Очем говорят участники спецоперации в зоне АТО
Эти разговоры я услышал, подслушал, или сам в них участвовал, на протяжении августа в зоне АТО и в тылу. Здесь нет ФИО: собеседники не уполномочивали меня «светить» их имена. Зато все просили побольше рассказывать о фронтовой жизни тем, кого они защищают. «Пугать не надо, – сказал один офицер, – просто дать представление, как, с кем и за что мы тут воюем. А то по телевизору и десятой части не показывают…».
По здравому размышлению мы решили, что лучшее всего суть фронтовой жизни отражает диалог. Во-первых, он вернее передает живость общения фронтовых побратимов. А во-вторых, хорошо, когда солдат или офицер говорит: значит, он жив…
ЗАЛПЫ И ВЫСТРЕЛЫ
– Ты чего дергаешься? Не дергайся, это не «Град». Первый раз на фронте?
– Да. Мне пока любой звук кажется «Градом».
– Ну, то понятно. Но это наш Большой Брат отвечает. А опасаться надо вот такого свистящего звука (следует протяжный свист. – Е.К.)…понял?
– Понял.
– И вообще, когда увидишь, как моя задница раз, два – и уже в укрытии, вот тогда надо волноваться. Я этот звук из тысячи узнаю. Я под Луганском, знаешь, отчего похудел?
– Расскажите.
– Меня залп «Града» дважды застал в отхожем месте. Мог погибнуть непонятно как. И организм сам, без моего участия, принял решение: поменьше жрать.
– Чтобы в отхожее место меньше ходить?
– Да. И несколько килограммов сбросил. Представляешь?
**********************************************************************************************************************************
– Сколько времени есть, чтобы спрятаться после залпа?
– По-разному бывает. Сегодня вот стреляли с 5 километров, издалека. «Бух!» – и долго ждешь. Вот в Шахтерске было: «Бух!», буквально три секунды – и «У-и-и-и» – есть уже. А здесь издалека…Но как услышал свист – у тебя есть секунды 2-3. Ты слышишь, где он идет, на какой приблизительно высоте – и ты уже должен «выкупать», куда тебе лучше упасть. Вот это надо успеть сообразить.
– Мне кажется, оно без разницы: чи туда упадешь, чи сюда…
– Нет. Можно же упасть сюда, а оно у**ет туда, и тебя осколками не посекёт. А можно вон там – и тебя тоже не посекёт, бо ты прикрытый, понял?
– Ну, это только со временем начинаешь «догонять»…
– Да. Вроде мелочи, но это надо очень быстро соображать. Скажем так: этому нужно быть ох*енно обученным. Тогда не будет столько убитых и раненых. А есть же люди, которые не способны понять, где разрывы, а где выстрелы…
ПО БОЛЬШОМУ ДЕЛУ: ШВЕЙК-2014
– Хлопцы, а у вас тут в лагере отхожее место где?
– А вон, видишь, белая ткань полощется? Вон там. Только ты пока туда не ходи.
– Почему?
– Да потому что пароль нужно пойти узнать. А то возникнут проблемы.
– А пароль – это какое-то слово?
– Не, число. И ходить лучше днем, а ночью потерпеть. Бо если, не дай Бог, перепутаешь, – пацаны в тебе дырок наделают. (Смех) Они там на стреме, сам видишь, как близко сюда сепары иногда подходят.
– А по малому делу?
– Ну, как стемнеет, можешь вон под деревом отлить. Кстати, ты что, молоко пьешь?
– Да вот, налил. А что?
– Не советую, у нас тут и без того срачка, а молочка эта дело усугубляет.
– Не буду тогда. А от чего срачка?
– Да черт его знает, может, от воды, ее нам привозят на разлив. Озеро-то рядом есть, но оно такое…я его «Вонючкой» называю.
РАЗГОВОР ПРОФЕССИОНАЛОВ: СВД или АСВК?
– Нашему полку спецназа реально нужны крупнокалиберные 12,7-мм снайперские винтовки. Потому что СВД уже не отвечает современным требованиям (СВД – снайперская винтовка Драгунова. – ред.).
– Нормальная СВД! Я в колосок со 100 метров попадаю.
– Я знаю, что ты – лучший снайпер бригады. У нас в полку тоже есть такой товарищ, который попадает. Но смысл в том, что ты из АСВК лупанул – и с километра БТР остановил, прострелил ему двигатель (АСВК – армейская снайперская винтовка крупнокалиберная, принята на вооружение ВС России в 2013 году. – ред.).
– Так и из СВД с километра можно ***нуть.
– И шо?
– И остановить.
– И в голову какому-то солдату? А если по бронетехнике?
– Есть специальные пули, с красной полосой…
– Я знаю, что есть. Но все-таки крупнокалиберные тоже нужны. У нас одна трофейная АСВК есть, мы ее используем по назначению.
– Не, я не спорю, ты прав. Другие винтовки нужны. Главное, чтоб тихие, бесшумные. И на хорошее расстояние. Если заказывать, то нормальный глушитель ТТП ижевского производства стоит 14 тыс. гривен, а у нас есть в городе N (название города не приводим «во избежание» – ред.) один кулибин, у него глушитель на 90-95% глушит звук, намного улучшает кучность СВД. Но у него заморозили патент…
СВЯЗЬ, БЕСПИЛОТНИКИ И «ПАРКЕТНЫЕ ГЕНЕРАЛЫ»
– Меня дома 4 месяца не было. Спасало только то, что, как не удивительно, там работал Интернет, можно было зайти в Скайп, пообщаться с семьей. Связи нет – Интернет есть!
– Телефоны у вас были включены?
– Да толку с того, что они были включены – связи ж все равно нет.
– Ну, и с той стороны их секут, конечно?
– Секут. Но, ***дь, каждому хочется ж позвонить, сообщить, где ты, хотя бы весточку какую-то передать…но в Украине же не производится никаких современных средств спецсвязи, даже экспериментальных!
– Но ведь опытом доказано: если телефоны отключены, меньше риск того, что вас накроют!
– Меньше. Но смотри, если мы стоим в лагере, и рядом вышка «киевстаровская», и на нее нагрузка…Потому что телефон показывает «Полная сеть», но дозвониться не возможно. И если такое скопление народа, то понятно, что риск возрастает. Плюс эти постоянные беспилотники. И местные: некоторые к нам хорошо относятся, но есть такие…Вот, под Старобельском ехала недавно наша группа к себе на базу. И стоит на обочине машина, рядом мужики бухают. Увидели военную машину – начали нам «факи» тыкать. Ну, мы немножко осерчали, вылезли, вломили мужикам как положено. Начали досматривать – а у них на фотоаппаратах, на видеорегистраторе засняты наши блокпосты, позиции наших войск. Сколько, где, кого – очень подробно все заснято. То есть они ездили по блокпостам под видом чуть ли не туристов – и все снимали.
– В контрразведку пока их передали?
– Конечно, мы их сразу в скотч упаковали, как положено – и передали дальше.
*********************************************************************************************************************************
– …С того момента, как мы переехали в этот поселок Победа, практически каждый день над нами летали русские беспилотники. Были какие-то попытки их сбить, но чисто для проформы. Постреляли с «тунгуски» по нему – ну, он взял и улетел. На моей памяти только один сбили, а так каждый день летали. Хотя днем на них особенного внимания не обращали.
– Почему?
– Днем меньше люди вверх смотрят, а вечером заметно, когда он летит, светится. А командующий по ходу не придавал этому значения. Ну, у нас большая часть генералитета – паркетные люди…
– Ну, у вас свой взгляд на вещи, вы все-таки спецназ, элитные войска…
– Элитные, но понимаешь, нам ставят задачи, которые в нашу специфику не входят. Доходило даже до того, что колонна танков не хочет идти вперед, пока впереди на КАМАЗе не пойдет группа спецназа! Ну, что может сделать группа спецназа, сопровождая колонну из 60 танков? Это же нонсенс! Наша задача – глубинная разведка, диверсии. А мы охраняем блокпосты, выявляем непонятно что. Зеленский, Герой Украины, так и погиб: колонну сопровождал.
– Через приближенных к командованию и руководству страны людей вы пытались донести наверх свою позицию?
– Да уж трубили и били во все возможные колокола. Но видите, вышестоящее начальство не считает нужным принимать это к сведению. У них какие-то свои непонятные «мутки»…
ОТПУСК: ЖЕНА, ДЕТИ, ТРЕВОГА
– Я как домой приехал на побывку, остро реагировал на любой резкий звук. Окно рядом хлопнет, или дверь в машине, или сигнализация сработает. Но что самое тяжелое: понял, что не могу спать рядом с собственными детьми.
– Почему?
– Ложусь с малышами на кровати. Но снится такое…наутро просыпаюсь под кроватью.
– И когда это пройдет?
– Не знаю. Но вот о чем я мечтаю: чтобы медики сделали мне такую операцию, чтобы я забыл о войне, о том, что здесь видел. Чтоб когда меня спросят: «А что ты делал, когда была война?», ответил: «Служил в пожарной бригаде, отвечал за гидрант»…
*************************************************************************************************************************************
– Дома, конечно, иногда задумываюсь, но, как правило, пытаюсь отгородиться от войны, от всех новостей про войну. В отпуске не хочется об этом ничего слушать. Хочется побыть с детьми, с женой…
– Семья волнуется даже когда ты дома?
– Жена новости посмотрит, спрашивает: а то знаешь? А это? «Нет, – говорю, – не хочу знать, не хочу слушать. Вот вернусь обратно…
– И как, удается отгородиться?
– (Вздыхает) Не совсем. Дома сидишь – и все равно думаешь: наверное, надо туда побыстрее. И вроде ничего не решаешь, а все равно как-то внутри…тревожно.
ВМЕСТО ПОСТСКРИПТУМА
– Да, я как нутром чувствовал: постараются эти суки нам День Независимости изгадить. И «Град», и минометы…Стараются гады!
– Слышь, мужики, а по радио в новостях только что передали (чопорным голосом диктора»): «Вместе с тем, ситуация в зоне АТО сегодня в целом спокойная…
(Громкий хохот)
– Слушай, Иван, а у тебя на машине флаг Украины разве правильно прикреплен? Надо же чтобы желтое – внизу, синее вверху. Синее небо и желтые поля.
– Да ну, и так, и так верно. До Кравчука трактовали так: синий Днепр, желтое солнце.
– Да ну?
– Баранки гну! Историю надо читать, Колян, малой ишо!
– Так когда ж читать, когда воюем?
– А по мне – так все равно, как висит. Главное – чтобы с сердцем его вешать…
Автор: Евгений Кузьменко, «Цензор.НЕТ»