Реклама как двигатель обмана. Примеры добросовестного обмана покупателей
Реклама нынче обещает нам чуть ли не горы золотые! Но не стоит выделять из всех предложений то, что лишь на словах сулит исключительные условия. Не верьте без оглядки яркой надписи на упаковке, убеждающей, что за данный товар надо заплатить дороже, чем за стоящий рядом. Проконсультируйтесь, возьмите в руки калькулятор или хотя бы усомнитесь. В конце концов, деньги вам самим нужны не меньше, чем подателям недобросовестной рекламы.
Сам виноват!
Не так давно страну заполонили билборды одного из мобильных операторов, обещавшие уникальную акцию — звонки по 0 коп на все телефоны в Украине. А уже вечером следующего дня на мобильный пришла эсэмэска, предлагающая за 5 грн тут же подключиться к данной акции. «Подтверждаете?» — примерно таков был вопрос в интерактивном сообщении. Я подтвердил. Правда, воспользоваться услугой мне так до сих пор и не довелось — слишком неудобоваримыми оказались дополнительные условия этой акции. Выяснилось: чтобы получить право бесплатно звонить на номера других операторов, нужно ежемесячно пополнять счет на 35 либо 50 грн. После чего предлагается в течение 15 дней использовать выделенные оператором 20 либо 50 минут (соответственно) на звонки по Украине. А куда же девать каждый месяц по полтиннику? «…Используйте на другие услуги», — советует оператор.
Никакими другими услугами я пользоваться не собирался, поэтому разделил 50 грн на «обычный» тариф оператора (1 грн/мин), приплюсовал льготные 50 мин и получил 100 мин в месяц по 50 коп. Правда, не так красиво, как в рекламе, да и 5 грн за факт участия в акции мне уже не вернуть…
Сам виноват — разобраться надо было сначала! Примерно ту же мысль выразил мой знакомый, перейдя на «настоящий безлимит» еще одного оператора мобильной связи. Через 2 дня после подключения у него закончились внесенные на счет 160 грн. И лишь тогда он выяснил, что у оператора понятие «безлимит» при звонках на номера необходимого ему оператора составляет… 5 минут в сутки. Дальше — по 95 коп за минуту. Безлимитно, ничего не скажешь, только счет успевай пополнять!
Дополнительные условия
Среди лидеров запутанных дополнительных условий стандартно числятся страховые компании. Три страницы мелким шрифтом юридического текста, где и грамотный юрист ногу сломит. А вы все же попытайтесь разобраться, что это за КАСКО такое, которое стоит 4% против «стандартных» шести? Ведь в рекламных роликах страховщики обычно «забывают» упомянуть, что дешевое КАСКО содержит повышенные франшизы (часть убытков, которые по условиям договора клиент оплачивает сам). В таких пакетах очень часто страхователь только в случае ЧП узнает, что выплате подлежит ущерб, превышающий, например, $1000. А у вас всего лишь бампер, решетка и фары? За свой счет, уважаемый…
Рецепт взаимоотношений со страховыми компаниями «Новой» подсказал генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Игорь Яковенко. Если речь идет о страховых компаниях и оформлении договоров автострахования, полагает он, надо обращать внимание на включение в договоры пунктов, которые заведомо сводят возможность выплаты возмещения к нулю. Скажем, где необоснованно расширяются требования к клиенту по хранению и условиям эксплуатации застрахованной машины, причем любое отступление от правил может привести к расторжению договора. Допустим, требование хранить автомобиль лишь на охраняемой стоянке либо в гараже (по такому договору разбитые хулиганами под окнами дома стекла и поцарапанный кузов автомобиля придется ремонтировать из своего кармана).
Знание — сила!
Думаете, на этом все неприятности с рекламами-обманками и прочими ухищрениями, направленными на выманивание денег у потребителя, исчерпываются? Как бы не так! В аптеке знакомая сокрушенно покачала головой: «Лекарства-то как подорожали… На панадол (жаропонижающее. — Прим. авт.) не хватает. Что же делать?» «Купи парацетамол. А на сдачу — пару килограммов фруктов, пользы больше будет», — посоветовал я. «Но это ж для ребенка! Ты бы своему стал покупать не то лекарство, которое выписал врач? Вон и на упаковке написано: «Детский»!»
Чем больше я убеждал молодую маму в идентичности действующего вещества и уменьшенной дозировке, тем сильнее рисковал из категории «друг семьи» переместиться в разряд «вражина злая». Ситуацию неожиданно спасла провизор аптеки, поддержавшая мое мнение по поводу и абсолютной идентичности действующего вещества, и дозировок, и отсутствия опасности при замене одного лекарства другим.
Эти точные цифры
Мы уже научились не впадать в восторг от объявлений типа «скидки до 70%» и надеяться, что в каком-либо магазине нам удастся прикупить добротную модную вещь за треть от ее реальной стоимости. Но большие цифры с «волшебными» приставками «до…» и «от…» на нас по-прежнему магически влияют.
Как-то еще в декабре я увидел новую рекламу очень серьезного интернет-провайдера (по совместительству — крупнейшего поставщика услуг кабельного телевидения в Киеве). Плакатик в метро обещал просто фантастическую скорость передачи данных. И именно указанные в рекламе «… до 38 Мбит/сек» послужили поводом для смены провайдера. Меня даже не смутила более высокая стоимость: за качество приходится платить!
А как у них: Британский Комитет по рекламным стандартам (ASA) раскритиковал Dell за то, что в рекламе принтера не поясняется, что для работы устройства необходимо также приобрести интерфейсный кабель.Любитель пива из США Ричард Овертон обвинил пивоваренную компанию Anheuser-Busch в недостоверной рекламе и подал иск в суд. Истец заявил: сколько бы он ни выпил пива Bud, молодые юноши и девушки в бикини, которых показывали в рекламе, так и не появлялись. Примечательно, что суд он выиграл!
По мнению Комитета ASA, слоган гибридной модели Lexus RX 400h «Незаменим для экологии и экономики» создает у потребителей впечатление, что этот автомобиль не наносит вреда окружающей среде, что не соответствует истине. Рекламу пришлось переделать.
Но… В общем, привожу отрывок из переписки со службой технической поддержки. «Качество сервиса на вашем участке сети находится в пределах приемлемого, хотя, может, полностью и не соответствует желаемому вами. То есть при такой загрузке интерфейса скорость 1—2 мегабит/с является нормальной». Обман? Нет. Ведь реальные 1 Мб/с тоже подпадают под формулировку «…до 38 Мбит/сек». Ключевое слово в этой фразе — «до». Как и волшебная приставка «от» в рекламе минимальных процентных ставок по кредиту, обещаниях несказанно низких цен на товар и молниеносных сроков исполнения заказов. Не ведитесь, задайте «подателю сего» конкретный вопрос о конкретных цифрах по конкретным товарам или услугам исходя из конкретных условий. Иначе просто будете выбрасывать деньги на ветер, что недобросовестным рекламодателям, собственно, и нужно.
Примеры добросовестного обмана покупателей:
«Без холестерина!» — кричала этикетка подсолнечного масла (которое В ПРИНЦИПЕ не содержит холестерина). Ценник был более лаконичен: «+50 копеек». Было бы просто смешно, если бы покупатели не выбирали именно это масло потому, что оно… без холестерина!
«Стиральный порошок стал эффективнее на 50%!». Правда, если приплюсовать все эти «…на 50%» за последнее время, то выяснится, что еще 10 лет назад стиральный порошок, похоже, вообще не умел стирать!
«Очищено хрусталем!». Простите, а как заставить хрустальное стекло очищать что-либо жидкое, кроме как взять осколок и поскоблить?
«Бензин ЕВРО-5»! Ничего, что стандарт «евро» — сугубо экологический и выдвигает требования не к топливу, а к содержанию вредных веществ в выхлопе? Качество же бензина в Европе нормирует стандарт EN 228. И ничего, что разработка требований «евро-5» в самой Европе закончена лишь для грузовых автомобилей? Ничего, если рассматривать табличку «ЕВРО-5» на заправке как маркетинговый ход.
«Наша косметика не содержит солей алюминия»! Ну да, а еще наверняка в ней нет цианистого калия, марсианского грунта и радиоактивных изотопов. Но вот стоит ли этим полоскать мозги потребителю?
Александр Николаенко, газета «Новая»
Tweet