Автоворы работают без выходных
На днях украинские средства массовой информации облетело сенсационное известие: злоумышленники якобы перестали красть дорогие иномарки (!?). Действительно ли хозяевам престижных авто можно спать спокойно, и кому в таком случае стоит поостеречься?
— Не могу сказать, что у преступников радикально изменились вкусы, — рассказывает заместитель начальника отдела по борьбе с незаконным завладением автомототранспортом Владимир Медведев. — Начиная с девяностых годов ВАЗ был и остается самой популярной у них маркой. Даже дилетант легко может вскрыть машину отверткой или линейкой. Завести — тоже без проблем, соединив провода. Позже, когда на дорогах появились иномарки, стали пропадать «лексусы» и «ланосы». Есть модели, вообще не пользующиеся спросом, например «вольво», «мазда», «пежо» или «рено». На черном рынке за них можно выручить всего до трех тысяч долларов, в то время как за «лексус» — минимум 12 тысяч. Хотя об аппетитах автозлодюжек судить сложно: иногда пропадают даже «таврии» и микроавтобусы. Но это, скорее, исключение из правил, нежели закономерность.
Бойцы невидимого фронта
Правоохранители отмечают, что кражей машин в Киеве в основном промышляют приезжие из других областей и даже из-за границы. Гастролерам помогают местные наводчики: находят нужные объекты, следят за ними. Угонщики — народ неглупый и хорошо подготовленный. Мало увести авто из-под носа у хозяина, надо знать, кому его продать, как не нарваться на дорожный патруль, и другие тонкости. А некоторые разбираются в методах оперативно-розыскной деятельности не хуже сотрудников милиции.
— Профессионалы всегда идут на дело ночью, — объясняет Владимир Медведев. — 70% угонов приходится на время от полуночи до шести утра. Пока владелец проснется, пока увидит, что машины и след простыл, она уже надежно спрятана. К «работе» воры подходят серьезно. Нередко практикуется такая схема: один угоняет и в условленном месте передает автомобиль подельнику, который в дальнейшем «позаботится» о судьбе стального коня.
К этому времени у злоумышленника уже есть доверенность, техпаспорт и новые номера. Он перепродает «товар» с документами скупщику краденого. По дороге на автобазар машина может поменять трех-четырех хозяев, и каждый зарабатывает на ней одну-две тысячи долларов. Последний покупатель, скажем, в Красноярске, не догадываясь о происхождении товара, выкладывает за него реальную стоимость и спокойно ездит. Немногие перед тем как приобрести автомобиль, проводят экспертизу, проверяют, не перебиты ли номера на кузове и не числится ли он в угоне.
Без шума и пыли
Показательно, что пограничный контроль машина проходит без проблем. Как отмечают милиционеры, взятка решает любой вопрос. Да и пограничники не могут делать экспертизу каждого авто. Проверяют номер кузова: в розыске не числится, документы на первый взгляд в порядке — вот и все. Таким образом переправляют за рубеж (в основном в Молдавию, Беларусь, Россию и Казахстан) «БМВ», «порши», «лексусы», «ленд крузеры», «прадо», «мерседесы» и другие модели представительского класса. Там на них еще есть спрос. Транспорт для иностранных граждан никогда не угоняют наобум, работают только под заказ, выбирая определенную серию, цвет, год выпуска.
— На некоторых моделях производители устанавливают усовершенствованные противоугонные системы, но это не останавливает воров, — рассказывает Владимир Медведев. — Они «вооружены» оборудованием по последнему слову техники российского и польского производства. Например, сканер для отключения сигнализации стоит три тысячи долларов, блок для перепрограммирования двигателя и запуска его под заготовку на новый «порш» или «тойоту» — 10–12 тысяч «зеленых». При этом угонщикам приходится обновлять аппаратуру — старая, выпущенная в 2000 году, не вскроет новые модели. Если «девятки» взламывают отвертками и линейками, то «лексус» так не возьмешь.
Уязвимые тачки
Чтобы вскрыть и завести любую машину, преступникам требуется всего от двух до двадцати минут. Как подметили милиционеры, чаще угоняют стальных коней, которые стоят под открытым небом во дворах, и крайне редко — с платных стоянок и из гаражей. Хотя как хозяевам, так и правоохранителям несколько лет доставляла неприятности группировка, специализировавшаяся на угонах из столичных гаражных кооперативов. За это время ее члены успели увести десять тачек. К счастью, все уже задержаны.
— Отыскать украденное авто — не такое простое дело, как может показаться, — объясняет Владимир Медведев. — Например, мобильный телефон легко вычислить по серийному номеру. Даже с другой карточкой его все равно можно засечь и найти в течение дня. Машина сама не позвонит в милицию. Киев — огромный город, здесь есть где спрятать краденое, не говоря уже о пригороде. А на разборку по запчастям уходит всего-то день-два. Кузов утопили — концов не найти. ВАЗ, «ланос», «мицубиси» и другие марки среднего класса идут на детали. Сейчас, правда, цены заметно упали — за легковушку стоимостью 20 тысяч долларов на разборке можно выручить максимум четыре тысячи.
Назад дороги нет
Автомобиль можно искать десятилетиями. Если стального коня не распилили, есть шанс, что он где-то когда-то «всплывет». Недавно в столичный отдел по борьбе с незаконным завладением автомототранспортом пришло уведомление из России, что в Барнауле нашли ВАЗ, угнанный в Киеве еще в 1993 году. Так что не стоит расстраиваться раньше времени. Пропавшее в Украине авто, которое появится в Белоруссии, России или Казахстане, вполне реально вернуть владельцу. Но только если машину не успели легализовать: поставить на учет, оформить техпаспорт, зарегистрировать. Если же у нового хозяина все в порядке с документами, ее так просто не отберут. Только через суд, а он будет на стороне «своего» гражданина. Точно так же обстоит дело и с пригнанной в нашу страну тачкой.
Со странами ЕС и Прибалтикой — все по-другому. Действовать приходится через Интерпол. Но в 97% случаев иностранцы отказываются забирать свою машину: к тому времени многие из них уже получили страховку и приобрели новые «лимузины». Поэтому у наших сограждан, которые купили ворованное авто, есть шанс стать законными владельцами.
А чтобы не потерять машину, правоохранители советуют не бросать ее где попало на ночь, а оставлять на стоянках или в гараже. Слепо доверять сигнализации и прочим противоугонным системам не стоит, береженого Бог бережет.
Роман Сливка, ВВ
Tweet