрался с самолетиками, а новые монополисты пока еще не доросли до масштабов «Аэросвита». В общем, без дорог мы обходиться пока не научились, а значит, надо что-то решать.

Поговорим о папередниках

Во первых, проблему дорог нельзя назвать не решаемой. По крайней мере, древние римляне ее уже решили около двух тысяч лет назад! Чтобы сразу не шокировать неподготовленного украинского читателя, полюбуйтесь на первую консульскую дорогу древнего Рима, построенную в lV веке до н.э. 12 километров этой дороги сохранилось в первозданном виде.

Положа руку на сердце, я предпочел бы эту дорогу, возраст которой перевалил за 2400 лет многим украинским «новоделам».

А это отрезок Аппиевой дороги (3-2 вв. до н.э.), древнейшей и одной из самых знаменитых из великих римских дорог. Длина этой дороги – более 570 км, она соединяет Рим с портом Бриндизи на Адриатике, в пятке итальянского «сапога». Благодаря превосходному качеству постройки Аппиева дорога использовалась еще в 6 в. н.э. Даже в наши дни значительная часть этой дороги сохранилась, и пригодна к эксплуатации! К слову, длина трассы Киев-Одесса составляет около 480 км.

Сторонники украинского Автодора могут возразить – небось, бюджет у древнеримского автодора был огромный, не чета нашему! Что же, давайте прикинем. По данным историков, численность населения Римской империи колебалось в разные годы от 40 до 65 миллионов. Это вполне сопоставимо с населением Украины. Вы скажете, у нас кризис? Так и у римлян не всегда все было гладко. Были у них и постоянные войны, и восстания рабов, и чума, и гражданские войны – полный букет удовольствий. Да и территориально огромная империя занимала намного большую территорию, чем Украина – римляне успели немного обустроить даже Крым, внеся свою лепту в развитие дорог в Украине.

Сегодня состояние бездорожья в Украине начинается не где-то там избирательно и далеко, в глубинке или в депрессивных территориях, а почти повсеместно уже за 30—50 километров от крупных городов и нескольких государственных трасс. Подсчитаем убытки рядового водителя – они грандиозны!

Дороги, которые нас обирают: каждые 100 километров рядовому водителю обходятся в 500 гривен убытка!

Аргумент номер два – тяжеленные фуры, которые проминают асфальт, а при торможении делают на нем «волны». Что тут скажешь, численность населения города Рима историки оценивают в районе 500-700 тысяч. Эти люди сотни лет напролет ели, и покупали всевозможные товары, в городе регулярно строились грандиозные каменные здания, а значит, туда везли строительные материалы. Пусть древние «фуры» были поменьше, но их было огромное количество – на той же Аппиевой дороге можно увидеть колею, которую накатали за столетия миллионы и миллионы транспортных средств. К примеру, в Сумах по данным на 2001 год живет около 300 тысяч человек. Вы видели их дороги?! Напомните, сколько веков они уже простояли???

И последний железный аргумент – наша подлая погода, (перепады температур; внезапные зима, весна, лето и осень, глобальное потепление и т.д.)… Как вы думаете, сколько природных катаклизмов повидали римские дороги за несколько тысячелетий? А сколько держатся наши дороги?!

К этому стоит добавить, что технологии со времен римлян продвинулись достаточно далеко, чтобы не тратить силы и огромные средства на дорогу, которая сходит вместе с талым снегом. Если человечество додумалось до двигателя внутреннего сгорания, то придумать, как сделать качественную дорогу должно и подавно.

Так и видится древнеримский Гай Юлий Азаров, который проникновенно рассказывает, что без слез невозможно смотреть на автомобильную дорогу Киев-Одесса (Рим-Бриндизи),на участок дороги Хмельницкий – Черновцы, Киев-Сумы. Не лучше ситуация с дорогами коммунальной собственности, например, с кольцевой дорогой вокруг Киева . Гай Юлий так бы не смог, а Микола Янович – очень даже может.

Печальный итог выборов

Печальные тирады премьер-министра по поводу зимы и дорог очень тяжело воспринимаются гражданами, после радостных рассказов регионалов в стиле «Евро пройдет, а инфраструктура останется». Автомобилистам вообще очень легко опытным путем проверить – врет премьер-министр, или нет. Для этого есть два контрольных замера – зимняя и летняя смена резины. Если еще ДО наступления холодов, при замене резины на зимнюю вам долго рихтуют кувалдой диски, значит подлые ямы появились ДО холодов и неожиданной зимы.

Но главная печаль даже не в этом. Трагедия в том, что у власти больше не осталось мотивации для ремонта дорог – в 2012 году прошел не только чемпионат по футболу, но и выборы. Причем, выборы с мажоритаркой, когда кандидаты от власти, взяв под мышку мэров городов, губернаторов и прочих чиновников, носятся по округу, за бюджетные деньги (а некоторые даже вкладывая в будущий парламентский бизнес свои) выполняя наказы избирателей.

А это значит, что даже двойная стимуляция власти (международными наблюдателями от УЕФА и жаждущими благ избирателями), проблему дорог не решила и даже местами ухудшила. К примеру, в Харькове, для того, чтобы показать заботу мажоритарщиков, на некоторых улицах ободрали дорожное покрытие, чтобы сделать капитальный ремонт.

Естественно, после выборов деньги резко закончились, и (все познается в сравнении) относительно приличные дороги превратились в танкодром. Как автомобилистам выживать в этой ситуации, кто виноват и что делать, Новости Украины – From-UA спросили у Владимира Караваева – правозащитника, ведущего программы «Аргументы Караваева» на «Авторадио» и автора книги «100 аргументов против штрафов ГАИ».

По мнению правозащитника, дороги, которые готовились к Евро, все-таки пережили зиму и остались в нормальном состоянии. «Я ежедневно еду по Житомирской трассе. На нее никак не повлияла наша погода, дорога осталась великолепной. Но дорожники говорят, что любая дорога имеет свой гарантийный срок от 5 до 7 лет (хорошо что древние римляне этого не знали – авт.). Но сейчас, например, дороги залиты водой. И если я не уверен, что под этой водой нет ямы, я сбрасываю скорость и еду очень аккуратно. Но каждый день я сталкиваюсь с ситуацией, что вчера здесь не было ямы, а сегодня она уже есть».

«Как любят говорить наши политики, Евро бы у нас состоялось при любой погоде, независимо от того, какие у нас дороги. Но теоретически если предположить, что если бы сейчас народ поехал на Евро по таким дорогам, то он бы просто не доехал, все бы автомобили обломались», – добавил автор аргументов против ГАИ.

Также Владимир добавил в классификацию «плохие и бесполезные дороги» еще один тип дорог – столичные. «Киев – это все-таки столица, и здесь всегда были дороги хорошего качества. В то время, как мы раньше катались по Киеву и наслаждались хорошими дорогами, в Николаевской, Херсонской областях дороги всегда были жуткие.

Мы можем говорить конкретно о Киеве. Лично я таких плохих дорог в Киеве не помню, не было такого никогда. Но справедливости ради надо сказать, что такой зимы я тоже не помню — постоянные перепады температур тоже сказываются на состоянии дорог. Вопрос другой: почему в то время, как космические корабли летают на Марс, мы до сих пор не можем решить эту проблему, неужели нет технологий? Я уверен, что есть эти технологии, но почему они у нас не внедряются?»

Сто аргументов ЗА штрафы дорожникам

«Я считаю, что мы не можем отказаться от ямочного ремонта. Он очень выгоден — на нем удобно воровать. Невозможно проконтролировать, кто сколько ям залатал, и здесь идет воровство. До тех пор, пока мы не перестанем воровать на дорогах, до тех пор у нас и будут такие дороги», – перешел Владимир Караваев к извечному вопросу – кто виноват.

«Ямочный ремонт гораздо дешевле, чем делать полное покрытие дороги. Они все время ссылаются на нехватку денег, но на «5 канале» была программа, на которой присутствовал представитель Киевавтодора, обсуждали тему состояния дорог. И меня поразили цифры, которые он назвал. За прошлый год на ремонт дорог в Киеве было потрачено 19 млн. – это копейки, это мизер. Сидел представитель от профсоюза таксистов, который назвал цифру, что в среднем за месяц машина такси проезжает 10 тысяч км. Транспортный сбор, который у нас сейчас находится в стоимости бензина, на каждые 10 тыс. км составляет 1600 грн.

Попробуйте угадать: это улица или танковый полигон? Это полоса препятствий или тротуар? Доедет ли эта машина до середины квартала или ее колесо застрянет в люке? Сколько проживет эта заплатка на асфальте? 

Убитые дороги Украины: асфальтоукладчица Катерина о дорогах в Днепропертовске (видео +фото)

Поэтому если посчитать, сколько такси у нас в городе, сколько с бензина попадает с транспортного сбора, то это явно не 19 млн., а гораздо больше. Раньше говорили, что у нас мало денег, давайте транспортный сбор переведем в бензин — тогда нам будет хватать на ремонт дороги. Перевели. То, что каждый автомобилист больше платит, однозначно.

За год каждый автомобиль наезжает больше, чем 10 тыс. км. В частности, каждый автомобилист в Киеве, который ездит на работу, за год проезжает больше 10 тыс. км. Таким образом, он оплачивает транспортный сбор больше, чем было раньше. Но почему наши дороги становятся хуже? Очевидно, что средства расходуются каким-то ненадлежащим образом. А вы попробуйте получить официальные данные, сколько денег было собрано за год и сколько потрачено на дороги, — вам не ответят», – возмутился правозащитник.

«Но самый важный вопрос — а сможет ли водитель получить за это компенсацию?», – перешел наш эксперт к последнему вопросу – что делать.

«99 % водителей считают, что если они влетели в яму, разбили колесо, ходовую, за это никто не должен отвечать. У нас законодательством предусмотрена и административная, и уголовная ответственность за ненадлежащее содержание дорог. Инициировать эту ответственность могут работники ГАИ.

Они выписывают предписания — устранить такие-то недостатки. Они составляют на них протоколы. Протоколы эти в копейки для должностных лиц обходятся. Соответственно, даже если они и оплачивают эти штрафы, то они их могут и сотни, и тысячи оплачивать, и ничего меняться не будет. Если человек попал в яму, повредил машину — он должен обратиться в суд и возместить свои убытки. И ответить за это должна дорожная служба. Как только этот процесс приобретет массовый характер, только тогда дорожники начнут шевелиться.

 

Обычно это земля–песок–гравий–асфальт. Из–за того, что гуляют почвы, из–за циклов разморозки–заморозки, нагрузок от автомобилей, песок смешивается с землей, гравий проваливается в песок, ну а пластичный асфальт следует за основой. Если асфальт хороший, то будет колея, если асфальт не пластичный, то он порвется и будет яма.

Как построить дороги, которые прослужат 50 лет

 

Вы ехали, попали в яму, повредили колесо, ходовую и т.д. По классификации согласно нормативно-правовым документам, это считается ДТП, поэтому первый шаг, как и при обычном ДТП, — вызвать ГАИ. Дальше можно поставить большой знак внимания: почему водители не хотят этого делать? Потому что когда приезжает ГАИ, она начинает обвинять водителя в этом ДТП, что вы должны были двигаться с учетом дорожных условий.

Более того, они начинают оформлять протокол на водителя. Как правило, это пункт 12.1 ПДД или п. 12.3 ПДД. В этих пунктах действительно сказано, что водитель должен выбирать скорость движения с учетом дорожных условий, но при этом ГАИ всегда забывает об одной очень существенной оговорке: если водитель объективно мог увидеть эту опасность на дороге. Если даже человек движется со скоростью 20 км/ч, то как он может объективно увидеть эту яму под водой или в ночное время?

Поэтому задача водителя, во-первых, зафиксировать в документах все обстоятельства, и одно из самых главных – это то, что он не мог объективно увидеть эту яму, и требовать от сотрудника ГАИ, чтобы он в документах отразил, по какой причине произошло то ДТП. На схеме ДТП должна быть эта яма отражена, должны быть ее габариты измерены. Далее водитель должен сделать очень важный шаг: он должен заявить ходатайство о привлечении к ответственности владельца этой дороги в ту же самую ГАИ, потому что они контролируют и они же привлекают к ответственности. И как только появляется протокол на собственника дороги, на должностное лицо, у водителя сразу появляется железное основание для обращения в суд.

Статистика очень маленькая, единицы только этим пользуются, потому что, с одной стороны, водители об этом не знают, а с другой стороны, водители, которые это знают, сталкивались с тем, что когда они разбивают свой автомобиль, приезжают гаишники, составляют документы, на водителя выписывают протокол, забирают права и передают дело в суд. И водитель говорит, зачем ему это надо, если его еще и лишают права вождения. А все потому, что есть маленькая оговорочка — если водитель мог объективно оценить эту опасность», – рассказал Владимир Караваев.

Подводя итоги, можно сказать, судитесь за каждый удар, полученный вашей ходовой, и может быть когда-нибудь Украина «дорастет» хотя бы до уровня рабовладельческого древнего Рима.

Автор: Александр Комаровский,  From-UA

You may also like...