Через 10 лет «Большой брат», предсказанный Оруэллом, станет реальностью
На фоне участившихся случаев вторжения государства в частную жизнь граждан, все больше внимания привлекают возможности слежки и контроля в интернете Британские газеты посвящают "Большому Брату" (эта метафора Оруэлла уже прочно закрепилась в медиа как символ всеобъемлющей слежки за гражданами с помощью социальных сетей и других интернет-ресурсов) статьи, а в британском парламенте начинаются дебаты о законе, регулирующем возможности слежки британского правительства.
Об опубликованных Эдвардом Сноуденом документах пишет The Guardian, Daily Mail пересказывает доклад "Угрозы в Сети", подготовленный на основании опроса свыше 1400 экспертов. "Разглашенные документы демонстрируют, что у Центра правительственной связи есть инструменты для манипуляции информацией в интернете" – сообщает The Guardian.
"Британская разведслужба Центр правительственной связи (GCHQ) разработала изощренные инструменты, чтобы манипулировать онлайн-опросами, забрасывать объекты спамом в форме sms, отслеживать людей, прикидываясь спамерами, а также мониторить записи в социальных медиа", – говорится в статье.
Газета перечисляет несколько программ спецслужбы, о которых стало известно из документа: Gateway способна искусственно наращивать трафик на сайте, Clean sweep маскирует записи на стене Facebook для отдельных людей или целых стран, Scrapheap challenge имитирует электронные письма от объектов с BlackBerry, Underpass изменяет результаты онлайн-опросов.
Кроме того, в документе говорится о программах для сбора и хранения публичных записей в Facebook, Twitter, LinkedIn и Google+, а также для автоматического выкладывания постов в нескольких соцсетях; описаны инструменты для повышения числа просмотров роликов на YouTube и более широкого распространения конкретных сообщений.
По словам экспертов, к 2025 году правительство будет контролировать все, что граждане читают, смотрят и покупают в Сети, предостерегает Daily Mail. Интернетом будет руководить система, находящаяся под сильным влиянием правительств, крупных корпораций и спецслужб, и они попытаются контролировать поведение обывателей, наложив ограничения на то, что пользователи покупают, читают, смотрят и пересылают друг другу.
Герой уже упомянутого романа-антиутопии Оруэлла "1984" Уинстон Смит редактирует статьи, контролируя тем самым общественное мнение и без рассуждения меняя его в соответствии с новыми политическими веяниями. Эксперты полагают, что это уже происходит в странах вроде Северной Кореи и предсказывают, что к 2025 году это явление распространится и на Западе.
Крупные контент-компании, возможно, будут жестко ограничивать распространение контента, защищенного авторским правом, в то время как Федеральная комиссия по связи США в начале года продвигала план разрешить провайдерам брать деньги с контент-компаний за ускоренную и более надежную доставку контента. Сторонники "нейтралитета Сети", в свою очередь, ратуют за то, чтобы все данные, поступающие с сайтов пользователям, находились в равных условиях.
Все чаще крупные компании или корпорации используют новейшие средства связи для отслеживания графика и качества работы, перемещения и рабочей активности своих сотрудников. С появлением носимых устройств возможности контроля увеличились. Теперь, если понадобится, работодатель может обязать сотрудников носить датчики или смартфон и будет знать не только его местоположение и скорость перемещения, но и пульс, расход калорий, температуру тела и частоту дыхания, сообщает аllcio.
Уже сегодня с помощью простых карт доступа в разные помещения можно контролировать время, которое сотрудник проводит в столовой, курилке или туалете. А значит, можно вводить нормы на время курения, еды и отправления естественных надобностей, а сверхлимитное вычитать из зарплаты.
В отношении контроля действий пользователя не отстает и программное обеспечение. Оно помогает измерять скорость нажатия клавиш компьютера и тон голоса оператора колл-цента, считать количество скомпилированных за час строчек у программиста или количество просмотренных страниц. На основе этих данных можно вводить нормы интенсивности работы и штрафовать тех, кто им не соответствует. Технически возможен полный контроль над сотрудниками.
Самая скользкая почва – юридические и морально-этические аспекты такого контроля. Поначалу нарушение прав сотрудников работодателями усматривали в мониторинге электронной переписки с корпоративного рабочего места, затем – в установке собственного специального агента класса MDM (Mobile Device Management) на мобильное устройство, являющееся собственностью сотрудника. Получение информации работодателем с этого устройства могло привести к нарушению права на частную жизнь сотрудника. Такая схема работы требовала от сотрудников добровольного согласия с неудобствами.
Но этом многие работодатели считают, что значение прав на частную жизнь в такой ситуации преувеличено, приводя следующий пример. Если человек раздевается у себя дома и кто-то подглядывает за ним без его согласия, то наблюдатель нарушает чужую приватность.
Однако если человек будет раздеваться в публичном месте, он не сможет засудить тех, кто увидел его наготу. По словам приверженцев этой точки зрения, корпоративная информационная система – аналог публичного места, то есть право на частную жизнь в ней ограничено по определению. Схема, по которой легализуют эту позицию, скорее всего, приведет к "добровольному согласию на мониторинг" в обмен на рабочее место.
И, увы, против моральных аспектов выступает такой очевидный факт, как эффективность тотального контроля. Чем меньше свободы – тем продуктивнее работает компания. Речь не о представителях креативных профессий, а, прежде всего, о менеджерах и работниках, чью деятельность легко регламентировать. И хотя текучесть кадров в таких организациях больше, а моральный климат хуже, их эффективность все равно выше, чем у "творческих компаний", разрешающих сотрудникам работать в комфортном для них темпе.
Автор: Юлия Трубникова, DsNews
Tweet