Как покупают права в Харькове: «Подъехать к МРЭО, спросить Рыжего»
Смертельная авария на Сумской, которая произошла 18 октября, потрясла харьковчан и породила много вопросов. Напомним, 20-летняя Елена Зайцева проехала на красный свет на большой скорости и столкнулась с Volkswagen Tuareg. Ее автомобиль вылетел на тротуар, 5 человек погибли на месте, еще одна пострадавшая умерла в больнице. Оказалось, что за два года за рулем Зайцева шесть раз нарушала ПДД.
В этом нет ничего удивительного, если принять во внимание систему, по которой в Харькове происходит получение водительских удостоверений. Трагедия вынудила общество и законодателей говорить об ужесточении ответственности за нарушение правил, а также вспомнить о безопасности городской среды: страховки от ДТП у пешеходов нет.
Автошкола. Фото: АвтоПортал
Заплати – и можешь не учить правила дорожного движения. По харьковским дорогам ездит множество водителей, которые получили водительские удостоверения, не сдавая экзамен и не зная правил дорожного движения. Виной тому – многолетняя коррупционная схема.
Честно сдать с третьего раза
Если в Германии человек может сдать водительский экзамен, выучившись при помощи частного инструктора и самостоятельно зазубрив ПДД, то в Украине дорога к праву управлять автомобилем лежит только через сертификат автошколы. В Харькове работает около 40 автошкол, аккредитованных при Сервисном центре МВД. Объявления на сайтах гласят, что за два месяца и сумму в размере 3000–3500 гривен любой желающий сможет обучиться вождению. На деле оказывается, что учат там далеко не всему, что должен знать водитель, а получение прав обойдется в гораздо большую сумму.
«ХН» на условиях анонимности опросила 23 водителей легковых автомобилей, платили ли они за получение прав. Только трое из всех опрошенных не давали взяток ни в автошколе, ни в Сервисном центре. Один из них – Евгений Ильенко (имена героев изменены – прим. «ХН»), который три года назад перебрался в Харьков из оккупированного Донецка. Этой зимой ему понадобилось получить водительские права. Евгений выбрал одну из автошкол в центре города, отходил на занятия, выучил правила и провалил экзамен. Получить права удалось со второй попытки.
– Сдать с первого раза почти нереально, никто в автошколе в этом не заинтересован, причем пересдать экзамен можно только в течение трех месяцев, но никто и нигде не говорит об этом, – рассказал Евгений. – Зато можно просто купить права и никуда не ходить. Даешь 6 с половиной тысяч – и тебе выдают медсправку, диплом автошколы и права.
Медицинские справки от нарколога и психиатра – самый популярный «товар» автошкол. Их зачастую покупают даже те, кто экзамены сдает самостоятельно.
– Справка стоила порядка 500 гривен. Я их делала сама за копейки, но если человек живет в Песочине, а нарколог у него где-то в Харькове, а психиатр – в Мерефе, то это очень неудобно. Люди сдавали деньги и получали справку не выходя с курсов, – поделилась воспоминаниями Марина Буянова, которая водит автомобиль с 2013 года.
Еще двое опрошенных «ХН» водителей, которые заплатили за права, вспомнили, что в группе было обычно по одному-два человека, которые сдавали все сами, правда, в основном со второго-третьего раза.
«Подъехать к МРЭО, спросить Рыжего»
Вторая категория водителей – те, кто платил за получение прав после обучения в автошколах. Сама система этих курсов построена таким образом, что человек не в состоянии сдать экзамен по вождению без дополнительных занятий.
– Я отдал 200 долларов инструктору, и он все устроил, – вспоминает программист Алексей Томенко, получивший права 2,5 года назад. – За меня «поклацали» на компьютере все ответы, а в город сдавать вождение я не поехал даже. Нереально сдать вождение после 10 часов практики – это очень мало, даже с учетом того, что я брал дополнительные часы у того же инструктора.
Практически все автокурсы предлагают 10 часов вождения. Каждый урок длится всего лишь час. Эксперты сходятся во мнении: этого очень мало.
– Нормальное обучение дорого стоит. В автошколах, где дают углубленный курс теории и практики, ученик должен как минимум 40 часов водить, но это очень большие затраты на бензин, на услуги инструктора, – говорит председатель общественной организации «За безопасность дорожного движения» Виктор Козориз. – В погоне за прибылью автошколы удешевляют услуги, снижают официальную стоимость обучения и компенсируют это коррупционной составляющей. А клиентам говорят: «Все равно вы сдадите, просто это будет стоить вот столько». Это всех устраивает – и водителей, и автошколы, поэтому возникла такая нездоровая ситуация.
Высший пилотаж в получении прав, который демонстрируют некоторые харьковчане, – покупка прав без автокурсов, непосредственно в бывшем МРЭО. Именно так три года назад обзавелась водительским удостоверением Мария Андреева.
– Собиралась покупать машину, сказала на работе, что хочу на курсы пойти. Но мне посоветовали не тратить деньги напрасно и сразу купить права, дали номер телефона человека из ГАИ. Я позвонила – он сказал, что все устроит, нужна только моя фотография и деньги – что-то около 4 тысяч гривен. Через недели три нужно было подъехать к МРЭО на Шевченко, спросить Рыжего. Я так и сделала. Вышел действительно рыжий мужчина, завел меня в комнату, где люди сдавали экзамен по ПДД, усадил за компьютер, где уже были правильные ответы, и спустя несколько минут вынесли права, – рассказала Мария «ХН».
Девушка собиралась самостоятельно найти инструктора и оплатить его уроки, чтобы научиться вождению, однако обстоятельства изменились, и машину она так и не купила.
Экзамены под видеокамеру
Юрист харьковского автоклуба Денис Журавель уверен: в проблеме виноваты не только коррумпированные чиновники и сотрудники автошкол, но и сами потенциальные водители, которые предпочитают платить и не учиться.
– Это та же проблема, что и со взятками в вузах – неизвестно, что было раньше – яйцо или курица. Первыми начали вымогать или первыми начали предлагать? Я думаю, что проверять знание правил должны не компьютерные программы, где результат можно «подкрутить» или подтасовать. Это должен быть личный экзамен – как в университете, когда вы приходите и отвечаете на вопросы. Этот процесс должен фиксироваться на камеру, чтобы было видно, как человек выбирает билет и как он отвечает. Если человек нарушает часто, полицейские могут затребовать эту запись и тогда уже смотреть: нет записи – все понятно, не отвечает ни на один вопрос – тогда вопрос к автошколе, как они выдали диплом о сдаче экзаменов.
В общественной организации «За безопасность дорожного движения» предлагают внести информацию об автошколе, которую закончил автомобилист, в водительские права.
– После аварии на Сумской я говорил с руководителем Главного сервисного центра МВД. Владислав Криклий сказал, что Елена Зайцева закончила одну из лучших автошкол Харькова. И мы имеем ситуацию, что лучшая автошкола выпускает водителя, который за два года шесть раз нарушает ПДД, – рассказал «ХН» Виктор Козориз. – Мы предлагаем в права добавить еще один пункт: какая автошкола учила водителя. Пока что мы не можем этого делать, нужно постановление Кабмина. Единственное, что нам пообещали в Главном сервисном центре, – сделать рейтинг автошкол.
«Убираем прожженных воришек»
В Региональном сервисном центре МВД уточнили: Елена Зайцева училась в автошколе «Транстур», которая находится в центре города, на улице Алчевских.
– Там все преподаватели с большим опытом работы, они постоянно пополняют автопарк новыми автомобилями, что редкость в наше время. Там нет никаких вопросов к организации. Да, произошла трагедия, но в ней не виновата автошкола, – рассказал «ХН» и. о. начальника Регионального сервисного центра МВД Денис Бакумов.
К идее общественников вписывать автошколу в водительское удостоверение он относится скептически. По мнению Бакумова, это никак не может повлиять на статистику ДТП. С коррупцией в рядах сотрудников Денис Бакумов собирается бороться методом обновления кадрового состава.
– У нас идет реорганизация с 2015 года, мы омолаживаем коллектив, убираем старых прожженных воришек, даем дорогу молодежи. Может быть, где-то кто-то и помогает получить права, но такого, чтобы внаглую брали – такого у нас нет. Мы сразу за это «рубим по плечу», – уверяет Бакумов.
В следующем году все экзамены по теории и практике вождения будут снимать на видеокамеру – это, по мнению руководителя Регионального сервисного центра, практически не оставит возможностей для взяток.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕ ПУГАЕТ
Авария на Сумской заставила говорить общество и законодателей об ужесточении ответственности за нарушение ПДД – как уголовной, за тяжкие последствия, так и административной – за езду в пьяном виде и превышение скорости. Тот факт, что автомобиль Зайцевой шесть раз фигурировал в админпротоколах полиции (за неправильную парковку и несоблюдение рядности на дороге), дает повод говорить об упущенной возможности предотвратить жуткое ДТП. Но веру в то, что 20-летнего водителя Lexus мог бы остановить больший штраф или лишение прав, рассеял «автор» другой кровавой аварии – Андрей Полтавец.
Напомним, в 2008 году, будучи пьяным, он въехал на своем Mitsubishi L-200 в людей на трамвайной остановке, что на Полтавском Шляхе. Тогда погибло 6 человек, в том числе двое детей и беременная женщина. Полтавец, как и Зайцева, свою вину не признавал, ссылался на обстоятельства и плохое самочувствие. Он был приговорен к 10 годам лишения свободы, но за примерное поведение вышел на свободу уже в 2015-м. До 2018 года, согласно приговору, не имел права вообще садиться за руль. Но 24 августа его на автомобиле жены остановили патрульные – и снова пьяным. Теперь он должен будет отправиться в тюрьму еще на 2–3 года (суммируется срок, который «не досидел», и год – за новое правонарушение).
– Когда суд узнал, – говорит пресс-секретарь областного прокурора Вита Дубовик, – что человек находится на УДО (условно-досрочное освобождение – прим. «ХН») за смертельное ДТП и что он нарушил приговор суда, материалы были направлены в отдел, который занимается теми, кто освободился по УДО. Этот отдел изучил материалы и уже потом их направил в полицию. Поэтому с момента штрафа до момента начатого уголовного производства прошло достаточно длительное время, 13 октября было начато уголовное производство по статье 389 «Уклонение от наказания».
С момента того ДТП прошло более девяти лет, а Полтавец до сих пор не выплатил и половины суммы по гражданским искам за моральный ущерб семьям погибших и пострадавших – всего около миллиона гривен.
– Летом, насколько я знаю, он пообещал платить по тысячи гривен в месяц, – говорит представитель пострадавших адвокат Юрий Вишневецкий, – одну или две выплаты сделал. Но весь долг, конечно, не выплачен. Поэтому следует констатировать, что пешеходы не просто не защищены от потенциального ДТП, они нередко не могут получить компенсацию, даже став пострадавшими. Это возможно лишь при совпадении нескольких факторов – если у виновного водителя будет достаточно имущества для обеспечения гражданского иска, он его не продаст и не перерегистрирует на родственников и знакомых до того, как правоохранители наложат арест.
Автор: Елена Павленко, KHARKIV Today