Россияне тратят миллиарды на псевдолекарства и знахарей
Согласно социологии, каждый 4-й россиянин регулярно принимает биологически активные добавки (БАД) либо иные лекарственные препараты с недоказанной эффективностью. К экстрасенсам же и целителям хотя бы раз в жизни обращалось большинство граждан. По оценкам экспертов, рынок подобных псевдомедицинских услуг составляет десятки миллиардов рублей!
А многие граждане тратят на это такие средства, за которые можно было бы оплатить курс лечения в традиционных частных клиниках.
За последние десять лет российский рынок биологически активных добавок (БАДов) вырос в 15 раз – с 1,3 млрд. рублей в 2002 году до 20,3 млрд. рублей в 2012-м, подсчитали в аналитической компании DSM Group. Причем увеличение объемов было достигнуто не за счет роста цены упаковки, а за счет роста продаж в натуральном исчислении, пояснили «НИ» в компании. В результате этот сегмент оказался самым привлекательным на фармацевтическом рынке страны, констатируют эксперты.
«БАДы – это, по сути, недолекарства. Однако их производители дают такие обещания, что ни одно лекарство с ними не сравнится», – объясняет в беседе с «НИ» доктор медицинских наук Алексей Тихомиров. По его словам БАДы становятся еще более привлекательными для потребителей, так как они обычно гораздо дешевле настоящих лекарств: «Популярность БАДов связана с тем, что они продаются под видом суперлекарств по вполне демократичным ценам. Дескать, халява, сэр». Однако статистики, которая свидетельствовала бы об эффективности БАДов, на сегодняшний день нет, отмечает г-н Тихомиров: «Производители таких «чудо-средств» пользуются медицинской безграмотностью, которая, к сожалению, присутствует в российском обществе».
Рынок БАДов в нашей стране действительно огромен, признает доктор медицинских наук профессор Кирилл Данишевский. Однако если в развитых странах люди приобретают добавки как приложение к питанию, то в России в глазах потребителей они зачастую становятся альтернативой или даже аналогом медицинских препаратов, пояснил в разговоре с «НИ» эксперт. По его словам, массовое увлечение россиян подобным «лечением» во многом объясняется еще и тем, что люди становятся жертвой обмана: «БАДы часто выдаются за лекарства, хотя таковыми на самом деле не являются». Кроме того, добавляет собеседник «НИ», в России крайне развито самолечение: «Люди свято верят в удивительную силу тех или иных добавок и употребляют их по «назначению» знакомых или соседей, которым они якобы очень помогли избавиться от того или иного недуга».
Не жалеют россияне тратить деньги и на лекарства с недоказанной эффективностью, такие, как всевозможные имунномодуляторы. «В течение длительного времени в нашей стране регистрировались такие препараты. Минздрав в ближайшее время намерен пересмотреть выданные ранее удостоверения. Надо признать, что перед ведомством стоит непростая задача», – сказал Кирилл Данишевский. По его словам, головокружительный успех этих препаратов в России объясняется маркетинговой стратегией их производителей, которые щедро инвестируют в рекламу: «Продается почти любая пустышка, если ее эффективно продвигать на рынке».
В начале этого года обезопасить россиян от сомнительных бальзамов, эликсиров и «чудодейственных» пилюль вызвалась Федеральная антимонопольная служба. Как пояснили «НИ» в ФАС, для этого биологически активные добавки и лекарства должны регистрироваться в одном ведомстве. Такое предложение антимонопольщики направили в Министерство здравоохранения. В настоящее время в России лекарства регистрирует Минздрав, а биологически активные добавки – Роспотребнадзор. «Мы будем предлагать, чтобы и БАДы, и лекарственные препараты регистрировались по одной процедуре», – заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
В ФАС подчеркнули, что при оформлении документов спрос с биологически активных добавок куда меньше, чем с настоящих лекарств. Этим зачастую и пользуются недобросовестные фармацевты. Если лекарства, поступающие в продажу, обязаны перед реализацией пройти клинические и доклинические испытания, то для БАДов достаточно гигиенического и токсилогического испытания. Проверка на достижение клинического результата, в отличие от лекарственных препаратов, не требуется. Кроме того, для клинических препаратов необходимо точно и недвусмысленно указывать область применения, а в случае с БАДами вполне можно обойтись общими рекомендациями. «Мы не можем быть уверены, что кто-то, не пройдя всю процедуру регистрации лекарственных препаратов, не зарегистрировал его как БАД, и не факт, что в линейке БАДов не присутствуют лекарственные препараты с неподтвержденным действием», – пояснил г-н Кашеваров.
Еще одна проблема состоит в том, что отечественные аптеки не разделяют лекарства и биологически активные добавки, и покупатели зачастую не понимают, что же на самом деле они приобретают. Специалисты отмечают, что в настоящее время на рынке присутствуют не менее двух десятков лекарств и БАДов, похожих до степени смешения названий и вводящих в заблуждение потребителей. «Есть лекарство глицин и добавка глицин форте, в обоих действующее вещество – определенная аминокислота. Так что же на самом деле глицин – БАД или лекарство?» – отмечают в ФАС.
Впрочем, история с глицином – отнюдь не исключение. Так, сегодня на рынке присутствуют лекарство для похудения редуксин и биологически активная добавка редуксин лайт.
В конце прошлого года ФАС совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения провел социологический опрос на предмет восприятия обоих препаратов. Его результаты вряд ли могут порадовать: россияне в основном не отличают одного от другого, не понимая, в чем разница между двумя упаковками.
По данным ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин регулярно принимает БАДы, причем женщины употребляют их вдвое чаще мужчин, а жители крупных городов – втрое чаще жителей провинции. Типичный покупатель лекарств с недоказанной эффективностью – женщина старше 45 лет, которая приобретает эти препараты в аптеке. Через частных распространителей подобные средства приобретает лишь каждый шестой их потребитель.
Однако рынок неподтвержденных лекарственных средств несопоставим с рынком сомнительных медицинских услуг. Ежегодно на магов, целителей и гадалок россияне тратят порядка тридцати миллиардов долларов. Такие сенсационные данные обнародовал в конце марта главный столичный кардиолог Юрий Бузиашвили. Согласно результатам опроса, проведенного ранее Институтом социологии РАН, к услугам колдунов и магов регулярно обращаются 67% россиянок и 4% россиян. Примечательно, что почти 93% обращавшихся к колдунам являются верующими традиционных для России конфессий православия и ислама.
«Прекрасно помню случай, когда пациент, страдающий онкологическим заболеванием, категорически отказывался лечиться традиционным путем. Он тратил колоссальные деньги на целителей и знахарей. Доходило до страшного: больной получал ряд назначений от врача, с которыми приезжал к какому-то магу, а тот говорил – мол, это лекарство не принимай, а это принимай», – рассказал «НИ» врач-терапевт Виталий Давыдов. По его словам, такие истории обычно заканчиваются плачевно для больных: «Они теряют не только деньги, но и время, которое при многих заболеваниях оказывается на вес золота».
Как отличить лекарство от псевдолекарства, а врача – от шарлатана
Перед покупкой лекарства следует заглянуть в инструкцию к нему. У настоящих лекарств инструкции подробные, у ненастоящих – краткие, с расплывчатыми формулировками. Стоит насторожиться, если в инструкции не указаны побочные действия и взаимодействие с другими лекарственными средствами либо написано, что эта информация производителю не известна. Кроме того, у настоящих лекарств в инструкции всегда описан механизм действия препарата (фармакодинамика) и особенности поступления его в организм (фармакокинетика).
Врачебной практикой, согласно российскому законодательству, могут заниматься только получившие медицинское образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Поэтому у врача можно смело требовать показать это свидетельство. Также можно попросить врача показать документы об образовании, об окончании курсов специализации. «К сожалению, иначе обычному пациенту врача-обманщика не определить. Зато врач шарлатана всегда определит, хотя бы по словам, терминам, которые тот использует», – объясняет «НИ» юрист Центра медицинского права Андрей Карпенко. По его словам, если в подлинности документов возникают сомнения, можно обратиться в Росздравнадзор с просьбой их проверки. У народного целителя медицинского образования может не быть, но должно быть разрешение на занятие народной медициной. Некоторые целители формально не лечат, а оказывают психологическую или консультативную помощь. На это, согласно законодательству, лицензия не нужна.
Подготовила Диана ЕВДОКИМОВА
В Германии к услугам целителей прибегают в основном иммигранты из России
Современная немецкая медицина находится на высоком уровне, и доверие к ней со стороны пациентов практически полное. Поэтому и сами целители, ввиду отсутствия спроса на их мнимые или подлинные способности, как-то не очень о себе заявляют. В немецких газетах объявлений об услугах травников и прочих врачевателей почти нет. К тому же на то, чтобы заниматься подобной деятельностью, нужна лицензия, а получить ее без специального медицинского образования в Германии невозможно. Если же кто-то на свой страх и риск решится заявить о своем даре и желании врачевать, не имея соответствующего разрешения, то народным целителем без лицензии очень скоро займутся правоохранительные органы. А вот лицензированные пищевые добавки, например, для укрепления волос, ногтей, для похудения и повышения иммунитета в магазинах купить можно, но большим спросом у населения они не пользуются, и их реклама по телевизору не навязчива.
Гомеопатические аптеки, как и врачи-гомеопаты, есть, но сказать, что они сильно популярны среди людей с проблемами здоровья, тоже нельзя. Зато занятия йогой по медицинским показаниям оплачивают больничные кассы, а выступления последователей восточных учений иногда собирают многочисленные аудитории слушателей, большая часть которых хотела бы приобщиться к оригинальным методикам укрепления своих жизненных сил и поддержания здоровья. К услугам народных целителей, врачевателей-самородков, экстрасенсов и прочих представителей «нетрадиционной медицины» в практичной Германии склонны прибегать в основном непрактичные и внушаемые русскоговорящие граждане.
Одно время у экстрасенсов, ставящих диагноз по телефону и дающих рекомендации относительно личной жизни и здоровья, был даже свой русскоязычный телеканал. Работал он не круглосуточно, а лишь в какие-то определенные дни и часы, но, видимо, был очень прибыльным, так как минута общения с обладательницами сверхспособностей, причем без гарантии результата, стоила что-то в районе евро. Удивительно, но наши соотечественники умудряются получать лицензии даже на то, что «снимают сглаз и порчу». Что они пишут в своих «бизнес-планах» и при помощи каких обоснований обходят строгие немецкие юридические рамки, одному богу (или дьяволу) известно. Но спрос на эти услуги у наших соотечественников есть, и он, как и положено, рождает предложение.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен
Вы у целителей или с помощью БАДов лечились?
Александр АБРАМОВ, член-корреспондент Российской академии образования:
– Никогда не прибегал к услугам целителей, а также никогда не покупал БАДы. Я считаю глупыми тех людей, которые так поступают. Это просто дурость, так как в двадцать первом веке медицина шагнула настолько далеко, что можно полностью положиться на нее и забыть о существовании всевозможных целителей. Все мои знакомые понимают, насколько мала вероятность вылечиться от чего-либо с помощью целителей и тем более БАДов.
Генри РЕЗНИК, президент Адвокатской палаты Москвы:
– В целителей не верю и не верю в людей, которые могут лечить колдовством, приворотами. Но лично убеждался, что люди с экстрасенсорными способностями могут правильно диагностировать болезни и травмы. Однажды такой экстрасенс обнаружил у меня корешковое воспаление легких, которое не видел рентген. Сделал он это всего лишь с помощью рук, при этом он не брал за это деньги, просто помогал. Кроме этого, глупо отрицать народную медицину. И что, к примеру, в Сибири были травники, которые действительно вылечивали людей.
Михаил БЛИНКИН, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики»:
– Те люди, которые пользуются БАДами или целителями, просто не имеют понятия о том, насколько это может быть опасным. Конечно, человек может отчаяться и использовать это как последний шанс. Но вот те, кто производят БАДы или являются так называемыми целителями, они не люди, а убожество.
Людмила АЛЕКСЕЕВА, председатель Московской Хельсинкской группы:
– Принимать БАДы или обращаться к целителям глупо, и достойный человек так делать не будет.
Артемий ТРОИЦКИЙ, музыкальный критик:
– Моя родственница-пенсионерка отдала 400 тысяч рублей на покупку сомнительного средства от боли в суставах. Средство ей не помогло совершенно. Она услышала рекламу по радио, и специалисты из этой компании смогли ее убедить. Они умеют воздействовать на людей, особенно пожилого возраста, продавая им непонятно что. Это мошенничество и преступление.
Лев ПОНОМАРЕВ, исполнительный директор движения «За права человека»:
– Лекарства покупают только по рецептам в аптеке, и с целителями не связывался. В целителей не верю, но верю в людей, у которых есть специальные навыки. Был такой случай, что моя дочь, у которой была травма ноги, обращалась к частному костоправу с хорошей репутацией.
Дмитрий ЯНИН, председатель Конфедерации обществ потребителей:
– В целителей не верю, лечусь только у врачей. В биологически активные добавки тоже не верю, но иногда покупаю в аптеках.
Записали Елена СОКОЛОВА, Елизавета КАЛУГИНА и Нугин КЕРИМЛИ
Автор: МИХАИЛ БЕЛЫЙ, Новые известия
Tweet