«Война из Луганска не уйдет, пока святая реликвия не будет возвращена на свое место»
К пророчествам, знакам и совпадениям можно относиться по-разному. И мы не настаиваем, на том, что причины событий нашего мира нужно искать в потустороннем. Но для человека религиозного это вещи очевидные. В любом случае историю, которую рассказывает наш автор, интересно будет послушать всем. Тут есть и похищение святыни, и загадочное убийство, и сребролюбивый батюшка, «из-за которого» город постигает кара.
Может, кому-то «сказка – ложь», но «намек» в ней есть. И скучно точно не будет.
«Дуб сей да обратится в камень!..»
Модно нынче стало говорить о разного рода предсказаниях, искать тайный смысл в тех или иных, на первый взгляд незначительных событиях. Дескать, «ох, неспроста перед ним двери захлопнулись». Или «а солдат-то из почетного караула неспроста выронил оружие из рук». Мол, все это знаки свыше.
О такой цепочке знаков из недавней истории града над Луганью мне и поведал один из свидетелей событий. Но вначале – небольшая предыстория.
В Луганске почитают старца Филиппа, диакона, с именем которого связывают разные чудеса и которому являлась Богородица. Пресвятая Дева в видении пророчествовала о Луганске:
«О граде же сем скажу, что к концу мира наречется он Царьград-Святоград Луганский, определено ему быть городом славы Моей, небесным Царьградом. И многие люди будут промыслом моим съезжаться сюда со всех уголков Земли сами не зная зачем. Помощь Моя и благословение пребудут тогда с ними в День Судный».
«Видение во сне. Юго-Западная Трехличная Божия Матерь». Первоначальная зарисовка; фото иконы из кельи старца Филиппа; раскрашенное фото, какие ходили в народе; современная икона (кликабельно)
Канонизировать как святого его еще не успели, но к дело тому идет. Старец Филипп, в миру Филипп Елисеевич Горбенко родился 22 ноября 1858 года в крестьянской семье на Черниговщине. В Луганск Филипп приезжает в конце XIX столетия и прожил в нем до 1956 года, преставившись в возрасте 98 лет. Самая известная история о нем такова.
Диакона Филиппа и сейчас изображают протягивающим хлеб, как на этом снимке
«Вместе с группой близких ему людей спешил Филипп в храм на праздник. Рядом с храмом находилась сохранившаяся и поныне графская усадьба. Проходя по графскому парку, старец был встречен группой комсомольцев. Они издевательски смеялись над ним и, как род лукавый, требовали чуда.
– Ну, ты, раб Божий! Докажи нам, что есть твой Бог! И не словом, а делом докажи!
Рядом с Филиппом лежал обрубок дерева, с одной стороны он сохранил на себе отпечатки топора, а с другой – был трухлявый от времени. Старец Филипп стал на колени у ствола поваленного дерева, поднял руки к небу и воззвал к Богу. После молитвы старец ударил посохом по стволу дерева трижды и произнес: «Дуб сей да обратится в камень в воспоминание мое и во свидетельство чудес Божиих, а для тех, кто не будет верить сказанному обо мне, камень этот будет видимым свидетельством жизни моей. Камень же этот будет лежать до Второго Пришествия, укрепляя немощных в вере». Помолчав, добавил: «Пока не расцветет». И произошло чудо. Хулители и окружавший народ были немало поражены случившимся на их глазах».
Историю эту в Луганске на протяжении почти сотни лет передают из уст в уста. Но мало кто знает дальнейшую судьбу «дерева, обратившегося в камень».
«Приватизированное» чудо
Итак, 90-е годы ХХ века. Место действия – населенный пункт Александровск, город-спутник Луганска. Та самая усадьба. Теперь это запущенное и полуразрушенное здание, которое облюбовали бродяги. Чудесный камень, находится на своем месте. Как раз там, где и было совершено «чудо».
В Донбассе идет «большая стрельба». Остатки Советской империи делят между собой бывшие комсомольцы, «новые менты», «бандиты». Свою долю удается урвать и местным национальным диаспорам из бывших южных республик СССР. Фактически безраздельным «хозяином» Александровска становится бизнесмен армянского происхождения – Карен Гургенович Андреасян.
Панский дом в Александровске. Снимок 2008 года, но в таком состоянии особняк стоял много лет до этого
Карену приходит в голову мысль перенести «каменное дерево» с территории усадьбы… к себе во двор. В «Житии старца-диакона Филиппа Луганского» описано, будто еще до войны камень этот хотели передвинуть в другой конец парка. Но когда, сковав его цепями, попытались поднять, «к удивлению всех, цепи рвались, как нити, а камень так и остался лежать на своем месте». Но тут оказалось, что легенда о «неподъемности чуда» оказалась вымыслом.
Какое-то время камень лежал во дворе усадьбы бизнесмена. Местные жители не возмущались: к тому времени Карен стал для них «и папа, и мама, и кормилец, и главный работодатель, и защитник».
Дела у Андреасяна идут вгору, он стремительно утверждает свой авторитет. Почетный гражданин города Александровск, президент областного Армянского национально-Культурного общества «Крунк», советник посла Армении в Украине, почетный консул Республики Армения, депутат Луганского городского совета 24 созыва…
Андреасян планирует принять участие в выборах Александровского городского головы легализоваться в роли «хозяина» этого населенного пункта. А с этого трамплина (почему нет?) на следующую каденцию – в мэры Луганска.
И тут происходит большая беда.
Арматура как «плеть судьбы»
Свято-Вознесенский собор в Александровске, на пути к которому сотворил чудо старец Филипп
Настоятель александровского храма, отец Сергий, благодаря которому один из старейших в регионе приходов получил вторую жизнь, как-то в сердцах обронил:
«Зря этот армянин камень украл. Чудо – нельзя переносить с места на место. Невидимая нить, связывающая его с землей, порваться может. И тогда обратится она в «плеть», и крушить начнет все на пути своем. Не жалея никого, ни добрых, ни злых, ни верующих, ни безбожников, ни бедных, ни богатых».
Карен Гургенович Андреасян
26 декабря 2003 года Карена Гургеновича Андреасяна находят мертвым в строительном вагончике. Основная версия следователей – смерть наступила в результате отравления угарным газом. Дело быстро заминают.
По неофициальной версии, причина случившегося – банальна. Вместе с Почетным гражданином погибла местная проститутка, с которой он якобы в ту ночь упился до полусмерти. В общем, не хотели давать делу ход, чтобы не бросать тень на репутацию «порядочного семьянина и мецената».
Однако источники в местной прокуратуре рассказывали, что тот роковой вагончик очень быстро исчез в неизвестном направлении. При этом из материалов следствия таким же мистическим образом исчезают страницы, на которых значатся первые результаты осмотра места происшествия. А в них «черным по белому» написано – «дверь строительного вагончика, была заперта снаружи».
После того как «хозяин» Александровска, вошел внутрь, кто-то вставил прут арматуры в замочные петли двери и согнул его. После этого начался пожар, и ядовитый дым заполнил помещение. Шансов выбраться у людей, находившихся в нем, – не было.
…Андреасян был действительно очень богатым человеком даже по нынешним меркам. Он имел несколько квартир в центре Луганска, мог себе позволить снять номер в любой гостинице. Зачем бы ему в ту ночь ехать на стройку? Кто и на чем привез его сюда, на окраину города? Почему не дождался и уехал?
Как в воду смотрел настоятель храма, который говорил о наказании за покушение на чудо. Арматурина, которой дверь заблокировали, и вправду на плеть похожа – гибкая, но прочная и беспощадная. Эдакая «плеть судьбы».
Бизнес на святыне
На сцене появляется новый персонаж. Молодой, но энергичный священник, принимает решение «срубить бабла по-взрослому».
Каменный дуб оградили решеткой и прикрепили к нему металлическую табличку с надписью
Спустя какое-то время после гибели Карена Андреасяна священную реликвию неведомо по чьему распоряжению перевезли из Александровска в Луганск. На старом кладбище у могилы старца Филиппа появляется вначале часовня, а затем начинается большая стройка. Окаменевшее дерево кладут на входе в часовню. Атмосфера, царящая внутри, понуждает пожертвовать на строительство храма, купить свечки, приобрести за баснословные деньги брошюрку с жизнеописанием луганского подвижника.
И жертвуют, и приобретают. К новой святыне приходят сотни верующих. Приезжают жены и любовницы «новых хозяев жизни». Деньги текут рекой. Появляется новый вид услуг. Настоятель почти в открытую торгует местами на погосте. Рядом с могилой Филиппа, появляются свежие захоронения.
Официально – это новопреставленные меценаты, жертвовавшие на строительство будущего храма. А неофициально – жертвовали родные усопших: доходило до 15-20 тысяч долларов. При том, что кладбище уже много лет как закрыто, и хоронить на нем давно запрещено. Но молодой настоятель заручается поддержкой на самых верхах православной иерархии. Ему покровительствуют также солидные бизнесмены из Украины и из России, в том числе из Москвы и Питера.
Начинается стройка. Котлован под будущий храм роют прямо на месте могил рядом с могилой Филиппа Луганского. В выгребную яму поблизости вместе с почерневшими от времени крестами, ржавыми оградками и надгробными плитами сбрасывают и кости, черепа, остатки неперегнившей под слоем земли одежды и обуви похороненных здесь людей. Вечный покой усопших варварским образом нарушен.
«Плеть судьбы» набирает силу для нового, более мощного удара.
Ходоков – «на подвал»
Одновременно с самого начала 2000-х туман ненависти все больше окутывал Луганск и его окрестности.
Возможно, «комсомольцы», безраздельно правившие регионом, о чем-то догадывались. Именно с их подачи, в Луганске возводят памятный знак в честь 2000-летия Рождества Христова. Основой для скульптуры стала Луганская икона Божьей матери, написанной по образу, который явился диакону Филиппу.
Памятный знак в честь 2000-летия Рождества Христова и строительство храма иконы Божией Матери «Умиление»
Незадолго до начала войны, в Луганске начинается новое масштабное строительство. Рядом с этим памятным знаком, возводят новый храм в честь иконы Божией Матери «Умиление». Бизнесменов города вызывают к губернатору, которому принадлежала идея этого поставить этот храм в самом центре города. И те жертвуют на строительство, конечно.
Слева: Луганская икона Божией Матери, написанная по мотивам видения старца Филиппа. Справа: витраж в окне храма «Умиление»
Храм «Умиление» начали строить в 2011-м. Но все эти попытки остановить или хотя бы смягчить новый удар «Плети Судьбы», превратившейся уже в мощную нагайку оказались тщетны. Война уже стоит на пороге. В следующие два года обстановка медленно накалялась, а весной 2014-го события развиваются стремительно.
Захват СБУ, раздача оружия, штурм других админзданий, тяжелая артиллерия, танки на улицах. Все это становится частью повседневной жизни областного центра.
День в день через 109 лет после явления Богородицы старцу Филиппу, в ночь с 13 на 14 июня 2014 года в 10 километрах от того места, где и по сей день находится вероломно украденная реликвия, происходит трагедия. При заходе на посадку в аэропорту Луганск «ополченцы» сбивают военно-транспортный самолет Вооруженных Сил Украины Ил-76. Погибли около 50 военнослужащих.
«Ополченцы» на месте сбитого Ил-76 с 40 украинскими десантниками и 9-ю членами экипажа
Война набирает обороты, мину рвутся у жилых домов. Среди первых жертв из мирного населения – пассажиры маршрутки, попавшей под обстрел 8 июля в Квартале пролетариата Донбасса. Это меньше чем в километре от могилы старца Филиппа с окаменевшим дубом.
В числе первых жертв среди мирных жителей 2 погибших и 4 раненых в кв. Пролетариата Донбасса
Рассказывают, что прошлой осенью были «ходоки», которые пытались попасть на прием к «народной власти», поговорить про реликвию. Да не вышло: за диверсантов приняли и отправили «на подвал». Старший из них все твердил:
«Пока святая реликвия не будет возвращена на свое место, война из Луганска не уйдет».
Надзиратели решили, что он «умом тронулся» и в итоге отпустили с миром. А он напоследок произнес:
«Либо до 14 июня все закончится, либо…»
Но его уже не слушали – сумасшедший, что с него возьмешь…
Автор: Владимир Крымцов, Реальная газета
Tweet