Давай, поехали: откуда в Украину едут «евробляхи»
В середине 1980-х только что открытый вильнюсский рынок Gariunai стал окном в капитализм. Здесь можно было купить и модные синтетические куртки, и грубого покроя советские джинсы, и дефицитные крупы или колбасу. В последующие годы государство ослабевало, люди беднели, расцвело челночеством – и рынок расцвел. По состоянию на середину 90-х "Гарюнай" трудоустраивал десяток тысяч людей, и купить на нем можно было все легальное и нелегальное, включая наркотики и оружие.
Последние частто сразу шли в ход: рынок стал местом криминальных разборок.
2000-е принесли Литве стабильность и относительную состоятельность. Страна стала членом ЕС и НАТО, рекой потекли инвестиции, в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде открылись крупные торговые центры. Покупка товаров на рынке перестала для большинства литовцев быть насущной необходимостью. Gariunai цивилизовался: торговлю с лотков или с земли заменили крытые павильоны с травелаторамы, на территории рынка открылись залы для проведения конференций и концертов. С середины "нулевых" он становится похожим на нынешний киевский "Дарынок".
А в середине 2010-х рынок снова стал актуальным, а слово "Гарюнай" появилось в лексиконе многих украинцев. Не из-за одежды или продуктов – а благодаря участку рынка с противоположной стороны шоссе. Там издавна продавали подержанные автомобили, но только с 2015-го тысячи украинцев узнали о простой схеме: если зарегистрировать автомобиль на гражданина Литвы и сделать формальную доверенность на свое имя, можно сколько угодно ездить Украиной, не платя за растаможку. Цены на Gariunai невысокие, пакет документов обойдется в 150-300 евро, из Киева в Вильнюс – всего 750 километров или 40 минут на самолете. Вдохновленные возможностью приобрести Volkswagen или Toyota за сотню тысяч гривен, украинцы пришли на север.
Посмотреть на Мекку "евроблях" уехал и корреспондент издания INSIDER.
Это оказалось просто. За 20 минут и 10 евро такси довозит до юго-западного выезда из города.
Увидев высокие и широкие трубы ТЭЦ, надо повернуть налево. Справа от шоссе – корпуса вещевого "Гарюная".
А слева, на огромной плоской области, можно выбрать свою "жестянку" из нескольких тысяч выставленных на продажу автомобилей.
Авторынку подходят много прилагательных: масштабный, универсальный, дешевый, ветреный. И среди них точно не будет слова "уютный". Это пустота, на которой, кроме автомобилей, есть заборы, разграничивающие площадки различных компаний, маленькие обшитые вагонкой кабинки продавцов автомобилей, дешевая столовая с пельменями и киселем в меню и грохочущие автомойки. Сразу за входом – ряд похожих на контейнеры зданий, в которых продают шины, диски и автомобильные жидкости.
Тут же шины и заменяют. Пара зимних шин – 45 евро, "но, если берете много, можем сбросить половину цены".
За рядом автосервиса асфальт заканчивается. На гравии или песке ровными рядами стоят сотни автомобилей. Все чистые, будто только что помытые. Все – известных марок. Каждый – с прицепленным под лобовым стеклом ценником. Таким:
Или таким:
Или таким:
Кабриолет Porsche на Gariunaі – не редкость. Как и старенький Jaguar или всего лишь двухлетний Mini Cooper. На него была самая высокая из увиденных на рынке цена – 14900 евро. А так: 10900 – и ты уже выглядишь, как депутат облсовета:
1950 – и есть, на чем возить овощи с дачи.
2900 – и можно заводить Instagram .
Вот только как долго продлится счастье, не скажет никто. Гарантий на Gariunai не дают, как и не получают их от своих немецких, французских, итальянских или других поставщиков. Предлагают только заглянуть под капот и, сделав пару кругов вокруг авторынка, обменять машину на деньги. А дальше идут обещания. Пробег – не "накручен". Что техосмотр будет пройден без проблем (хотя рекомендуют "свой, проверенный" сервис, через который за 70 евро можно быстро и удобно "провести" авто в любом состоянии). Что за плюс-минус 250 евро можно оформить автомобиль на гражданина Литвы, составить многолетнюю доверенность и на ее основании пользоваться автомобилем, не платя дорогую растаможку. И что проблем с украинскими правоохранителями не будет. "Ведь по такой схеме работают десятки литовских торговых представительств в Украине, – заверил корреспондента INSIDER один из продавцов. – Закрыть ее означает серьезно ударить по межгосударственной торговли, поэтому никто этого делать не будет. Поэтому, если остановят тебя в Украине – представляйся внештатным работником такой-то компании. Этого никто никогда не проверяет. "
Остаются страховка и техосмотр, которые должны быть литовскими. Первую оформляют через посредников. А до техосмотра после покупки машины остается целых два года – так те новые владельцы дешевых машин, которые планируют не расставаться с ними и в 2019-м, рассчитывают съездить тогда в Литву.
Такая схема устраивает тысячи украинцев. С января по октябрь по этой и подобными схемами временного импорта в Украину из Литвы попало 54700 автомобилей – только по официальным данным Государственной фискальной службы. Авторынки маленькой страны стали перевальными пунктами для старых автомобилей из богатых стран Западной Европы в Украину.
"Я здесь уже десятки лет работаю, на меня или компании моих друзей сотни автомобилей оформлены, – говорит гарюнайский продавец. Журналистов здесь не любят, поэтому представляюсь в разговоре покупателем. – Не то что ваши украинские бизнесмены. Бывает, откроют здесь фирму, завезут через нее 20-30 автомобилей – и закрываются. И ищи дальше ветра в поле. А у меня телефон – вот, он много лет не менялся. И я всегда поднимаю трубку."
Гибкость литовских предпринимателей, кроме преимуществ для небогатых украинцев, создает и проблемы. Политики и чиновники жалуются, что бюджет недополучает налогов, и на украинских дорогах – тысячи автомобилей, за которые по факту никто не отвечает. Несколько штрафов за просроченную страховку – показательно больших – дали только точечный эффект. Во многих украинских городах уровня областных центров из-за наплыва автомобилей с иностранной регистрацией по утрам образуются пробки – там, где их никогда раньше не было.
Литва же считает проблему "евроблях" чисто украинской. Учета автомобилей, выезжающих из страны, никто в Литве не ведет. Поэтому бизнес Garuinai чувствует себя в безопасности.
Среди редких покупателей (поскольку каталог автомобилей доступен онлайн, сюда обычно приходят уже оформить покупку) нередко слышна русская речь. Продавцы хвастаются, что за день продали украинцем кто три, кто пять автомобилей. Пока государство придумывает способ ограничить ввоз автомобилей, которые в богатых странах ЕС подлежат утилизации, администрация Gariunai готовится к расширению рынка: к югу от имеющегося автомобильной площадки строят еще одну, такого же размера.
Автор: Антон Семиженко, INSIDER
Репортаж написан во время посещения Литвы в рамках проекта "Точное отображение Соглашения об ассоциации Украина-ЕС в украинских медиа", который воплощает польский Фонд международной солидарности в сотрудничестве с украинскими ОО "Интерньюз-Украина" и "Общество Льва".
Tweet