Российско-белорусские военные учения «Запад-2017» как черная метка для Запада
Недавно официально завершилась активная фаза совместных стратегических российско-белорусских военных учений «Запад-2017». Ход проведения и результаты этих учений показали, что их целью не было прикрытие военной агрессии против стран Балтии или Украины, как это предсказывали некоторые комментаторы.
За ширмой многочисленного личного состава и громкого бряцания разнообразным вооружением, в том числе, и ядерным, стоял достаточно четкий месседж для Запада: Россия сегодня является готовой менять геополитические расклады в Европе. На языке Кремля это звучит примерно так: «Теперь мы устанавливаем правила поведения и делаем это где, когда и как захотим».
Несмотря на легенду учений и создание мифических «Вейшнории», «Вейсбарии» и «Лубении», настоящий противник более чем стотысячного (по неофициальным данным) белорусско-российского войска был вполне реальный и точно заслуживал внимания. Как бы это не парадоксально звучало, но он четко просматривается в самом названии учений «Запад-2017». Это Запад, а точнее его военно-политический блок, который поперек горла стоит в кремлевских неоимпериалистов. И очевидно, что сегодня они решили, что эту кость, которая не позволяет империи расширяться и свободно глотать все новые и новые территории, нужно, наконец, сломать и выбросить на свалку истории.
«Запад-2017» – это не только демонстрация Россией своей силы, но и демонстрация ее реальных намерений. Это также учения, которые не следует оценивать линейно: считать количество танков, самолетов или солдат, а также количество килотонн в выпущенных во время массированного ракетно-ядерного удара боеголовках. Для того чтобы увидеть настоящий замысел Кремля и его полководцев, достаточно немного оторваться от местности проведения учений и подняться на высоту, с которой карту военно-показательного действа (которая, как известно не ограничивалась территорией Беларуси) можно читать между строк. Тогда очевидным станет то, что кроме отработки сугубо военных задач, в рамках «Запад-2017» для Кремля было также важным и решения политических и информационных вопросов.
Основой аудиторией, на которую направлялось это военно-показательное действо, как уже отмечалось, был Североатлантический Альянс. При этом не менее важным для Кремля было «правильное» восприятие происходящего в рамках «Запад-2017» (и вне их) братской Беларусью, враждебной Украиной, а также собственным высокодуховным населением, без поддержки которого ни одна кремлевская авантюра не была бы возможной.
Военные задачи
Военные задачи, которые отрабатывались в рамках «Запад-2017», в целом были типичными для маневров такого масштаба: приобретение и закрепление боевых навыков, в частности, в эксплуатации ВВТ, отработка боевого слаживания частей и подразделений для проведения боевых операций (в данном случае – отработка вопросов проведения наступательной операции на Западном стратегическом направлении), а также отработка других сценариев потенциально вооруженного конфликта.
В то же время, нынешние совместные стратегические учения имели ряд особенностей. Основная из них заключалась в том, что во время их проведения, российское военное командование проверяло готовность белорусских вооруженных сил к действиям под единым командованием Генштаба ВС РФ.
В данном контексте следует отметить, что подобный вопрос отрабатывался еще в рамках проведения совместных российско-белорусских оперативных учений «Щит Союза-2015». Тогда, во время их оценки, командующий войсками Западного военного округа Анатолий Сидоров отметил, что одной из их особенностей стало переподчинение соединений вооруженных сил другого государства и управления ими при совместном выполнении учебно-боевых задач. «Анализ работы органов в ходе учения показал целесообразность включения региональной группировки войск Республики Беларусь и Российской Федерации в состав группировки войск на Западном стратегическом направлении. В свою очередь соединениями и воинскими частями западного оперативного командования Вооруженных сил Республики Беларусь и Западного военного округа отработаны формы и способы действий войск, которым ранее, в ходе проведения совместных мероприятий, уделялось меньше внимания», – отметил он.
Иными словами, в рамках «Запад-2017» российское военное командование проверяло насколько эффективно сегодня ГШ ВС РФ может напрямую управлять белорусскими подразделениями, минуя при этом различные «фильтры», в том числе и ГШ ВС Беларуси. Ведь при проведении наступательной операции на Западном стратегическом направлении российский Генштаб должен быть уверен, что все его приказы будут выполняться белорусскими солдатами четко, и не будет никаких препятствий со стороны отдельных патриотически настроенных (к своей родине) белорусских военачальников.
Также, достаточно вероятным является то, что во время учений отрабатывалось вопросы обеспечения сухопутного сообщения Калининградской области с остальной территорией Союзного государства через т.н. Сувалкский коридор, а также преобразования российского эксклава в центр зоны ограничения и воспрещения доступа и маневра (т.н. A2/AD), как это, например, было сделано в Крыму.
Очень много было дискуссий вокруг того, оставят ли российские военные, прибывшие в Беларусь на учения, ее территорию и вернутся в пункты своей постоянной дислокации в России. Александр Лукашенко, который уже, наверное, устал уверять, что именно так и будет, считает создание медийного шума вокруг этого вопроса личным оскорблением и провокацией против миролюбивой Беларуси. «Попытка дискредитации, если говорить откровенно, была крайне непрофессиональной.
Давайте подождем, что они будут говорить после того как все вооруженные силы и Российской федерации, и наши вооруженные силы окажутся в местах своего постоянного пребывания», – отметил недавно он. Однако эти слова белорусского президента скорее выглядят, как попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Ведь то, будут ли выведены российские войска с белорусской территории или нет, в современных условиях, на самом деле, не имеет решающего значения. Поскольку, даже если они будут полностью возвращены в свои ППД, в случае необходимости, они будут быстро введены обратно и интегрированы в единые вооруженные силы. Важным же в данном случае является наличие на территории Беларуси всей необходимой инфраструктура для такого «возвращения».
Политический аспект
Не менее важными чем военные задачи, для Кремля в рамках учений «Запад-2017» было направление Западу (НАТО) четких политических сигналов, в частности то, что, несмотря на санкции и другие ограничения, в России на сегодняшний день есть не только возможность вбить клин в евроатлантическое единство, но и реальное намерение это сделать. Ведь те соединения и части ВС РФ, которые перебрасывались в Беларусь в рамках учений, в частности, танковые и воздушно-десантные, а также характер вооружения, которое привлекалось к учениям, говорят об отработке исключительно вопросов наступательной операции на Западном стратегическом направлении. А для того, чтобы на западе ни у кого не возникало сомнений в этом, а также в искренности намерений Кремля, на последнем этапе учений для «условного» противника прозвучал финальный ракетно-ядерный аккорд.
Также в политическом плане очень важным и показательным эпизодом во время учений стала российская провокация с нарушением военно-транспортными самолетами ВС РФ воздушного пространства Литвы (то есть, НАТО). Замысел Кремля был прост: продемонстрировать, что ни усиление восточного фланга НАТО, ни истребители союзников, дислоцирующиеся в странах Балтии, не спасут их от российской агрессии, и все разговоры в НАТО в духе «один за всех и все за одного» являются исключительно разговорами и не более. Другими словами, это была своеобразная комплексная проверка НАТО: его готовности отвечать политически и военно на агрессию против одного из его членов. И, к сожалению, Альянс эту проверку провалил.
Еще одной политической целью учений «Запад-2017» была и сама Беларусь. Задачей Кремля в данном случае было продемонстрировать белорусскому населению, а также его норовистому руководителю, кто настоящий хозяин на их земле.
Одним из ярких примеров этому стало похищение российскими спецслужбами на территории Беларуси гражданина Украины Павла Гриба. Данная ситуация является довольно показательной потому, что впервые на территории соседнего государства российские спецслужбы провели операцию без согласования с местными коллегами. Очевидно, что спецоперация российских спецслужб стала сюрпризом и для самого Александра Лукашенко, который явно не ожидал такого «подарка» от своего стратегического союзника.
Другим важным примером является то, что и российские военные, участвовавшие в учениях, подобно своим коллегам из спецслужб, чувствовали себя в Беларуси как дома. Подтверждением этому является, в частности, сюжет на телеканале «Белсат» на тему учений «Запад-2017», начало которого сопровождается титрами «русский солдат уже на белорусской земле и чувствует себя здесь полным хозяином».
Невозможно не упомянуть и привет от Кремля Александру Лукашенко в виде несанкционированного автопробега по Минску российских активистов правящей организации НОД с портретом Владимира Путина и картой России, на которой Беларусь была изображена ее частью, а также с плакатами, на одном из которых была надпись: «Наша страна – наши правила».
То есть Кремль недвусмысленно дал всей Беларуси понять, что хозяин у нее только один, и он находится точно не в Минске.
Информационная составляющая
В информационном плане учения «Запад-2017», в целом, имели те же задачи что и парады на 9 мая, военно-технические форумы типа «Армия» и другие военно-пропагандистские мероприятия, а именно: создать в западных наблюдателей (не только тех, которые были непосредственно на белорусских полигонах) картину мощного и непобедимого союзного (российского) войска. Для того, чтобы эти учения воспринимались на Западе в необходимом для Кремля ракурсе, все происходящее вокруг них активно раздувалось в СМИ, в том числе и западных, причем нередко, и, скорее всего, сознательно доводилось до истерии.
Особую важность «Запад-2017» имел для Кремля в контексте информационного воздействия на собственное население. Простыми словами, ему внушалось: «Россия – сила, Запад – слабый. Если будет нужно, мы превратим его в радиоактивный пепел. Залог успеха этого всего один – Путин». А если вспомнить, что не за горами в России президентские выборы, то эта демонстрация силы и военная бравада перед носом в «империалистов», превращается в хорошие дополнительные проценты к рейтингу кандидата Путина.
В целом, учитывая вышесказанное, можно предположить, что Кремль остался доволен учениями, ведь все поставленные задачи были выполнены: могущество России в очередной раз продемонстрировано, управление войсками Союзного государства проверено, все необходимые месседжи НАТО и его союзникам направлены, собственное население – в имперском восторге.
Что с этим всем теперь должен делать Альянс, наверняка будет решаться в военных кабинетах в штаб-квартире в Брюсселе, а также в столицах его государств-членов. Для Украины же вывод один: максимально повышать собственную обороноспособность, не поглядывая пока в сторону западных партнеров.
Автор: Игорь Федык, Центр исследований армии, конверсии и разоружения