Обстановка на восточном фронте – июль 2018: бои идут всё под теми же посёлками и высотами
На линии боевого соприкосновения продолжаются локальные стычки уровня взвод — рота, несколько дежурных батарей работает с «подскока», ведя беспокоящий огонь и контрбатарейную борьбу, выходят на охоту снайпера и ПТРК-команды — позиционная война не меняется. Столкновения продолжаются на уровне 20-30 обстрелов в сутки, хотя были дни, когда зафиксировано всего 5-6 эпизодов, причём крупнокалиберные пулемёты, АГС, стрелковое оружие — можно сказать, почти тишина по меркам многомесячного противостояния.
Люди насколько привыкли к циклу «5-7 месяцев на передовой, короткие отпуска, слаживание и полигон», что кажется, так было всегда — эти палатки, блиндажи, эти полустанки и перестук колёс платформы. На востоке идут дожди, есть места, где уже больше 20 дней подряд каждый день вечером ливень — в окопах ВОП по колено, блиндажи подтоплены, бойцы вычерпывают воду, поднимают при помощи поддонов и мешков с землёй б/к, с караульной службой и сидением в секретах реальные проблемы. Естественно, с обеих сторон — каша в окопах, грязь по пояс и вода в укреплениях не разбирает, ВСУ или гибридная армия стоит в секторе.
Бои идут всё под теми же посёлками, высотами и опорными пунктами — сохраняется очаг напряжённости в Приморье, по фасу Донецка, Горловки, на Светлодарской дуге, на Бахмутке. В следующем выпуске мы пройдёмся по тактическому уровню подробнее — изменений на ЛБС не было, серьёзных боев тоже. Был залёт у 52 ОМПБР на НП неподалёку от Крымского с внезапной атакой малой группы и гибелью командира отделения и помощника гранатомётчика, были подрывы на фугасе у 72 ОМБР, ранение снайпером в 24 ОМБР, добрых три десятка раненых. Но это война, у противника тоже двое ликвидированы возле Горловки снайпером, накрытие минами, небоевые потери на фоне алкоголя.
Командование ООС выкатило ролик о применении ПТРК «Стугна» на передке — бойцы ВСУ завели ракету в амбразуру. Какие выводы можно сделать из видео? ПТРК занимает ту же нишу, что и «ТОУ» — тяжёлый комплекс работающих или с техники, или из глубины порядков. Потому что расчёту даже в чехлах и вьюках достаточно тяжело переносить комплекс весом больше 79 кг (с тепловизором и с ракетой в ТПК). Менять позицию или работать по внезапно появившейся цели, перебрасывая расчёт на бортовом автомобиле (уязвимом для осколков ВОГ или миномётных мин) будет непросто.
Но вот в своей тактической нише, на подготовленной позиции или разворачиваясь из глубины, используя высокоэнергетическую летящую до 5000 метров ракету, ПТРК незаменим. Тандемный боеприпас для современной бронетанковой техники с динамической защитой, осколочно-фугасный для уничтожения огневых точек, автомобилей, групп пехоты, пробитие до 900 мм гомогенной брони, высокая выживаемость расчёта, который не рискует во время обстрела вспышки с места пуска, маркер четко держит небольшую цель.
Со временем, когда штат заполнится «Корсарами» во взводном уровне, станковыми гранатомётами (взамен вырабатывающих ресурс «СПГ») и 40 мм «УАГ» с кумулятивными гранатами у подразделений огневой поддержки, то совместно действующими из глубины ПТРК-командами и штатными средствами ОП мы будем в состоянии создать эффективную систему обороны против танков и ББМ.
Также не стоит забывать о ПТРК «Javelin» — осенью, как начнётся финансовый год в США, нам отгрузят очередную партию, у ВСУ будет примерно 70-80 пусковых юнитов и более 450 ракет. С этим вполне можно создавать в каждом оперативном командовании противотанковые команды, к тому же будут готовы и операторы — на выбор есть «развилка» в мобильный резерв на угрожаемом участке или придание танковым бригадам для борьбы с танками противника при усилении ими опорных пунктов и в маневренных группах.
Продолжается масштабное военное строительство. Судя по паспорту одного из строящихся общежитий в Мариуполе, туда в ППД заводят мотопехотную бригаду, подразделения 57-й обживаются в Новой Каховке на Херсонщине. Вообще, пограничные области усиливают, и усиливают значительно — сборы 119 бригады в Чернигове, Харьковская бригада ТрО, 124-я бригада в Херсонской области, сборы в Сумах через месяц, 3-я танковая бригада корпуса резерва — это больше 20 тысяч призванных резервистов. Причем, не из ОР-1, а из состава людей, не принимавших участие в АТО, но годных к несению службы.
Когда будут развёрнуты и пройдут учебный год кадрированные бригады Корпуса резерва и все части ТРО (пусть даже с лагом в пару лет), то у нас будет ещё дополнительно больше 100 тысяч персонала, который можно использовать как в ООС, так и для охраны стратегических объектов на второй линии и в глубине красной зоны, контрДРГ-операций, фильтрации, караульной службы — это серьёзное усиление.
204 бригада тактической авиации, наоборот, переселяется из Кульбакино на восстановленный аэродром в Луцке — туда ушли первые эшелоны с заправщиками, генераторами и «хозяйством» бригады. Ремонт ВПП ещё в конце 2016 года, постройка складов РАО и зданий для дежурного звена, сдача 4 общежитий в гарнизоне Луцка, с одновременной передачей снятой с консервации техники — один из этапов рассредоточения авиационных частей, переброски их на запад и на прикрытие Одессы после оккупации Крыма. Для того чтобы не дать вывести из строя авиацию серией акцентированных налётов, разместить восстановленную после Крыма бригаду в ППД и дать ей возможность для развития в плане инфраструктуры и социалки (что тоже немаловажно).
По передачам техники и средств поражения. Нацгвардия получила несколько КШМ на базе «Казак-2» с цифровой связью, спутниковым каналом и цифровым ретранслятором, позволяющих работать на оперативно-тактическом уровне на дальность в 400 километров. Национальную гвардию по-прежнему натаскивают на общевойсковой бой, снабжая ПТО, тяжёлым вооружением, передовыми командными пунктами, превращая из ВВ с алюминиевыми щитами в силу, способную потягаться с регулярной армией.
Для того чтобы разгонять возможные протесты, не понадобится закодированный цифровой канал и выход на спутник, как и десятки ПТРК, и более 70 бронемашин разного класса только за прошлый год. Этот тоже, определённо, не стал исключением. В целом силовикам передана партия ракет (РК-2С, РК-3К и ОФ) к ПТРК, переданы десятки снайперских винтовок, РЛС «Малахит», модернизированные ЗРК и перезаряженные ракеты, заканчивается строительство десантно-штурмовых катеров и ведутся работы по передаче техники во 2-ю бригаду морской пехоты (и в принципе продолжается создание КМП Украины как единой структуры). Планируется уже традиционная передача техники ко Дню Независимости.
По международной помощи нашей стране. 250 млн от Минобороны США по «Закону о национальных ассигнованиях на оборону в 2019 году». Есть параллельные пути финансирования — «Закон об ассигнованиях иностранных операций и смежных программ», транши по кибернетической безопасности, «Закон об ассигнования министерства обороны», где на эти же цели (операции за рубежом, непредвиденные расходы, поддержка дружественных режимов) вполне ещё размазаны 2-3 сотни миллионов долларов для Украины.
Посол Канады заявил, что помимо обучения батальонных групп ВСУ и сапёров по программе Минобороны в течение 5 лет их страна берёт на себя обязательство оказывать Украине финансовую поддержку на 50 млн, включая 35 млн на техническую помощь. Судя по тому, что в прошлом году на вооружение в ВСУ принята снайперская винтовка McMillan TAC-50, становится ясно, что первое из летального пойдёт к нам из Канады. Также посол говорил о поставке партии амуниции и вещевого довольствия, вполне вероятно, что для формирующихся подразделений ТрО.
В общем, Запад по-прежнему постепенно и системно помогает решать наши проблемы со снайперской войной на востоке, ударами РСЗО и тяжёлой артиллерии, танковыми прорывами и попытками расширить агрессию за текущую линию боевого соприкосновения. У вас проблемы с минами и фугасами? Вот курсы для сапёров, вот робот с манипулятором, вот защитное снаряжение, вот миноискатели, вот лаборатория.
У вас проблемы с артиллерийскими обстрелами и прилётами пакетов по городам? Вот контрбатарейные РЛС, вот БПЛА, вот защищенные ноутбуки и спутниковая связь. Есть острая ситуация с танками? Вот кредитные гарантии на расширение производства ПТО, вот ПТРК 3 поколения, вот тепловизоры и ПНВ. Существует угроза масштабного вторжения? Вот инструктора, амуниция и вещи для мобилизационных запасов, вот цифровая связь и помощь в создании сержантского корпуса. Всё сугубо утилитарно, сугубо для того, чтобы не дать противнику развить свое преимущество. Не менее, но и не более.
Поэтому когда вы планируете свой личный коварный план по освобождению Донбасса или упрекаете наших политиков в промедлении, стоит понимать, что сейчас это и есть план. Советники НАТО, политики стран «Большой двадцатки» и самого эффективного военного альянса в новейшей истории приняли решение купировать российскую угрозу дипломатическими методами, санкциями и точечными поставками для усиления украинской армии, но так, чтобы не спровоцировать масштабный конфликт в Европе.
Бюджета на оборону только США и Канады достаточно, чтобы тратить на афганских военных 5 млрд долларов. Если бы стояла задача пережать противника на Востоке Украины, то Запад залил бы тут всё высокоточным оружием, ствольной артиллерией с хранения и бронированными «Хамви» ещё в 2015 году. Но РФ — это тот «слон», которого будут есть по кускам. Вооружая и принимая в НАТО Грузию, размещая дополнительные силы и ударные самолёты в странах Балтии, лишая доли газового рынка в ЕС танкерами со сжиженным газом и оказывая помощь Украине с получением ПДЧ и реформой армии.
Никаких влажных фантазий — любая замкнутая система стремится к энтропии. «Газпром» берёт кредиты, чтобы отдать кредиты деньгами российских пенсионеров, на новостях про очередной пакет по «Северному потоку-2» «Сбербанк» теряет капитализацию, а военные заявляют, что танк «Армата» не очень и нужен, сгодятся и модернизированные Т-72. Рано или поздно засуха такая, как в этом году в РФ (минус до 20% урожая) совпадёт с проблемами на фондовом рынке, мировым финансовым кризисом и/или обвалом цен на углеводороды. И всё либо посыплется как карточный домик, как сыпалось уже дважды за один век, либо резко сузит возможности РФ к модернизации и давлению на соседей.
До того момента мы должны оставаться сильными, максимально мобилизованными и консолидированными — санкции должны работать, наша позиция по Крыму и Донбассу — не меняться. Перспектива этому — расширение раковой опухоли на Востоке и легализация в украинском политическом поле кремлевской повестки дня про «мир любой ценой». Ни советники НАТО, ни политики ЕС, ни новые пакеты не подарят нам безусловного мира — это решение должен принять режим в Кремле, после исчерпания любых рычагов воздействия на Украину. Пока россияне всё ещё сохраняют иллюзию того, что Украину можно вернуть в сферу влияния РФ, делая ставку на выборы и внутренние проблемы. Наша задача развеять их окончательно.
Автор: Кирилл Данильченко ака Ронин; petrimazepa.com
Tweet