Слежка за интернет-пользователями в Украине обрушит телеком-рынок
Одиозный закон о диктатуре, помимо прочего, принуждает интернет-провайдеров за свой счет покупать крайне дорогостоящее оборудование для слежения за каждым действием в интернете украинских пользователей. Участники рынка считают, что необходимость выполнения этих законов нанесет непоправимый удар по обороту телекоммуникационного рынка
Принятая без какого-либо обсуждения с обществом и участниками телекоммуникационного рынка норма ставит интернет-провайдеров перед простым выбором потратить на слежение за своими абонентами сотни тысяч и миллионы долларов или закрыть свой бизнес. При этом в законодательстве совершенно не прописан механизм выполнения беспрецедентной нормы.
А некоторые участники рынка считают, что необходимость ее выполнения нанесет непоправимый удар по обороту телекоммуникационного рынка — он сократится с 40 до 12 млрд. грн., десятки тысяч людей останутся без работы, бюджет недополучит миллиарды гривен в виде налогов, а сам рынок монополизируется несколькими игроками, которые согласованного поднимут цены на свои услуги.
В частности, Дмитрий Грищук, генеральный директор IPNET, говорит, что принуждение провайдеров к покупке оборудования слежения не приведет ни к чему хорошему: «С технической точки зрения, появится еще одно промежуточное оборудование, которое скорее всего повлияет на пропускную способность каналов провайдера. С точки зрения закона о защите персональных данных и информации, непонятно кто и на каких условиях будет использовать информацию от данного оборудования».
Кроме того, Дмитрий Грищук отмечает, что совершенно неясно у кого покупать оборудование и какая у этого оборудования должна быть конфигурация и цена. «Кто будет настраивать это оборудование, как оно будет взаимодействовать с сетью провайдера, кто будет иметь к нему доступ. На эти вопросы пока нет ответа. Да, есть желание контролировать интернет, но в отличие от Китая и Северной Кореи у Украины просто денег на создание клона большого китайского файерволла. Даже если все операторы и провайдеры скинутся, денег на такой проект все равно не хватит», — подчеркивает гендиректор IPNET.
В то же время, Валерий Бак, владелец интернет-провайдера из Макеевки ICM, считает, что оборудование для слежения за действиями интернет-пользователей будет куплено за государственные средства, и оно будет навязываться провайдерам: «Думаю, что это будет выглядеть так: ко мне придут сотрудники СБУ и скажут: вот вам «черный ящик», включите его в сеть. Но заставить меня купить какую-то железку, которая непонятно что делает и будет включена в сеть, будет довольно сложно».
В свою очередь Иван Петухов, президент ГК «Адамант», обращает внимание на то, что вступивший в силу закон (в части изменений в ЗУ «О телекоммуникациях») не дает ответов как на многие технические вопросы так и на вопрос, за чей счет будет финансироваться покупка второй части оборудования слежения, предназначенной для силовых структур.
«Если это должен делать провайдер также за свой счет, то, что это будет — бесплатная передача, собственность провайдера на территории спецоргана или подарок? Если это подарок, то в соответствии с антикоррупционным законодательством, мы имеем право никому ничего не дарить. И вообще в законе очень много неясных нюансов, да и сам закон был принят с нарушением не только юридических, но и технических процедур».
Между тем, закон возлагает на Кабинет Министров обязанность в месячный срок (после вступления документа в силу) совместно с профильными госорганами разработать требования к выдаче лицензий на деятельность интернет-провайдеров. При этом закон запрещает деятельность компаний, у которых после 22 апреля 2014 не будет такой лицензии.
По мнению Ивана Петухова, уложиться в такие сроки практически нереально: «Для того, чтобы оборудованием слежения охватить все узлы страны, нужны десятки тысяч единиц спецтехники. А это ведь не конфеты и на складе в таком количестве не лежат. Мы только через месяц возможно сможем увидеть технические требования и протоколы. После этого еще месяц уйдет на тендерные процедуры. Затем производитель сообщит, в состоянии они для Украины изготовить необходимое количество оборудование и вообще может возникнуть вопрос с самой поставкой этого оборудование в Украину… Тут стоит отметить, что подобное оборудование в основном производится в США».
Но в случае заказа оборудования заграницей возникает вопрос, не будет ли использование такого оборудование являться угрозой национальной безопасности Украины? И в этом контексте Татьяна Попова, глава Интернет ассоциации Украины, подчеркивает, что ей неизвестны украинские разработки подобных программно-аппаратных комплексов.
Руководители интернет-провайдеров говорят, что цена на оборудование слежения зависит от количества оборудования на сети, объема трафика и размера абонентской базы. Поэтому стоимость «железа» может колебаться от десятков до сотен тысяч долларов, а для особо больших провайдеров счет может идти на миллионы долларов. И в нынешней экономической ситуации в стране очень немногие готовы нести такие расходы.
Опрошенные «proIT» провайдеры считают, что новый закон вынудит многих закрыть свой бизнес, оставить людей без доступа в интернет, а сотрудников без работы. Тогда крупные компании монополизируют рынок и повысят цены на свои услуги. «Монополисты на рынке могут позволять себе все, что угодно. Наш Антимонопольный комитет вряд ли будет в это вмешиваться», — говорит на условиях анонимности представитель крупного интернет-провайдера, хотя и отметил, что пока компания не планирует повышение тарифов.
Анализируя экономический урон, который может быть нанесён телекоммуникационной отрасли в случае бездумного исполнения вступившего в силу закона, Иван Петухов говорит, что согласно проведённым участниками рынка расчетам, объем рынка может уменьшиться с 48 до 12-15 млрд. грн. «Объем телеком рынка оценивается в 48 млрд. грн. — это ШПД, мобильная связь, домашние сети и радиодоступ. Мы учитывали все компании, начиная с маленького СПД из 5 человек и заканчивая такими гигантами, как МТС и «Киестар».
В отрасли работает более 300 тыс. человек, которые получают зарплату, платят социальные взносы. Так вот, если к примеру через три месяца операторам и провайдерам Интернет-услуг запретят работать без оборудования слежения, а у мобильных операторов из-за отсутствия паспортных данных заблокируют все работающие предоплаченные(не контрактные) мобильные карточки , большинство компаний обанкротится и на улице окажутся тысячи безработных, и при пессимистическом сценарии рынок может сократится до 12 млрд. грн., а в бюджет не поступят миллиарды гривен в виде налогов и сборов», — делает печальный вывод Иван Петухов.
Автор: Всеволод Некрасов, «proIT»