Протесты отчаяния. Без работы, без денег, без дома и без надежд. Но с ненавистью…
Экономические бунты захлестывают Европу. Люди протестуют против неспособности своих правительств бороться с кризисом. Украинцев от массовых волнений пока удерживает усталость и разочарование после «оранжевой революции». Но бесконечно так продолжаться не будет.
Экономические бунты захлестывают Европу. Люди протестуют против неспособности своих правительств бороться с кризисом. Украинцев от массовых волнений пока удерживает усталость и разочарование после «оранжевой революции». Но бесконечно так продолжаться не будет.
Мама, почему мы уехали из нашего дома?» – «Потому что мы не можем за него платить». Этот нехитрый диалог миллионы раз звучал в разных семьях, в разных странах и на разных языках по всей Европе. Без работы, без денег, без дома и без надежд. В такой ситуации оказались миллионы европейцев, привыкших к стабильной и размеренной жизни.
Сначала курс исландской кроны по отношению к евро упал почти на 60%. Затем рухнули три крупнейших банка страны. Потом кризис вышел «на улицу». Десятки тысяч человек, недовольные последствиями экономического кризиса, захлестнули улицы Рейкъявика, скандируя требования об отставке правительства. В Греции с протестами против государственной политики в сфере сельского хозяйства вышли тысячи фермеров.
После провала переговоров с правительством об увеличении государственных субсидий и пенсий они заблокировали два главных автомобильных пограничных перехода в Македонию. Эстафету Греции и Исландии подхватила Прибалтика. В Литве также на митинг вышли тысячи недовольных. Для наведения порядка в столицу пришлось стянуть дополнительные войска из близлежащих городов. Латвия, Венгрия, Румыния, Болгария, а теперь еще и Франция, Великобритания и местами даже Германия…
Вирус финансового кризиса инфицировал уже все органы мирового организма. Добрался он и до простых людей, лишив их того, что на языке политологии звучит как «социальное спокойствие». Население одних стран причину своих бед видит в неразумных действиях властей, приведших к экономическому краху. Правительство Исландии, например, обвиняется в том, что проводимая им в последние годы «агрессивная» кредитная политика способствовала банкротству трех крупнейших банков страны. Население других стран возмущено неэффективностью борьбы с кризисом.
В противостоянии с бюджетным дефицитом национальные правительства идут на непопулярные меры, которые позволяют занимать деньги на мировых рынках, но жестко бьют по социальным вопросам. Но болезнь обостряется, и в организмы государств приходится вводить все большие дозы «антибиотиков» – антикризисных правительственных мер. А вместе с ними усугубляются и побочные явления, отражающиеся на социальном здоровье общества. Так, в Венгрии, Латвии и Литве народные выступления уже обернулись проявлением насилия против властей.
Правда, в странах Восточной Европы и Прибалтики есть как минимум один дополнительный фактор для народных бунтов: не оправдавшиеся ожидания от членства в ЕС. Вступая в Евросоюз, население стран Центральной и Восточной Европы искренне верило, что теперь ему гарантирован надежный иммунитет против каких-либо серьезных экономических заболеваний, а сейчас оно увидело, что ошибалось. Но проблема в том, что подобные волны социального беспокойства уже начали накатывать и на развитые государства.
29 января самая крупная за последние двадцать лет забастовка состоялась во Франции. Темпераментные французы выступили против экономических реформ, предложенных президентом Николя Саркози в связи с финансовым кризисом.
Великобританию охватили забастовки и демонстрации работников энергетических предприятий. Участники акций протестуют против привлечения в отрасль иностранных работников. Забастовки прокатились по всему Соединенному Королевству: в Линдси (графство Линкольншир), в шотландском Грейнджмуте, в Редкаре на северо-востоке Англии. Демонстрации проходят и на юге Уэльса.
В Германии вышла на забастовку одна из крупнейших авиакомпаний Европы Lufthansa. Отменены более 40 рейсов из Берлина и Франкфурта. Бастующие требуют повышения зарплат.
Директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан считает, что с ухудшением экономической ситуации в мире социальные протесты в этих странах также будут набирать силу. По мнению Рональда Янсенна, экономиста Европейской конфедерации трейд-юнионов (European Trade Union Confederation (ETUC), при самом пессимистичном сценарии ЕС придет к «взрыву общественного недовольства», что, по сути, похоронит «нынешнюю социальную модель европейского общества в том виде, в котором мы ее знаем».
На краю… Украина пока держится на краю социальной пропасти, но ответа на вопрос, как долго еще ей будет это удаваться, не знает никто. Ориентированная на экспорт экономика и непредсказуемая политическая система в нашей стране уже привели к тому, что из всех восточноевропейских государств Украина пострадала от кризиса больше всего. Резкое сокращение внешнего спроса на сталь, основной статьи украинского экспорта, привело к тому, что почти вся отечественная сталелитейная промышленность встала. Уже в ноябре экономика нашей страны пережила головокружительное падение – 14%.
От полного же краха Украину спас лишь кредит МВФ ($16,5 млрд.). При этом, согласно последним прогнозам Европейского банка реконструкции и развития, прогнозы развития экономики Украины пессимистичнее, чем для стран Прибалтики, и на 2009 год. В Латвии, Литве и Эстонии ожидается падение экономики на 2,5%, 5% и 3,5% соответственно, в Украине же – по меньшей мере, на 5%.
В свою очередь, головокружительное падение украинского ВВП незамедлительно сказывается и на уровне безработицы, и на уровне реальных доходов украинского населения. По данным Секретариата президента, уже к концу марта нынешнего года число безработных в Украине составит 3,5 млн. человек. Правда, по словам Натальи Королевской, представителя БЮТ, сейчас премьер-министр Украины Юлия Тимошенко поставила вопрос о привлечении и возврате на украинский рынок иностранных инвесторов, что должно немного облегчить стресс от кризиса для экономики, а значит – и населения.
Кроме того, по словам вице-премьер-министра Украины по вопросам европейской интеграции Григория Немыри, правительство ведет переговоры о финансировании ряда инфраструктурных проектов с Европейским банком реконструкции и развития. Эти проекты, по его словам, должны будут создать новые рабочие места для украинцев, потерявших (или которые могут потерять) работу в результате кризиса. Такие шаги, надеются представители власти, смогут смягчить его болезненность для наших рядовых сограждан.
Впрочем, по мнению ряда политиков, эти меры украинское правительство и президента уже не спасут. Некоторые, пусть и едва заметные волнения в стране уже начались. С начала декабря несколько раз акции протеста со всем необходимым антуражем – перекрыванием улиц и тому подобными «атрибутами» – устраивали сотрудники компании «Львовский автобусный завод». Они выступали против неоплачиваемого отпуска, задолженности по зарплате и переноса рабочих дней на будущее из-за отсутствия у компании заказов. В конце января замитинговали в Донбассе. Население Донецкой области (Дзержинск и Харцызск) вышло с протестом против политики, проводимой президентом, правительством и Верховной Радой Украины.
Возьмут ли украинцы вилы Александр Чалый, в недавнем прошлом – замглавы Секретариата президента, считает, что уже к концу марта Украина может пойти по следам своих восточноевропейских соседей. К этому времени будет известна и судьба второго транша кредита МВФ. Ведь недавно Верховная Рада Украины нарушила условия его предоставления – утвердила госбюджет на текущий год с дефицитом 3%, в то время как условием предоставления кредита Международного валютного фонда было составление сбалансированного бюджета.
В случае если второй транш Фонда Киев не получит, сдерживать социально-экономическую ситуацию в стране над пропастью уже не будет возможностей. Но именно к этому времени экономический кризис в Украине покажет себя «во всей красе». И население терпеть его размаха просто не сможет. По мнению влиятельного экспертного американского журнала Foreign Policy, уже в скором времени Украина (как и четыре других государства – Великобритания, Латвия, Греция и Никарагуа) может пойти по примеру Исландии – коллапс экономики, а затем смена власти.
Впрочем, есть и другое мнение. Как считают ряд политиков и наблюдателей, население Украины – как и других стран, в недавнем прошлом переживших «цветные» революции, а затем разочаровавшихся в них, – разуверилось в разумности массовых протестов. Поэтому, согласно опросу, проведенному фондом «Демократические инициативы» в конце декабря, подавляющее большинство украинских экспертов (из опрошенных 32-х) в принципе не верят в возможность массовых акций протеста в нашей стране в связи с кризисом. Как говорит бывший спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе, украинское и грузинское население слишком сосредоточены на политике, чтобы бунтовать по социально-экономическим мотивам.
Правда, у медали подобной терпимости есть и не очень позитивная сторона. Социальные волнения и протесты являются мощным толчком для того, чтобы политики ясно ощутили – или при необходимости вспомнили, для чего они находятся у власти. Недовольство населения уже заставило признать свои ошибки правительство Исландии – в ответ на массовые протесты премьер-министр страны подал в отставку. Безропотное же терпение всех ошибок и промахов властей может дать им ощущение вседозволенности. Так, как это пока происходит в Украине.
Дарья Рябкова, Инвесгазета
Tweet