Территориальная оборона стран Балтии в условиях гибридных угроз со стороны России
В северных и балтийских странах российская аннексия Крыма и вторжение на восток Украины стали катализатором для дискуссий по основным направлениям политики в области обороны. В странах Балтии, Северной Европы и Польше большое внимание уделяется вопросу территориальной обороны (далее по тексту ТО). ТО рассматривается как часть системы реагирования в начальной фазе гибридного конфликта.
Страны Балтии приспосабливают систему ТО соответственно новым угрозам исходя из местных условий. Ввиду возросшей неопределенности в регионе, они отказались от фундаментальной реформы ТО, которая могла бы привести к временной дезорганизации вооруженных сил.
В ближайшие годы, Эстония, Латвия и Литва будут инвестировать в увеличение размера и готовности войск ТО, обеспечивая более качественную подготовку и снаряжение, а также создавая систему стимулов для вовлечения новых людей.
Формирования ТО в странах Балтии и гибридный конфликт
Элементами давления России на постсоветском пространстве является угроза агрессии, с применением методов, аналогичных тем, которые используются в Украине. Так называемый гибридный конфликт представляет собой сочетание действий конвенциональных с использованием самых современных технологий (например, воздействие на критическую инфраструктуру, операции спецслужб) и непрямые действия /невоенные (без объявления войны, использование вооруженных гражданских лиц, избегая столкновений с регулярной армией противника, информационная война).
Наличие большого русскоязычного меньшинства в странах Балтии может быть для России поводом для вмешательства в их внутренние дела. Россия может инициировать с его помощью сепаратизм, поддержать протесты части русскоязычной общины, чтобы отправить неопознанные вооруженные группы через границу, диверсии против объектов критической инфраструктуры, провокации в этнокультурной сфере, нарушение функционирования госуправления (например, кибератаки на серверы правительства) с параллельной кампанией дезинформации.
В предотвращении гибридных конфликтов все более важная роль приписывается добровольным формированиям ТО. Классическим примером может служить модель Швеции, где блок ТО находится в составе Вооруженных Сил и организован в соответствии с административным делением страны. Полномочия шведского ТО в мирное время быть: аварийно-спасательные и поисковые операции, реагирование на чрезвычайные ситуации, пограничный контроль, охрана путей сообщения, оборона объектов от саботажа и нападения и разведывательные операции.
Задачи во время войны включают идентификацию целей и наведение артиллерии, защиту критической инфраструктуры (военные базы, аэродромы, склады боеприпасов). Члены ТО набираются из числа местных общин, так что они обладают хорошим знанием территорий, за которые отвечают. Хотя бойцы ТО имеют мало шансов в столкновении с регулярной армией и силами спецопераций противника, но потенциально они способны нейтрализовать группу вооруженных гражданских лиц, контролировать беспорядки, усилить защиту критической инфраструктуры, применять асимметричные действия (партизанские и диверсионные) в условиях оккупации.
В странах Балтии, несмотря на сопоставимый военный потенциал и сходство геополитической ситуации, есть существенные различия в организации ТО. Эстония выбрала финскую модель обороны страны (принцип тотальной обороны, армии по призыву с элементами профессионализации), сохраняя классическую ТО, организованную на базе административного деления государства. Эстонский Кайтселийт является сухопутным формированием, выполняющим противотанковые и традиционные задачи ТО. В Латвии и Литве формат ТО увязан с реформированием вооруженных сил, что связано с присоединением к НАТО и приоритетом экспедиционных возможностей над обороной страны.
В обеих странах, которые отказались от призывной модели армии, формирования ТО частично выполняли задачи резервных сил и традиционные задачи ТО. Территориальные формирования в Латвии и Литве являются сухопутными подразделениями, которые формируют резерв профессиональной армии, отвечают за обучение резервистов и пополнение рядов других видов вооруженных сил. Латвийская Земессардзе выполняет задачи, связанные с противотанковой борьбой, ПВО, ликвидацией последствий применения оружия массового уничтожения и инженерные работы.
В дополнение к традиционным задачам формирования ТО могут участвовать в зарубежных миссиях и силах быстрого реагирования. Литовский KASP предназначен для боевых действий в городских районах, также его бойцы могут принимать участие в зарубежных миссиях. Кроме того, в Литве под эгидой Министерства обороны работает Литовский союз стрелков — военизированная организация, объединяющая около 8 тыс. членов, которые во время войны будут включены в резервные подразделения. Для многих молодых людей участие в деятельности Союза стрелков является формой подготовки к последующей службе в KASP.
Дискуссии о системе ТО в ходе конфликта в Украине
Конфликт в Украине спровоцировал дискуссии о реформе и модернизации ТО во всех странах Балтии. В случае Эстонии есть общее согласие сохранить призывную систему и характер Кайтселийта как традиционного образования ТО. Эстония не изменила существующих планов развития национальной обороны до 2022 года, что в части ТО предусматривает повышение огневой мощи, возможностей быстрого реагирования и уровня подготовки членов формирования.
Приоритеты заключаются в следующем: (1) компенсировать разницу в оснащении между Кайтселийтом и регулярной армией и дальнейшее развитие противотанкового потенциала; (2) строительство инфраструктуры — стрельбищ и командных центров; (3) увеличение численности организации до 30 тыс. членов в 2022 году. Батальонные формирования должны быть заменены более мобильными ротами, набранными в местных общинах. В свою очередь, штаб Кайтселийта хотел бы на 75% увеличить число членов, которым разрешено хранить стрелковое оружие и боеприпасы дома. Это позволит сократить время реагирования подразделений.
В Латвии реформа и модернизация Земессардзе стала одним из приоритетных направлений деятельности Министерства обороны. Это связано с недофинансированием в предыдущие годы, с планами расширения резервов, а также стремлением к более активному участию общества в повышении уровня национальной обороны. Латвийское обсуждение ТО касается в первую очередь покупки новых вооружений и военной техники, активизации учений, увеличение числа членов и готовности формирований, децентрализации хранения оружия и способов сделать службу в Земессардзе более привлекательной для граждан и работодателей.
К 2018 году Латвия создаст 18 единиц Земессардзе высокой готовности. Блок быстрого реагирования ТО будет лучше оснащен и обучен, благодаря подготовке длительностью по крайней мере 20 дней в году. Осуществление структурных преобразований приведет к росту числа членов Земессардзе до 12 тыс. в 2020 году. Эти инициативы завершит приобретение вооружения и военной техники из запасов норвежской армии за 4 миллиона евро. ТО получит 800 гранатометов Carl Gustaf, 50 грузовиков Scania и 50 внедорожников Mercedes-Benz.
Литва по сравнению с Латвией и Эстонией имеет малочисленную русскоязычную общину порядка 6% населения государства (в Латвии около 27%, в Эстонии около 25%), что делает инспирированные Россией масштабные протесты менее вероятными, хотя этого исключать нельзя. В Литве, более реалистичным сценарием конфликта с Россией считается обычное нападение. Например, попытка создать наземный коридор, соединяющий сильно военизированный Калининградский анклав с территорией Беларуси.
Кроме того, изменения в KASP зависят от инвестиций в развитие армии, которая интегрирована с ТО (приоритетной задачей является модернизация механизированной пехотной бригады «Железный волк»). Ответом Литвы на возросшую неопределенность в регионе стало формирование сил быстрого реагирования, в котором профессиональные солдаты служат вместе с членами ТО.
Вопрос о функционировании территориальной обороны стал частью более широкой дискуссии о некомплекте в армии, несовершенстве системы подготовки кадров и упрощении процедур руководства обороной государства. В декабре 2014 года парламент Литвы принял поправки к закону о применении оружия в системе национальной обороны. Изменения позволяют применение оружия со стороны военнослужащих (включая KASP) в четырех случаях, в частности, территориальной обороны в чрезвычайных ситуациях, которые не определены в качестве вооруженной агрессии.
Перспективы развития ТО в странах Балтии
В 2020-2022 гг наибольшие изменения в функционировании ТО произойдут в Латвии. Ни одна из стран Балтии не стремится к фундаментальной реформе структур ТО, так как комплексная трансформация может привести к дезорганизации, что в краткосрочной перспективе приведет к ослаблению обороноспособности. Кроме того, добровольный характер формирований ограничивает возможности развития военного потенциала ТО до определенного потолка.
Это относится, например, к уровню подготовки и использования технологически передового оборудования. Вместо этого страны Балтии будут уделять особое внимание выработке навыков взаимодействия бойцов ТО, повышению уровня их готовности, повышению функциональной совместимости с армией и изменениям в законодательстве, создающим систему стимулов службы в ТО.
Основным фактором, влияющим на развитие TО в странах Балтии будет оставаться демографический кризис, который является препятствием для увеличения численности и расширения резервов. Латвия и Литва рассматривают возвращение к обязательной военной службе в случае нехватки персонала в вооруженных силах.
Латвия объявила об организации обязательных тренировок солдат-резервистов (около 2,5 тыс. солдат), в то время как литовский парламент принял решение вернуться к призыву на 5 лет (19.03.2015). Хотя в ответ на аннексию Крыма во всех странах Балтии явно увеличился интерес к службе в ТО и военизированных организациях, основной задачей будет превратить спонтанную реакцию в тенденцию.
Укреплению обороноспособности стран Балтии, могут содействовать инвестиции в молодежные организации, связанные с ТО, члены которых воспитываются в национальном духе. Это также относится и к более широкому включению в деятельность ТО русскоязычного населения. Таким образом, в ближайшие годы в странах Балтии, важной задачей будет ускорить процесс интеграции меньшинств с остальной частью общества и противодействие российской пропаганде, которая представляет модернизацию ТО как милитаристскую политику.
Оригинал: Петр Шиманький, Юстина Готковска, OSW.
Перевод: bsblog.info